Игровые технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку
Введение
С каждым годом становится сложнее удержать внимание учеников. В нашем обществе ребенок с малых лет получает доступ к неограниченному количеству информации через интернет, играет в яркие динамичные игры на телефоне и может проверить правописание слова за несколько секунд. Последнее обесценивает в глазах учеников многочисленные правила русского языка. Способность удерживать внимание на одной теме стремительно снижаются. Большинство учебных пособий направлены на расширение словарного запаса учащихся и улучшение грамотности. Но стандартный подход, где учитель объясняет материал, а ученик воспроизводит действия педагога на других примерах, устарел.
При изучении русского и литературы детям приходится запоминать множество правил и читать объёмную литературу, но в условиях цифрового мира становится все труднее замотивировать учеников на это.
Бороться с этой проблемой помогают игровые техники. Они делают урок динамичнее, повышают эмоциональную вовлеченность учащихся и развивают креативность, так как вместо готовых ответов ребенок может проявить свою фантазию. Разные виды игр подходят для всех возрастных групп, поэтому их можно использовать с 1-го по 11-й класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаспарян Валентина Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №277
Игровые технологии на уроках русского и литературы
Введение
С каждым годом становится сложнее удержать внимание учеников. В нашем обществе ребенок с малых лет получает доступ к неограниченному количеству информации через интернет, играет в яркие динамичные игры на телефоне и может проверить правописание слова за несколько секунд. Последнее обесценивает в глазах учеников многочисленные правила русского языка. Способность удерживать внимание на одной теме стремительно снижаются. Большинство учебных пособий направлены на расширение словарного запаса учащихся и улучшение грамотности. Но стандартный подход, где учитель объясняет материал, а ученик воспроизводит действия педагога на других примерах, устарел.
При изучении русского и литературы детям приходится запоминать множество правил и читать объёмную литературу, но в условиях цифрового мира становится все труднее замотивировать учеников на это.
Бороться с этой проблемой помогают игровые техники. Они делают урок динамичнее, повышают эмоциональную вовлеченность учащихся и развивают креативность, так как вместо готовых ответов ребенок может проявить свою фантазию. Разные виды игр подходят для всех возрастных групп, поэтому их можно использовать с 1-го по 11-й класс.
Цель моей работы – показать необходимость внедрения игровых технологий в рамках уроков русского и литературы и поделиться накопленным опытом.
Задачи:
- Раскрыть особенности применения игровых техник для разных групп учеников
- Выделить наиболее эффективные технологии
- Поделиться опытом внедрения и использования игровых технологий
Понятие игровых технологий и их виды
Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации урока в форме различных интерактивных игр.
Теория познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой наделяют педагогические игры следующими свойствами: четко поставленной целью обучения, учебно-познавательная направленность и соответствующие им педагогические результаты.
Педагогические игры можно классифицировать по следующим признакам:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные, комнатные и др.
На уроках русского я использую классификацию Л.В. Петрановской по тематическому признаку – разделяю в соответствие с разделами лингвистики на фонетические, лексико-фразеологические, синтаксические, игры по морфемике и словообразованию.
Применение игровых технологий на уроках русского и литературы
На уроках русского и литературы используются интеллектуальные игры, т.е. те, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности. Для закрепления новых тем и повторения старых применяю обучающие и тренировочные. Контролирующие использую в конце четверти для диагностики усвоения материала.
С 5-11 класс лучше применять ролевые игры – обучающий процесс с применение на себя разных моделей поведения. С их помощью школьники могут стать героями литературных произведений, узнать их характер и глубже погрузиться в материал. Так, после прочтения книги «Война и мира» ученики могут рассуждать на тему справедливости или милосердия от лица разных персонажей или в тематических сценках проигрывать эпизоды из этого романа.
По моим наблюдениям, командные игры вовлекают больше, чем индивидуальные. Одна из моделей:
Поделив класс на группы, они получают одно задание. Выигрывает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов. Этот вид игр вовлекает даже учеников, не проявляющих активность на обычных уроках, и выявляет лидеров класса. Состязательный элемент мотивирует лучше готовится к такому занятию и слажено работать. Вопросы могут быть посвящены выбору правильного ударения, чередующимся гласным, правильному построению предложений, склонению и т.д.
Заключение
Сегодня становиться все труднее удерживать внимание ребенка, но различные игры помогают этому. Игровые технологии не просто способ сделать урок динамичнее – они помогают лучше усваивать материал, развивать креативность и делают класс более сплоченным. Для разных возрастных групп подходят свои виды игр, но они выполняют свои цели вне зависимости от класса.
Список использованной литературы:
- Баев П. М. Играем на уроках русского языка. – М. : Дрофа, 1989. – 63 с
- В. Н. Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. 5–9 классы: игры со словами, разработки уроков – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
- Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М. : МИРОС-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".
Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...
Игровые технологии на уроках русского языка
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...
Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"
Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...
Игровые технологии на уроках русского языка
Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).
Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...