Рабочая программа кружка по русскому языку "Трудные вопросы орфографии"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Людмила Алексеевна Курмис

         Кружок  «Трудные вопросы орфографии» позволит привести в систему все знания, полученные обучающимися при изучении орфографии  в 5-9 классах.  Он расширит и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепит практические умения и навыки;  нацелит на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ и к сдаче ОГЭ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_voprosy_orfografii.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дроздовская основная общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области

                                                     

ПРИНЯТО на                                                                            УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                педагогическом совете                                                             Директор МКОУ                                                  

Протокол № 1                                                                           «Дроздовская ООШ»

 от«___» ____________ 2020 г.                                                ________________ Т.М.Быкова                                                                                

                                                                                                    Приказ №__

                                                                                                    от«___» августа 20___ г.                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Трудные вопросы орфографии»

для 5 – 9  классов

Учитель: Курмис Людмила Алексеевна

1 квалификационная категория

д.Дроздово

20__ – 20__ учебный год

Пояснительная записка

Кружок по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» предназначен для обучающихся 5-9 класса и рассчитан на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.

         Кружок  «Трудные вопросы орфографии» позволит привести в систему все знания, полученные обучающимися при изучении орфографии  в 5-9 классах.  Он расширит и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепит практические умения и навыки;  нацелит на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ и к сдаче ОГЭ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Цели и задачи

Цель курса:

      -  формирование орфографической грамотности обучающихся.

Задачи:

  1. обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию;

  1. совершенствовать орфографическую  грамотность обучающихся;

  1. активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;

  1. обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.

          Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные  приёмы: работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии,   разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов.

          Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают

предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью  словообразовательного образца.

       Таким образом, курс по углублению и систематизации знаний орфографических  правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для восьмиклассников особенно актуальным в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией по русскому языку.

   

Планируемые результаты

 

Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по изученным темам

 

 Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Ученик  получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик  получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей,  в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ученик  получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:  

Ученик   научится:

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик  получит возможность научиться:

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

определять:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы кружка обучающиеся должны

знать:

- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

- условия, от которых зависит написание;

- норму, действующую при данных условиях;

- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

-приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными      морфологическим и традиционным принципами написания;

-правильно писать сложные слова,

-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях       прилагательных,

-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

-правильно писать не с разными частями речи.

Основное содержание программы кружка                                                      «Трудные вопросы орфографии»

34 ч

          Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.

          Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.

          Тема 2. Правописание безударных гласных в корне слова

          Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и   непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения.

         Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных

          Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-,   -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-,  - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-,  -твор-//-твар-,  -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-//  -мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова)..

          Тема 4. Правописание согласных в корне слова: 1) правописание звонких/глухих согласных; 2) правописание      непроизносимых согласных; 3) двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.

              Тема 5.  Правописание приставок.  Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.

              Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без-  бес--вз-- вс-,воз-  вос-,из-  ис-,низ-  нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).

                   Смысловые (различаются по значению): пре—при-

           Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.

              Тема 6. Употребление  ь, ъ.

    Ь пишется:   на конце слова,        середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным, в  середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость; после мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными: в формах творительного падежа множественного числа; в        середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот; в конце числительных, оканчивающихся на –дцать;в         прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.

   Сочетания букв:        

          -чк-,        -чн-,        -нч-,        -нщ-,        -рщ-,        -рч-,        -ст-,        -нт-,        -щн-

        Употребление Ь для обозначения грамматических форм: после шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежа; после шипящих в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж),        после шипящих во втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени ( что делаешь? что сделаешь?); после шипящих и других согласных в повелительном наклонении  ( что делай(те)? что сделай(те)?); в  неопределённой форме глагола (после т и ч)  ( что делать? что сделать?); в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня, кухня).

        Ь не пишется:        

            - после шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа;        

            - после шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род);

          -  после шипящих в трёх наречиях-исключениях;        

          - после шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а (I склонение);        

         - в  родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня);        

        - в глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени ( что делает? что сделает? что делают? что сделают?);

Употребление разделительного Ъ: после согласного перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную; в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх; в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную:

ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицы  пан-.

      Обратить внимание!

Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы;  в середине слова (не после приставки!) (Исключение – фельдъегерь.); на стыке частей сложного слова; в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под-!).

В середине слова пишется разделительный ь; в середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет;  в слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять. 

Разделительный Ь пишется в следующих случаях: в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.

Тема 7. Правописание числительных. Мягкий знак  в середине и на конце имен числительных Правописание  сложных  и составных порядковых числительных (шестнадцатый, девятисотый; две тысячи двенадцатый).Правописание  порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный (стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона), двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать миллиардов).. Правописание слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание дробных числительных ( три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).) Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре - десять, -ер-( четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

         Тема 8. Слитные, раздельные и дефисные написания слов

           Слитное  написание существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (ярко-зеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол-лимона, пол-арбуза, пол-Лаишевки). Слитное написание предлогов (ввиду (= по причине), вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине), наподобие, насчет (= о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также, причём, притом, зато) и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку, наполовину) .

       Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо,      -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ).        

Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

    Раздельное написание имен  существительных (юбка мини), прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол большого дома). Слитное написание предлогов (в течение), частиц (бы, ли, же) и наречий (бок о бок). Исключения из правил.

          Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .

Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- (глиняный, серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- (авиационный, родственный).3)   Прилагательные,  образованные от существительных с  основой  на  -н  с  помощью  суффикса -н- (картинный (картин-а + н-ый).

Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой (вспаханный, отваренный ,но: смышлёный мальчик, названый брат);2) причастия с зависимыми словами ( варенная на молоке).3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:( маринованный, асфальтированный);4)причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида   ( лишённый).

      Одна -н- в кратких причастиях (воспитан), две -н- а в  кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных (гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид). Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-,( шли организованно). Исключения из правил. Именах существительные, образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных ( столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’), мученик (от ‘мученый’).Две -н-  во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н: пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).

      Тема 10. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.

            Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения.Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных  (каблучок, зайчонок,  доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех

словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения.

          Тема 11.  Правописание суффиксов существительных, прилагательных,  причастий, глаголов, наречий

          Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.

 

          Тема 12.  Правописание окончаний . Правописание безударных окончаний имен существительных . Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и  прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Тема 13.  Не с разными частями речи. Не с именами существительными (невежа, нечистоплотность). Не с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, с  краткими причастиями и деепричастиями ( не читать, не хватает, не спал, не курил бы, не спеши, не прочитан, не видя); а также с числительными, предлогами (кроме  несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и наречиями ((кроме наречий на -о): не один, не в клубе, не то... не то, не только, не всегда, не завтра, не по-твоему, не по-русски), б) с существительными, прилагательными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: (Он говорил не правду, а ложь; Это была не большая, а маленькая станция; От общежития до института не далеко, а близко. Сегодня не холодно, а тепло), в) с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов(: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга; На столе лежала не прочитанная мною книга), г) с прилагательными, наречиями на –о со словами далеко не, вовсе не, отнюдь н(: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не лёгкое решение, отнюдь не весело). Не с местоимениями, в том числе отрицательными ( некого, не  у кого). Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за ребенком — не досмотреть кинофильм).

          Тема 14.  Правописание  предлогов, союзов, частиц.

                Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений  из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания ( сквозь, близ) Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки,  управляющие формой дательного падежа существительного или местоимения( благодаря вовремя принятому решению; благодаря ему (ей, им); согласно вашему заявлению). Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине.  Предлоги в продолжение, в течение,  их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в течении реки). Употребление производных предлогов. Правописание союзов Слитное написание союзов зато также  тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и причем.Сочетание ни при чем (Правду говоря, здесь щука ни при чем..). Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов (состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

 Частицы не и  ни, их различение на письме.

               Тема 15.  Употребление прописных букв. 

 Прописные буквы в начале текста. Прописные буквы после знаков препинания. Собственные имена лиц. Клички животных. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. Географические и административно-территориальные названия. Астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов. Названия праздников, народных движений, знаменательных дат. Названия, связанные с религией. Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм. Названия документов, памятников старины, произведений искусства. Наименования должностей и званий. Названия орденов, медалей, знаков отличия. Названия литературных произведений и средств массовой информации. Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Условные имена собственные

          Тема 16.  Итоговое тестирование

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Учебно-тематический план кружка                                                       «Трудные вопросы орфографии»

№ п/п

Тема

К-во часов

1

Орфография как система правил  русского правописания

1

2

Правописание безударных гласных в корне слова

2

3

Правописание корней с чередованием гласных

2

4

Правописание согласных в корнях слов

2

5

Правописание приставок.

