Конспект урока обобщения и систематизации полученных знаний по теме "Обособленные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кочергина Наталья Сергеевна

Конспект урока в соответствии с ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока и его самоанализ.

Русский язык.

Тема урока: «Обособленные второстепенные члены предложения».

8 класс.

Учитель русского языка и литературы:  Кочергина Наталья Сергеевна

 Цели урока :  Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Обособленные второстепенные члены предложения».

Задачи:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
  • Воспитывать интерес  к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.

Предметные:

- Повторить элементы знаний: обособление определений, обстоятельств, дополнений;

- Обобщить и закрепить у учащихся  знания по теме « Обособленные второстепенные  члены предложения».

-Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки у обучающихся.

  • Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Формировать умение интонационно правильного прочтения предложения с обособленными членами; развивать самостоятельность в использовании сведений теоретического характера; активизировать  познавательный интерес к предмету;
  • Развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
  • Извлекать нужную информацию.

Оборудование:  стандартное, интерактивный копмлекс

                                                 

Ход урока.

  1. Оргмомент. СЛАЙД 1
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Орфографическая работа. СЛАЙД 3

Задание №1

  Пр..т..рать( написать транскрипцию, посчитать буквы и звуки) доску, выр..сла у д..рог…,солнеч(?)ный день,  с(?)едобный гри(б,п), ш..пот л..ствы, ц..пленок,(не)брежность,подоко(н,нн)ик, пол(лимона), у(с,з)кий мост, осе(н,нн)ий день, глиня(н,нн)ый кувш..н, лисья н..ра, ярко(красный) шарф, изл..гать св..и мысли, инт..ресный ра(с,сс)каз, темная ноч(?),стрич(?) волосы, сп..шу в школу, заг..реть на со..нце, предл..жить помощ..,  вым..кнуть под дождем, цветущее р..стение, прот..рать пыль, об..грать в шахматы, подск..чить от неожиданности, пр..школьный участок, соломен(нн)ая шляпа, две св..чи, научно(популярная ) – определить способ словообразования, разобрать по составу передача, я рас(сс)ердилась, с(ъ/ь)есть пол(яблока), пр..интересный рас(сс)каз, кле..щий карандаш, зам..реть от восторга, пройти через чащу, усевш..сь под  дер..вом, выс..ко над з..млей, (не)брежность, пел..кан, писать как курица лапой, соломенная шляпа (подобрать синонимичное словосочетаниес подчинительной связью управление)

  1. Проверка орфографической работы. СЛАЙД 4
  2. Постановка учебной проблемы и пути ее решения. Формулировка темы и цели урока. Активизация знаний

- Какую большую тему изучали в течение месяца?

- Логически предположите, какая сегодня должна быть тема.

- Зачем современному человеку изучать обособленные члены предложения, знать правила обособления?

- В связи с этим результаты урока должны быть таковы…

-Давайте вспомним, что такое обособление?

(Обособление- это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании).

   Обособленными могут быть второстепенные и уточняющие члены предложения. СЛАЙД 5.

  Значительно чаще в речи употребляются второстепенные члены со значением добавочного сообщения. Такие обособленные члены приближаются к сказуемым, а также к придаточным предложениям, но имеют форму члена предложения.

Сегодня  мы будем с вами говорить об обособленных второстепенных членах. Вспомним второстепенные члены предложения. СЛАЙД 6.

  В устной речи обособленные члены предложения произносятся с особой выделительной интонацией, а в письменной- выделяются с обеих сторон запятыми.

  • Сравните:
  • Сирень,//покрытая росой,//наполняла воздух нежным ароматом.
  • Покрытая росой сирень/ наполняла воздух нежным ароматом.

Таким образом, обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения имеют признаки( грамматические, смысловые, интонационные, пунктуационные)

-Расскажите об этих признаках. СЛАЙД 7

Смысловые: вносят в предложение дополнительное значение и по своей смысловой роли в предложении приближаются к сказуемому, к придаточному предложению;

Грамматические: являются только второстепенными членами предложения

( обособленными определениями, обстоятельствами или дополнениями)

Интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией ( интонация обособления)

Пунктуационные признаки:  на письме выделяются с обеих сторон запятыми.

СЛАЙД8,9 (определение, приложение)

СЛАЙД 10.

Условия обособления определений и приложений:

  • Относится к личному местоимению (во всех случаях)     
  • Стоит после определяемого слова.
  • Имеет добавочное обстоятельственное значение. 
  • Стоит после имени собственного и уточняет его (приложение)
  • Приложение с союзом как имеет значение причины; имеет при себе слова: по имени, по причине и т. д.

Задание №2  соотнесите: СЛАЙД  11.

  • 1.Относится к личному местоимению( во всех случаях) 
  • 2. Стоит после определяемого слова.
  • 3.Имеет добавочное обстоятельственное значение
  • 4. Стоит после имени собственного и уточняет его
  • 5. Приложение с союзом как имеет значение причины; имеет при себе слова: по имени, по причине и т. д.
  • А)Герасиму, как отличному работнику, тут ж дали в руку косу. (И. Тургенев)
  • Б) А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях   есть покой!( М.Ю.Лермонтов)
  • В)  Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
  • Г) Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племяникова, сидела у себя во дворе на крылечке. (А. Чехов)
  • Д) Стиснутая черными чашами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный туннель (И.Бунин)

Проверим:
1)б; 2)в; 3) д; 4)г; 5)а
СЛАЙД 12( ключ)

 -Для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения?

   Обособленные члены предложения- это средство смыслового и эмоционально- экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Именно поэтому обособленные определения характерны для художественного и публицистического стилей, отличающихся особой экспрессивностью, и придают речи особую выразительность.

  В научной и деловой речи обособленные определения главным образом используются как прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи. СЛАЙД 13

- Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

1. одиночными деепричастиями;

2. деепричастными оборотами;

3. существительными в косвенных падежах с предлогами;

4. наречиями   СЛАЙД 14.

- В каких случаях обособляются обстоятельства? СЛАЙД 15.

1. Если они выражены деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями (за исключением деепричастий, употребляющихся в речи как наречия образа действия)

*Дождь лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям.(А.С.Пушкин)

*Маленький паровоз, пыхтя, втаскивал на запасной путь долгожданный второй эшелон. (К.Симонов)

* ! НО: Татьяна любит не шутя(=серьезно). (А.С.Пушкин)

2. Если они выражены существительными с предлогами  НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, ПРИ НАЛИЧИИ, ПРИ ОТСУТСТВИИ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, ПО ПРИЧИНЕ, ВВИДУ , ВСЛЕДСТВИЕ.

* С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных.( Л.Н. Толстой)

Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своими родителями.

Не обособляются:

-одиночные обстоятельства, выраженные наречиями: стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.

- фразеологические сочетания, в состав которых входят деепричастия: слушать раскрыв рот, работать засучив рукава и т.п. СЛАЙД 16.

  В художественных произведениях иногда встречаются случаи авторского обособления обстоятельств. С помощью этого приема акцентируется внимание читателей на важных, с точки зрения автора, деталях описания, повествования: *Потом, с досады, она даже топнула ногой.

( Л.Н.Толстой)

     *  И она снова рассмеялась, щедро, почти до слез

.( Ю.Нагибин) СЛАЙД 17

6.1. Работа с текстом

 Леонардо да Винчи «Пеликан»СЛАЙД 18( Леонардо да Винчи)

( рассказ о жизни художника)

                                 СЛАЙД 19 ( рассказ притчи учеником)

1.Как только пеликан отправился на поиски корма, гадюка, сидевшая в засаде, тут же поползла, крадучись, к его гнезду.2. Пушистые птенцы мирно спали, ни о чём не ведая. 3.Змея подползла к ним вплотную.4. Глаза её сверкнули зловещим блеском, началась расправа.

5.Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись. 6. Злодейка, довольная содеянным, уползла в укрытие, чтобы оттуда вдоволь насладиться горем птицы.

7.Вскоре вернулся с охоты пеликан.8. При виде зверской расправы, учинённой над птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясённые неслыханной жестокостью.

9. « Без вас нет мне теперь жизни!» — причитал несчастный отец, смотря на мёртвых детишек. 10. « Пусть я умру вместе с вами!»- кричал пеликан, а из глаз его катились горькие слезы.

11. И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. 12.Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.

13. Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг от неожиданности вздрогнул…

14. О чудо!15. Его пролитая кровь и родительская любовь вернули дорогих птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. 16. И тогда, счастливый, он испустил дух.

Задание №1.Творческое. СЛАЙД 20

Почему пеликан  вздрогнул?

Попробуйте  продолжить  текст.

6.2. Чтение сочинений учащихся.(1-2)СЛАЙД 21

  12.О чудо!13. Его пролитая кровь и родительская любовь вернули дорогих птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. 14.И тогда, счастливый, он испустил дух.

Задание

Укажите  обособленные члены предложения, назовите  их  тип.

13. обособленное обстоятельство

14. обособленное  определение

Задание №2 СЛАЙД 23

1. Пушистые   птенцы   мирно  спали   в   гнезде

пеликана.  

2.Но  гадюка  была   совсем   близко.

3. Глаза   ее   сверкнули   зловещим  блеском,  

началась расправа.

4. Получив   по    смертельному   укусу,   птенцы

так и  не проснулись.

 5. Довольная  содеянным,

злодейка   уползла   в   укрытие.

                                            Задание.  

 Укажите  номера  предложений  с обособлением,  их тип.

СЛАЙД 24-проверка

 

Задание №3 СЛАЙД 25

6. Вскоре  вернулся с охоты пеликан.

7.  «Без  вас  нет   мне   теперь  жизни!» - разразился он вдруг

громкими  рыданиями, глядя на мертвых  детей.

8. «Пусть   я  умру  вместе  с  ними!»

 9.  Он начал клювом  раздирать  себе  грудь у  самого сердца.    

10. Горячая  кровь  ручьями   хлынула   из   раны,

окропляя  тела бездыханных  птенцов.

11. Теряя  последние силы,  пеликан   бросил   прощальный  

взгляд  на гнездо и вздрогнул…

Задание. Укажите  предложения с обособлением,  их тип.

СЛАЙД 26-проверка

Задание №4. Работа по содержанию притчи. СЛАЙД 27

  • автор - Леонардо  да  Винчи
  •  жанр - притча
  •  тема  - родительская любовь
  •  название – «Сердце отдаю детям»
  •  проблема  родительского и сыновнего   долга
  •  Чему  учит произведение? СЛАЙД 28

     СЛАЙД 29.

    «В   мире    много   грустного,   горького,

   гадкого.    Хочешь   изменить    этот     мир?

    Начни   с   себя!    Ведь    улица,   ведущая

         к     храму,   проходит    через   нашу

           собственную  душу».   (И.Клямкин)

 Задание.

      Укажите обособленный член предложения.

      Какой троп использовал автор в последнем

             предложении, объясните его  смысл?  

СЛАЙД 30

Тестирование.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание.

Самоанализ урока.

   Урок русского языка проводился в 8 классе 22.04.2020 г. по теме  « Обособленные члены предложения» (урок обобщения и систематизации полученных знаний). Цели  и задачи соответствуют типу урока. Содержание урока соответствует поставленной цели и задачам.  На уроке соблюдались принципы научности, наглядности, связь с жизнью, доступности, систематичности и последовательности. Темп урока оптимальный, время использовано рационально.  Перегрузки учащихся как физической, так и психической, на мой взгляд, не было благодаря смене видов деятельности. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепощать» их мышление.  Показателями наличия познавательных интересов и высокой работоспособности учащихся служат:   эмоциональный отклик,  увлечённость процессом деятельности;  активность в течение всего урока.

   На данном уроке  были  реализованы современные подходы к уроку русского языка в рамках введения ФГОС ООО. В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе в сотрудничестве с различными видами информации. Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока, при помощи стратегий и приёмов технологии критического мышления. В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование темы урока, целеполагание урока, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.

    Цели и задачи урока были достигнуты. Учащиеся  повторили не только  теоретические сведения об обособленных членах предложения, но и ранее изученные сведения из  всех разделов русского языка; в процессе урока учащиеся повторили элементы знаний: обособление определений, обстоятельств, дополнений; обобщили и закрепили знания по данной теме.  У учащихся развивалась речь, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты, воспитывался интерес  к русскому языку, развивалось умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.

      На уроке я использовала технологии системно- деятельностного подхода в достижении результатов освоения обучающимися программного материала: совместно с учащимися была сформулирована тема урока, что позволило в процессе взаимодействия решить поставленные учебные задачи, в результате такой деятельности у учащихся формировались новые знания. Для формирования у учащихся самоконтроля, способности оценивать свои действия и находить свои ошибки я использовала технологию оценивания, в результате у детей развивалась мотивация к успеху.  При работе с текстом я использовала технологию продуктивного чтения, что  помогло научить детей пониманию прочитанного, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию( работа с притчей Леонардо да Винчи « Пеликан». Для того, чтобы пробудить у детей интерес к русскому языку и развить навыки самообразования, я использовала технологии, основанные на реализации проектной деятельности ( при работе с анализом текста, подготовка мини проектов «Рассказ о жизни художника»), результатом работы стало воспитание детей с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни, учащиеся учились решать учебные и жизненные задачи, ставить перед собой цель, отвечать за результат своих действий. В процессе урока были использованы технологии обучения, учитывающие возрастные, ограниченные и выдающиеся способности обучающихся: для повторения пройденного материала были даны дифференцированные  задания изо всех разделов русского языка – ( «Фонетика»- составление  и анализ транскрипции слова ПРОТИРАТЬ, «Орфоэпия», «Морфология»- определение частей речи подчеркнутых слов в орфографической работе,  « Морфемика и словообразование»- работа со словом НАУЧНО- ПОПУЛЯРНАЯ ( разбор по составу, определение способа словообразования), «Орфография»- орфографическая работа с графическим объяснением орфограмм, «Лексика и фразеология»- работа с примерами профессионализмов, появившихся в результате самоварного ремесла;  работа с фразеологизмом ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ ( учащимся было предложено не только найти данный фразеологизм в орфографической работе, но и дать определение термину ФРАЗЕОЛОГИЗМ, дать толкование, рассказать о происхождении фразеологизма;  «Стили и типы речи»- при работе с текстом ( притча «Пеликан»- определение стиля, типа речи, жанровые особенности ; «Синтаксис и пунктуация»- синтаксический разбор словосочетания, определение типа словосочетания, для подготовки учащихся к одному из заданий ОГЭ и повторению ранее изученного материала мной было предложено перестроить словосочетание СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА с подчинительной связью согласования в синонимичное словосочетание с подчинительной связью управления); синтаксический разбор предложений и составление схем. На последнем этапе урока было дано дифференцированное домашнее задание.  На уроке, учитывая возрастные особенности, я использовала и игровую технологию (ежеурочная  рубрика «Почему мы так говорим?»- работа с фразеологизмом ДЕЛО В ШЛЯПЕ, что подняло  у детей настроение, вызывало положительные эмоции и способствовало  формированию учебной мотивации, дети активно готовились к данной рубрике урока и с удовольствием выполняли предложенные задания).  При выборе здоровьесберегающих технологий для детей я учитывала программу, реальные условия и возможности учащихся, что позволило добиться положительной динамики в обучении. Для выявления общей картины успеваемости,  определения уровня усвоения материала каждым учащимся, что позволяет продолжить индивидуальную работу,  как с успевающими, так и с отстающими, я использовала тестовые технологии. Для того, чтобы сделать урок увлекательным и эффективным, я использовала проектно- исследовательскую деятельность ( интегрирование различных видов деятельности, творческая деятельность ( работа с притчей «ПЕЛИКАН», исследовательский проект « Роль обособленных членов предложения», что также является рассредоточенной подготовкой к ОГЭ- написание сочинения.  Для того, чтобы сделать урок не совсем традиционным, насыщенным, ярким, я использовала технологию применения компьютерной техники (интерактивного комплекса) и электронные образовательные ресурсы. Дети работали активно и увлеченно, так как  применение этих технологий позволяет создать условия для повышения мотивации, способствует активизации познавательной сферы обучающихся. Все этапы урока логический связаны между собой. Время использовано рационально.

В ходе урока я старалась придерживаться демократического стиля общения, поддерживала доброжелательную атмосферу. Считаю, что на уроке были созданы благоприятные  условия для обучения, обстановка была доброжелательной  для учебной работы. Учащиеся были мотивированы выполнять задания не ради получения хорошей оценки на уроке, а исходя, из внутренней потребности выразить свои мысли.

    Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою.

   Считаю, что урок достиг поставленных целей. Поэтому, можно сделать вывод, о том, что выбор методов, стратегий и приёмов обучения оправдался. Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение, полученных по теме  знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»

Материалы к уроку  физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при  повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...

Урок обобщения и систематизации полученных знаний "Своя игра" по теме "Генетика"

Ни для кого не секрет: главная ценность человека – это его здоровье.В новое тысячелетие мы вступили с современными компьютерными технологиями и старыми болезнями, среди которых тысячи являются наследс...

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».

1.      Развивать у школьников умение пользоваться опорными  знаниями умение и навыки работать с таблицей.2.      Развивать мышление, умение дела...

Обобщение и систематизация изученного по теме "Однородные члены предложения"

Обобщение и систематизация изученного по теме "Однородные члены предложения"...

Презентация "Обобщение и систематизация изученного по теме "Однородные члены предложения"

Обобщение и систематизация изученного по теме "Однородные члены предложения"...

Обобщение и систематизация материала по теме "Однородные члены предложения"

Данный материал полезен учителям русского языка при проведении открытых уроков в 8 классе....