Игровые технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку

Введение

С каждым годом становится сложнее удержать внимание учеников. В нашем обществе ребенок с малых лет получает доступ к неограниченному количеству информации через интернет, играет в яркие динамичные игры на телефоне и может проверить правописание слова за несколько секунд. Последнее обесценивает в глазах учеников многочисленные правила русского языка. Способность удерживать внимание на одной теме стремительно снижаются. Большинство учебных пособий направлены на расширение словарного запаса учащихся и улучшение грамотности. Но стандартный подход, где учитель объясняет материал, а ученик воспроизводит действия педагога на других примерах, устарел.

При изучении русского и литературы детям приходится запоминать множество правил и читать объёмную литературу, но в условиях цифрового мира становится все труднее замотивировать учеников на это.

Бороться с этой проблемой помогают игровые техники. Они делают урок динамичнее, повышают эмоциональную вовлеченность учащихся и развивают креативность, так как вместо готовых ответов ребенок может проявить свою фантазию. Разные виды игр подходят для всех возрастных групп, поэтому их можно использовать с 1-го по 11-й класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Гаспарян Валентина Евгеньевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №277

Игровые технологии на уроках русского и литературы


Введение

С каждым годом становится сложнее удержать внимание учеников. В нашем обществе ребенок с малых лет получает доступ к неограниченному количеству информации через интернет, играет в яркие динамичные игры на телефоне и может проверить правописание слова за несколько секунд. Последнее обесценивает в глазах учеников многочисленные правила русского языка. Способность удерживать внимание на одной теме стремительно снижаются. Большинство учебных пособий направлены на расширение словарного запаса учащихся и улучшение грамотности. Но стандартный подход, где учитель объясняет материал, а ученик воспроизводит действия педагога на других примерах, устарел.

При изучении русского и литературы детям приходится запоминать множество правил и читать объёмную литературу, но в условиях цифрового мира становится все труднее замотивировать учеников на это.

Бороться с этой проблемой помогают игровые техники. Они делают урок динамичнее, повышают эмоциональную вовлеченность учащихся и развивают креативность, так как вместо готовых ответов ребенок может проявить свою фантазию. Разные виды игр подходят для всех возрастных групп, поэтому их можно использовать с 1-го по 11-й класс.

Цель моей работы – показать необходимость внедрения игровых технологий в рамках уроков русского и литературы и поделиться накопленным опытом.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности применения игровых техник для разных групп учеников
  2. Выделить наиболее эффективные технологии
  3. Поделиться опытом внедрения и использования игровых технологий

 

Понятие игровых технологий и их виды

Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации урока в форме различных интерактивных игр.

Теория познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой наделяют педагогические игры следующими свойствами: четко поставленной целью обучения, учебно-познавательная направленность и соответствующие им педагогические результаты.

Педагогические игры можно классифицировать по следующим признакам:

По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и   психологические;

По характеру педагогического процесса:

1.      обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2.       познавательные, воспитательные, развивающие;

3.      репродуктивные, продуктивные, творческие;

4.      коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные, комнатные и др.

На уроках русского я использую классификацию Л.В. Петрановской по тематическому признаку – разделяю в соответствие с разделами лингвистики на фонетические, лексико-фразеологические, синтаксические, игры по морфемике и словообразованию.

Применение игровых технологий на уроках русского и литературы

На уроках русского и литературы используются интеллектуальные игры, т.е. те, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности. Для закрепления новых тем и повторения старых применяю обучающие и тренировочные. Контролирующие использую в конце четверти для диагностики усвоения материала.

С 5-11 класс лучше применять ролевые игры – обучающий процесс с применение на себя разных моделей поведения. С их помощью школьники могут стать героями литературных произведений, узнать их характер и глубже погрузиться в материал. Так, после прочтения книги «Война и мира» ученики могут рассуждать на тему справедливости или милосердия от лица разных персонажей или в тематических сценках проигрывать эпизоды из этого романа.

По моим наблюдениям, командные игры вовлекают больше, чем индивидуальные. Одна из моделей:

Поделив класс на группы, они получают одно задание. Выигрывает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов. Этот вид игр вовлекает даже учеников, не проявляющих активность на обычных уроках, и выявляет лидеров класса. Состязательный элемент мотивирует лучше готовится к такому занятию и слажено работать. Вопросы могут быть посвящены выбору правильного ударения, чередующимся гласным, правильному построению предложений, склонению и т.д.

Заключение

Сегодня становиться все труднее удерживать внимание ребенка, но различные игры помогают этому. Игровые технологии не просто способ сделать урок динамичнее – они помогают лучше усваивать материал, развивать креативность и делают класс более сплоченным. Для разных возрастных групп подходят свои виды игр, но они выполняют свои цели вне зависимости от класса.

Список использованной литературы:

  1. Баев П. М. Играем на уроках русского языка. – М. : Дрофа, 1989. – 63 с
  2. В. Н. Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. 5–9 классы: игры со словами, разработки уроков – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
  3. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М. : МИРОС-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...