Употребление ъ после приставок.

2

6

Употребление ь .

Употребление ь после шипящих в разных частях речи

2

7

Правописание числительных

2

8

Слитные, раздельные и дефисные написания слов

2

9

Правописание н,нн в разных частях речи

4

10

Правописание о-ё после шипящих

2

11

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

3

12

Правописание окончаний

2

13

НЕ с разными частями речи

3

14

Правописание производных предлогов, союзов, частиц

3

15

Употребление прописных букв

1

16

Итоговое занятие

1

Итого

34

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

Примечания

по плану

фактически

1

Орфография как система правил  русского правописания

1

Составление индивидуальной карты ошибок

2

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Выполнение упражнений.

Выступления учащихся по теме.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Составление словарика «Непроверяемые гласные в корне слова».

Составление кроссвордов, шарад, ребусов

3

Правописание корней с чередованием гласных

2

Выполнение упражнений.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Составление кроссвордов, шарад, ребусов

4

Правописание согласных в корнях слов

2

Выполнение упражнений.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Диктант с продолжением.

Конкурс «Кто больше?»

5

Правописание приставок.

Употребление ъ после приставок.

2

Выполнение упражнений, составление словарной статьи

Составление орфографического и толкового словарика «Слова с иноязычными приставками»

Изложение с продолжением.

6

Употребление ь .

Употребление ь после шипящих в разных частях речи

2

Выполнение упражнений.

Изложение с продолжением.

Составление опорного конспекта «Ь после шипящих в разных частях речи»

 (творческая работа)

7

Правописание числительных

2

Выполнение упражнений.

Осложнённое списывание

8

Слитные, раздельные и дефисные написания слов

2

Самостоятельная работа.

Составление таблицы «Слитно. Раздельно. Через дефис».

9

Правописание н,нн в разных частях речи

4

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Объяснительный диктант.

Изложение с продолжением.

10

Правописание о-ё после шипящих

2

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Орфографический и словообразовательный разборы.

11

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

3

Самостоятельная работа, составление опорных схем,

Тестирование.

Осложнённое списывание.

Презентация «Правописание суффиксов в разных частях речи»

Морфемный разбор.

12

Правописание окончаний

2

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Выборочно-распределительный диктант

13

НЕ с разными частями речи

3

Выполнение упражнений.

Составление таблицы «НЕ с разными частями речи»

Орфографический анализ текста

Сочинение-рассуждение по пословице

14

Правописание производных предлогов, союзов, частиц

3

Выполнение упражнений.

Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли нам частицы?»

Творческий диктант: замена производных предлогов непроизводными.

15

Употребление прописных букв

1

Осложнённое списывание

Составление словарика «Прописная или строчная?»

16

Итоговое занятие

1

Итоговое тестирование

           Программно-методическое обеспечение

                         Литература для учителя:

          1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. - М., 2001.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.

4. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. - М., 2009.

        5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

6. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.

7. Лукина Я.В., Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: Златоуст, 2001.

8. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

9. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.

11. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.

12. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные  тесты и другие материалы для 9 класса. -  М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009.

13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

          14. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично».- Ростов н/Д, 1998.

      15. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!»,   9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.

      16. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.

Литература для обучающихся:

1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.А. Слитно или раздельно? Опыт словаря-спрвочника.-М.:Русский язык,1982.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.

3. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.

6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

        7. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов Н/Д, 1998.

8. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!»,     9 класс. (Пособие для средней школы). -  М: «Грамотей», 2005.

9. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!»,   9 класс. (Пособие для средней школы). -  М: «Грамотей», 2006.

Интернет - ресурсы

http://mousosh192005.narod.ru/pril1.ppt  (Презентация. Правописание приставок)

http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm (тестирование компьютерное)

Презентация. Безударные гласные в корне слова

http://www.brave-on-ege.ru/oi.php (Тестирование. о-ё после шипящих с самопроверкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс

В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской       Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики"  108 часов (3 часа в неделю)...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Секреты орфографии"

Данный факультатив позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Секреты орфографии»

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся,  развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса....