Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» (11 класс)
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе, используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к государственному выпускному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков. Вместе с тем курс даёт обучающимся целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________ А.И. Гладких Протокол № _____ от «____» ____________2020 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________А.Н. Гузеев Приказ № _____ от «____» ____________2020 г. |
Рабочая программа элективного курса
«Подготовка к ГВЭ по русскому языку»
для 11 класса
среднего общего образования
базовый уровень (очная форма обучения)
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Быстрянцев И.И.,
высшая квалификационная категория
Рубцовск
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» для 11 класса создана на основе федерального государственного стандарта среднего общего образования и программы по русскому языку для 10-11 классов А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой, учебного плана КГКОУ «Вечерняя школа №1» на 2020-2021 учебный год, Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) КГКОУ «Вечерняя школа №1».
Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе, используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к государственному выпускному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков. Вместе с тем курс даёт обучающимся целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся.
Главная цель курса – подготовка выпускников к прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена через формирование и развитие языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, композиционной структурой экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в программах русского языка для основной и средней школы.
Методические приемы и средства, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ГИА; практикумы; тренинги; написание сжатого и подробного изложения, сочинения-размышления и т.д.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные.
В учебном плане КГКОУ «Вечерняя школа №1» на элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» в 11 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса
Введение (1 час)
Введение. Цели и задачи элективного курса.
Текст и его особенности (3 часа)
Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи. Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова.
Подробное изложение (8 часов)
Этапы работы над подробным изложением. Методы и приёмы работы над изложением.
Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Правила заполнения бланка регистрации и бланков записи.
Подготовка к написанию пробного итогового изложения. Пробное итоговое изложение. Проверка и анализ изложений.
Сжатое изложение текста (10 часов)
Сжатое изложение: способы компрессии текста. Приемы сжатия.
Урок – практикум «Работа с текстом. Приемы сжатия текста».
Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия. Анализ предложенного текста. Средства речевой выразительности.
Подготовка к написанию сжатого изложения . Написание сжатого изложения. Проверка и анализ сжатого изложения
Творческое задание к сжатому изложению (12 часов)
Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).
Тезис – главная мысль автора текста. Проблема текста. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции.
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Алгоритм написания творческого задания.
Пробное изложение с творческим заданием.
Календарно-тематический план
№ п\п | № в теме | Дата (неделя, месяц) | Тема урока | |
По плану | Фактически | |||
Введение (1 час) | ||||
1 | 1 | 1.09 | Введение. Цели и задачи элективного курса. | |
Текст и его особенности (3 часа) | ||||
2 | 1 | 8.09 | Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи. | |
3 | 2 | 15.09 | Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова. | |
4 | 3 | 22.09 | Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова. | |
Подробное изложение (8 часов) | ||||
5 | 1 | 29.09 | Этапы работы над подробным изложением. | |
6 | 2 | 6.10 | Методы и приемы работы над изложением. | |
7 | 3 | 13.10 | Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. | |
8 | 4 | 20.10 | Правила заполнения бланка регистрации и бланков записи участников итогового изложения | |
9 | 5 | 3.11 | Подготовка к написанию пробного итогового изложения. | |
10 | 6 | 10.11 | Пробное итоговое изложение. | |
11 | 7 | 17.11 | Пробное итоговое изложение. | |
12 | 8 | 24.11 | Проверка и анализ изложений. | |
Сжатое изложение текста (10 часов) | ||||
13 | 1 | 1.12 | Сжатое изложение: способы компрессии текста. | |
14 | 2 | 8.12 | Приемы сжатия. | |
15 | 3 | 15.12 | Урок – практикум «Работа с текстом. Приемы сжатия текста». | |
16 | 4 | 22.12 | Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия. | |
17 | 5 | 12.01 | Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия. | |
18 | 6 | 19.01 | Анализ предложенного текста. Средства речевой выразительности. | |
19 | 7 | 26.01 | Подготовка к написанию сжатого изложения. | |
20 | 8 | 2.02 | Написание сжатого изложения. | |
21 | 9 | 9.02 | Написание сжатого изложения. | |
22 | 10 | 16.02 | Проверка и анализ сжатого изложения. | |
Творческое задание к сжатому изложению (12 часов) | ||||
23 | 1 | 2.03 | Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения). | |
24 | 2 | 9.03 | Тезис – главная мысль автора текста. | |
25 | 3 | 16.03 | Проблема текста. Формулировка проблемы. | |
26 | 4 | 30.03 | Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования. | |
27 | 5 | 6.04 | Выявление и формулировка авторской позиции. | |
28 | 6 | 13.04 | Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. | |
29 | 7 | 20.04 | Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. | |
30 | 8 | 27.04 | Алгоритм написания творческого задания | |
31 | 9 | 4.05 | Алгоритм написания творческого задания | |
32 | 10 | 11.05 | Пробное изложение с творческим заданием | |
33 | 11 | 18.05 | Пробное изложение с творческим заданием | |
Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами освоения элективного курса являются:
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации;
понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;
понимание роли русского языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения элективного курса выпускниками являются:
умение самостоятельно определять цели, планировать решение поставленных задач;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;
умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Предметными результатами освоения элективного курса являются:
владение всеми видами речевой деятельности;
умение создавать устные и письменные высказывания, тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров;
умение выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
умение подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;
умение правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
умение сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
умение анализировать текст, определять его тему, проблему и основную мысль;
умение соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
умение оценивать собственную речь с позиции соответствия языковым нормам;
умение использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата (номер) | Причина коррекции (замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Форма коррекции (объединение тем, уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.) | |
урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | урока, который содержит коррекцию | отмена занятий по приказу и т.д.) | уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» на 2017 – 2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»на 2017 – 2018 учебный год...
Авторская программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Элективный курс...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку" (50 часов)
Программа рассчитана на 50 часов подготовки к ОГЭ.Подготовка к написанию изложения,повторение теоретического материала для решения тестовой части экзамена и подготовка к написанию сочинения-рассуждени...