Рабочая программа кружка по русскому языку "Трудные вопросы орфографии"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Кружок «Трудные вопросы орфографии» позволит привести в систему все знания, полученные обучающимися при изучении орфографии в 5-9 классах. Он расширит и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепит практические умения и навыки; нацелит на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ и к сдаче ОГЭ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_voprosy_orfografii.docx | 47.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Дроздовская основная общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
ПРИНЯТО на УТВЕРЖДАЮ педагогическом совете Директор МКОУ
Протокол № 1 «Дроздовская ООШ»
от«___» ____________ 2020 г. ________________ Т.М.Быкова
Приказ №__
от«___» августа 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Трудные вопросы орфографии»
для 5 – 9 классов
Учитель: Курмис Людмила Алексеевна
1 квалификационная категория
д.Дроздово
20__ – 20__ учебный год
Пояснительная записка
Кружок по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» предназначен для обучающихся 5-9 класса и рассчитан на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.
Кружок «Трудные вопросы орфографии» позволит привести в систему все знания, полученные обучающимися при изучении орфографии в 5-9 классах. Он расширит и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепит практические умения и навыки; нацелит на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ и к сдаче ОГЭ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Цели и задачи
Цель курса:
- формирование орфографической грамотности обучающихся.
Задачи:
- обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
- совершенствовать орфографическую грамотность обучающихся;
- активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;
- обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов.
Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают
предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца.
Таким образом, курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для восьмиклассников особенно актуальным в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией по русскому языку.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по изученным темам
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
Предметные:
Ученик научится:
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик получит возможность научиться:
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения программы кружка обучающиеся должны
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-правильно писать сложные слова,
-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
-правильно писать не с разными частями речи.
Основное содержание программы кружка «Трудные вопросы орфографии»
34 ч
Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.
Тема 2. Правописание безударных гласных в корне слова
Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения.
Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных
Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-// -мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова)..
Тема 4. Правописание согласных в корне слова: 1) правописание звонких/глухих согласных; 2) правописание непроизносимых согласных; 3) двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.
Тема 5. Правописание приставок. Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.
Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).
Смысловые (различаются по значению): пре—при-
Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.
Тема 6. Употребление ь, ъ.
Ь пишется: на конце слова, середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным, в середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость; после мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными: в формах творительного падежа множественного числа; в середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот; в конце числительных, оканчивающихся на –дцать;в прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.
Сочетания букв:
-чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ-, -рч-, -ст-, -нт-, -щн-
Употребление Ь для обозначения грамматических форм: после шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежа; после шипящих в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж), после шипящих во втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени ( что делаешь? что сделаешь?); после шипящих и других согласных в повелительном наклонении ( что делай(те)? что сделай(те)?); в неопределённой форме глагола (после т и ч) ( что делать? что сделать?); в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня, кухня).
Ь не пишется:
- после шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа;
- после шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род);
- после шипящих в трёх наречиях-исключениях;
- после шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а (I склонение);
- в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня);
- в глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени ( что делает? что сделает? что делают? что сделают?);
Употребление разделительного Ъ: после согласного перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную; в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх; в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную:
ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицы пан-.
Обратить внимание!
Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы; в середине слова (не после приставки!) (Исключение – фельдъегерь.); на стыке частей сложного слова; в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под-!).
В середине слова пишется разделительный ь; в середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет; в слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.
Разделительный Ь пишется в следующих случаях: в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.
Тема 7. Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце имен числительных Правописание сложных и составных порядковых числительных (шестнадцатый, девятисотый; две тысячи двенадцатый).Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный (стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона), двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать миллиардов).. Правописание слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание дробных числительных ( три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).) Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре - десять, -ер-( четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
Тема 8. Слитные, раздельные и дефисные написания слов
Слитное написание существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (ярко-зеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол-лимона, пол-арбуза, пол-Лаишевки). Слитное написание предлогов (ввиду (= по причине), вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине), наподобие, насчет (= о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также, причём, притом, зато) и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку, наполовину) .
Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ).
Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).
Раздельное написание имен существительных (юбка мини), прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол большого дома). Слитное написание предлогов (в течение), частиц (бы, ли, же) и наречий (бок о бок). Исключения из правил.
Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .
Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- (глиняный, серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- (авиационный, родственный).3) Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- (картинный (картин-а + н-ый).
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой (вспаханный, отваренный ,но: смышлёный мальчик, названый брат);2) причастия с зависимыми словами ( варенная на молоке).3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:( маринованный, асфальтированный);4)причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида ( лишённый).
Одна -н- в кратких причастиях (воспитан), две -н- а в кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных (гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид). Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-,( шли организованно). Исключения из правил. Именах существительные, образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных ( столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’), мученик (от ‘мученый’).Две -н- во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н: пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).
Тема 10. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.
Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения.Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных (каблучок, зайчонок, доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех
словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения.
Тема 11. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий
Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.
Тема 12. Правописание окончаний . Правописание безударных окончаний имен существительных . Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Тема 13. Не с разными частями речи. Не с именами существительными (невежа, нечистоплотность). Не с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, с краткими причастиями и деепричастиями ( не читать, не хватает, не спал, не курил бы, не спеши, не прочитан, не видя); а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и наречиями ((кроме наречий на -о): не один, не в клубе, не то... не то, не только, не всегда, не завтра, не по-твоему, не по-русски), б) с существительными, прилагательными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: (Он говорил не правду, а ложь; Это была не большая, а маленькая станция; От общежития до института не далеко, а близко. Сегодня не холодно, а тепло), в) с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов(: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга; На столе лежала не прочитанная мною книга), г) с прилагательными, наречиями на –о со словами далеко не, вовсе не, отнюдь н(: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не лёгкое решение, отнюдь не весело). Не с местоимениями, в том числе отрицательными ( некого, не у кого). Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за ребенком — не досмотреть кинофильм).
Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания ( сквозь, близ) Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, управляющие формой дательного падежа существительного или местоимения( благодаря вовремя принятому решению; благодаря ему (ей, им); согласно вашему заявлению). Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение, в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в течении реки). Употребление производных предлогов. Правописание союзов Слитное написание союзов зато также тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и причем.Сочетание ни при чем (Правду говоря, здесь щука ни при чем..). Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов (состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Частицы не и ни, их различение на письме.
Тема 15. Употребление прописных букв.
Прописные буквы в начале текста. Прописные буквы после знаков препинания. Собственные имена лиц. Клички животных. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. Географические и административно-территориальные названия. Астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов. Названия праздников, народных движений, знаменательных дат. Названия, связанные с религией. Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм. Названия документов, памятников старины, произведений искусства. Наименования должностей и званий. Названия орденов, медалей, знаков отличия. Названия литературных произведений и средств массовой информации. Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Условные имена собственные
Тема 16. Итоговое тестирование
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Учебно-тематический план кружка «Трудные вопросы орфографии»
№ п/п | Тема | К-во часов |
1 | Орфография как система правил русского правописания | 1 |
2 | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 |
3 | Правописание корней с чередованием гласных | 2 |
4 | Правописание согласных в корнях слов | 2 |
5 | Правописание приставок. Употребление ъ после приставок. | 2 |
6 | Употребление ь . Употребление ь после шипящих в разных частях речи | 2 |
7 | Правописание числительных | 2 |
8 | Слитные, раздельные и дефисные написания слов | 2 |
9 | Правописание н,нн в разных частях речи | 4 |
10 | Правописание о-ё после шипящих | 2 |
11 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий | 3 |
12 | Правописание окончаний | 2 |
13 | НЕ с разными частями речи | 3 |
14 | Правописание производных предлогов, союзов, частиц | 3 |
15 | Употребление прописных букв | 1 |
16 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата | Примечания | |
по плану | фактически | |||||
1 | Орфография как система правил русского правописания | 1 | Составление индивидуальной карты ошибок | |||
2 | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | Выполнение упражнений. Выступления учащихся по теме. Орфографический и словообразовательный разборы. Составление словарика «Непроверяемые гласные в корне слова». Составление кроссвордов, шарад, ребусов | |||
3 | Правописание корней с чередованием гласных | 2 | Выполнение упражнений. Орфографический и словообразовательный разборы. Составление кроссвордов, шарад, ребусов | |||
4 | Правописание согласных в корнях слов | 2 | Выполнение упражнений. Орфографический и словообразовательный разборы. Диктант с продолжением. Конкурс «Кто больше?» | |||
5 | Правописание приставок. Употребление ъ после приставок. | 2 | Выполнение упражнений, составление словарной статьи Составление орфографического и толкового словарика «Слова с иноязычными приставками» Изложение с продолжением. | |||
6 | Употребление ь . Употребление ь после шипящих в разных частях речи | 2 | Выполнение упражнений. Изложение с продолжением. Составление опорного конспекта «Ь после шипящих в разных частях речи» (творческая работа) | |||
7 | Правописание числительных | 2 | Выполнение упражнений. Осложнённое списывание | |||
8 | Слитные, раздельные и дефисные написания слов | 2 | Самостоятельная работа. Составление таблицы «Слитно. Раздельно. Через дефис». | |||
9 | Правописание н,нн в разных частях речи | 4 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма. Объяснительный диктант. Изложение с продолжением. | |||
10 | Правописание о-ё после шипящих | 2 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма. Орфографический и словообразовательный разборы. | |||
11 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий | 3 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, Тестирование. Осложнённое списывание. Презентация «Правописание суффиксов в разных частях речи» Морфемный разбор. | |||
12 | Правописание окончаний | 2 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма. Выборочно-распределительный диктант | |||
13 | НЕ с разными частями речи | 3 | Выполнение упражнений. Составление таблицы «НЕ с разными частями речи» Орфографический анализ текста Сочинение-рассуждение по пословице | |||
14 | Правописание производных предлогов, союзов, частиц | 3 | Выполнение упражнений. Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли нам частицы?» Творческий диктант: замена производных предлогов непроизводными. | |||
15 | Употребление прописных букв | 1 | Осложнённое списывание Составление словарика «Прописная или строчная?» | |||
16 | Итоговое занятие | 1 | Итоговое тестирование |
Программно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. - М., 2001.
2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.
4. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. - М., 2009.
5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
6. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.
7. Лукина Я.В., Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: Златоуст, 2001.
8. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
9. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
11. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.
12. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. - М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009.
13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.
14. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично».- Ростов н/Д, 1998.
15. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.
16. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.
Литература для обучающихся:
1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.А. Слитно или раздельно? Опыт словаря-спрвочника.-М.:Русский язык,1982.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.
3. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.
7. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов Н/Д, 1998.
8. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.
9. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.
Интернет - ресурсы
http://mousosh192005.narod.ru/pril1.ppt (Презентация. Правописание приставок)
http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm (тестирование компьютерное)
Презентация. Безударные гласные в корне слова
http://www.brave-on-ege.ru/oi.php (Тестирование. о-ё после шипящих с самопроверкой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"
Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...
Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики" 108 часов (3 часа в неделю)...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Секреты орфографии"
Данный факультатив позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Секреты орфографии»
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса....