Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» (11 класс)
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Быстрянцев Игорь Иванович

Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе, используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к государственному выпускному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков. Вместе с тем курс даёт обучающимся целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

___________  А.И. Гладких

Протокол № _____

от «____» ____________2020 г.

 

 УТВЕРЖДАЮ

 Директор школы

_____________А.Н. Гузеев

Приказ  № _____

от «____» ____________2020 г.

Рабочая программа  элективного курса

«Подготовка к ГВЭ по русскому языку»

для 11 класса

среднего общего образования

базовый уровень (очная форма обучения)

на  2020 – 2021 учебный  год

                                               

Составитель: Быстрянцев И.И.,

 высшая квалификационная категория

Рубцовск

 2020

 Пояснительная записка

Рабочая  программа элективного курса  «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» для 11 класса создана на основе  федерального государственного стандарта среднего общего образования и программы по русскому языку для 10-11 классов А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой,  учебного  плана  КГКОУ «Вечерняя  школа №1»  на 2020-2021 учебный год, Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) КГКОУ «Вечерняя  школа №1».

Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе, используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к государственному выпускному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков. Вместе с тем курс даёт обучающимся целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся.

Главная цель курса – подготовка   выпускников к  прохождению государственной итоговой аттестации  по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена через формирование и развитие   языковой,  лингвистической  и коммуникативной  компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, композиционной структурой экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в  программах  русского языка  для основной и средней школы.

Методические приемы и средства, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ГИА; практикумы; тренинги; написание сжатого  и подробного изложения, сочинения-размышления и т.д.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные.

В учебном плане  КГКОУ «Вечерняя  школа №1»  на элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку»  в 11 классе отводится 34 часа  (1 час в неделю).

Содержание курса

Введение (1 час)

Введение. Цели и задачи элективного  курса.

Текст и его особенности (3 часа)

Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи. Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова.

Подробное изложение (8 часов)

Этапы работы над подробным изложением. Методы и приёмы работы над изложением. 

Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Правила заполнения бланка регистрации и бланков записи.

Подготовка к написанию пробного итогового изложения. Пробное итоговое изложение. Проверка и анализ изложений.

Сжатое изложение текста (10 часов)

Сжатое изложение: способы компрессии текста. Приемы сжатия.

Урок – практикум «Работа с текстом. Приемы сжатия текста».

Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия. Анализ предложенного текста. Средства речевой выразительности.

Подготовка к написанию сжатого изложения . Написание сжатого изложения. Проверка и анализ сжатого изложения

Творческое задание к сжатому изложению (12 часов)

 Рассуждение как  тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).

Тезис – главная мысль автора текста. Проблема текста. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции.

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.

Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

Алгоритм написания творческого задания.

Пробное изложение с творческим заданием.

Календарно-тематический план  

№ п\п

№ в теме

Дата (неделя, месяц)

Тема урока

По плану

Фактически

Введение (1 час)

1

1

1.09

Введение. Цели и задачи элективного  курса.

Текст и его особенности (3 часа)

2

1

8.09

Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи.

3

2

15.09

Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова.

4

3

22.09

Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова.

Подробное изложение (8 часов)

5

1

29.09

Этапы работы над подробным изложением.

6

2

6.10

Методы и приемы работы над изложением.

7

3

13.10

Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

8

4

20.10

Правила заполнения бланка регистрации и бланков записи участников итогового изложения

9

5

3.11

Подготовка к написанию пробного итогового изложения.

10

6

10.11

Пробное итоговое изложение.

11

7

17.11

Пробное итоговое изложение.

12

8

24.11

Проверка и анализ изложений.

Сжатое изложение текста (10 часов)

13

1

1.12

Сжатое изложение: способы компрессии текста.

14

2

8.12

Приемы сжатия.

15

3

15.12

Урок – практикум «Работа с текстом. Приемы сжатия текста».

16

4

22.12

Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия.

17

5

12.01

Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия.

18

6

19.01

Анализ предложенного текста. Средства речевой выразительности.

19

7

26.01

Подготовка к написанию сжатого изложения.

20

8

2.02

Написание сжатого изложения.

21

9

9.02

Написание сжатого изложения.

22

10

16.02

Проверка и анализ сжатого изложения.

Творческое задание к сжатому изложению (12 часов)

23

1

2.03

Рассуждение как  тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).

24

2

9.03

Тезис – главная мысль автора текста.

25

3

16.03

Проблема текста. Формулировка проблемы.

26

4

30.03

Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

27

5

6.04

Выявление и формулировка авторской позиции.

28

6

13.04

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.

29

7

20.04

Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

30

8

27.04

Алгоритм написания творческого задания

31

9

4.05

Алгоритм написания творческого задания

32

10

11.05

Пробное изложение с творческим заданием

33

11

18.05

Пробное изложение с творческим заданием

Планируемые образовательные результаты

Личностными результатами освоения элективного курса  являются:

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации;

 понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;

понимание роли русского  языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

расширение круга используемых языковых и речевых средств.

 Метапредметными результатами  освоения элективного курса  выпускниками являются:

умение самостоятельно определять цели, планировать решение поставленных задач;

умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных  языковых средств;

умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Предметными результатами  освоения элективного курса  являются:

владение всеми видами речевой деятельности;

умение создавать устные и письменные высказывания,  тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров;

умение выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

умение подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;

умение правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

умение сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

умение анализировать текст, определять его тему, проблему и основную мысль;

умение соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

умение оценивать собственную речь с позиции соответствия языковым нормам;

 умение использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата (номер)

Причина коррекции (замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

Форма коррекции (объединение тем, уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.)

урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

урока, который содержит коррекцию

 отмена занятий по приказу и т.д.)

уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» на 2017 – 2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку»на 2017 – 2018 учебный год...

Авторская программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"

Авторская программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"...

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку" (50 часов)

Программа рассчитана на 50 часов подготовки к ОГЭ.Подготовка к написанию изложения,повторение теоретического материала для решения тестовой части экзамена и подготовка к написанию сочинения-рассуждени...