Практическая работа по теме "Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления"
учебно-методический материал по русскому языку

Дягилева Наталья Ивановна

Практическая работа для студентов 1 курса с использованием метода групповых технологий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt._rab._no_7.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 7

Тема: «Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления»

Цель работы: знать сферы употребления русской лексики, основные понятия урока, уметь разграничивать слова по сферам их употребления.

Продолжительность занятия: 90 минут

Оснащенность: методическая разработка для студентов, учебник, словари

Литература: 

1. Герасименко Н.А., Леденева В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык. Учебник для сред. проф. учеб. Заведений. - Издательский центр «Академия», 2014.

2. Толковые словари русского языка, Словарь иностранных слов, в т.ч. электронные

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое лексика? 
  2. Что такое лексическое значение слова? 
  3. На какие группы делится лексика по происхождению? 
  4. В каком веке возникла общеславянская лексика и в каких языках она сохранилась?
  5. Какие языки относятся к восточнославянской группе языков? 
  6. В каком веке начала формироваться исконно русская лексика? 
  7. Приведите примеры слов, относящихся к исконно русской лексике.
  8. В результате чего в русском языке появилась и появляется заимствованная лексика? 
  9. Приведите примеры слов иноязычного происхождения.

Практическая часть

А. Происхождение лексики

1. Прочитать § 22, с. 48-49, выполнить упр.107.

2. Объясните причины ошибок, связанных с употреблением иноязычной лексики.

1) Антисанитарное состояние находится в удовлетворительном состоянии. 2) Я видел, что он индифферентно спешил. 3)  Кротов повесил на забор фиктивный некролог обидного содержания на соседа Иванова. 4) Разрешая вопрос о невозможности совместного проживания сторон, суд учитывает их длящийся много лет их антагонизм. 5) Эта инсинуация вызвала со стороны подсудимой очень бурную реакцию. 6) Я надеюсь, что мы сможем инспирировать моему подзащитному, что он сможет еще встать на путь исправления.

3. Определите, какая лексика используется в качестве терминов из ниже перечисленных примеров (устаревшая, разговорная, эмоционально-экспрессивная, общеупотребительная, иностранные слова).

        Кража, воровство, хищение, пособник, организатор, подстрекатель, наказание, кара, возмездие, родственники, родичи, деяние, преступление, мотив, побуждение, недостача, промотание, рецидивист, конфискация, колония, симуляция, учинить, дознание, оговор, клевета, донос, легкое наказание, вредные последствия, тяжкие последствия, необходимая оборона, сокрытие.

Б. Употребление лексики

  1. Ситуация иллюстрация

Групповая работа (письменно и устно)

Тексты из художественных произведений для анализа.

1 группа. Прочтите текст. Найдите диалектизмы. Попробуйте их объяснить.

        Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилилюканье колокольцев. За заплотом нашего двора, под навесом зашевелились куры, одна упала с насеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на нее прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди - в огород заберутся, яйца в жалице снесут.

(В.П. Астафьев «Последний поклон»)

- Легко ли вам понять значение этих слов? Почему?

- Где мы можем найти толкование слов.

- С какой целью В. П. Астафьев вводит в свой текст диалекты?

2 группа. Прочтите текст. Найдите термины. Попробуйте их объяснить.

        Язык литературоведческой науки – ее теории и истории, – как известно, создавался из заимствований – у искусствоведения, собственно истории, философии, социологии, лингвистики, музыки, даже точных наук. Эволюцию литературоведения можно описать поэтому как историю постоянного обновления и расширения ее терминологического аппарата. Однако вторая половина XX столетия внесла в этот процесс чрезвычайную динамику и напряженность, ибо на границе перехода культуры от модернизма к постмодернизму обе составляющих названия той науки, о которой я веду речь (история литературы) – т.е. и «история» и «литература» – подверглись радикальной деконструкции, а сама возможность их сочетания, существенность их связи стали объектом сомнения.

(Н.Т. Пахсарьян «Проблемы теоретической поэтики»)

- Легко ли вам понять значение этих слов? Почему?

- Где мы можем найти толкование слов.

- С какой целью автор вводит в текст терминологию?

3 группа. Прочтите следующий текст. Найдите профессионализмы. Попробуйте их объяснить.

        Непосредственно вслед за сим удален после трепанации черепной коробки придаток мозга - гипофиз и заменен человеческим от вышеуказанного мужчины.

Истрачено 8 кубиков хлороформа, 1 шприц камфары, 2 шприца адреналина в сердце.

        Показание к операции: постановка опыта Преображенского с комбинированной пересадкой гипофиза и яичек для выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем – о его влиянии на омоложение организма у людей.

Оперировал профессор Ф. Ф. Преображенский.

(М.А. Булгаков «Собачье сердце»)

- Легко ли вам понять значение этих слов? Почему?

- Где мы можем найти толкование слов.

- С какой целью автор вводит в свой текст профессионализмы?

4 группа. Прочтите следующий текст. Найдите профессионализмы. Попробуйте их объяснить.

Сквозь темную кожу щек Наумова проступил густой румянец.

– На представку, – заискивающе сказал он.

– Очень нужно, – живо сказал Севочка и протянул назад руку: тотчас же в руку была вложена зажженная махорочная папироса. Севочка глубоко затянулся и закашлялся.

– Что мне твоя представка? Этапов новых нет – где возьмешь? У конвоя, что ли?

Согласие играть «на представку», в долг, было необязательным одолжением по закону, но Севочка не хотел обижать Наумова, лишать его последнего шанса на отыгрыш.

– В сотне, – сказал он медленно. – Даю час представки.

– Давай карту. – Наумов поправил крестик и сел. Он отыграл одеяло, подушку, брюки – и вновь проиграл все.

– Чифирку бы подварить, – сказал Севочка, укладывая выигранные вещи в большой фанерный чемодан. – Я подожду.

– Заварите, ребята, – сказал Наумов.

Речь шла об удивительном северном напитке – крепком чае, когда на небольшую кружку заваривается пятьдесят и больше граммов чая. Напиток крайне горек, пьют его глотками и закусывают соленой рыбой.

(В. Шаламов «Колымские рассказы»)

- Легко ли вам понять значение этих слов? Почему?

- Где мы можем найти толкование слов.

- С какой целью автор вводит в свой текст жаргонизмы?

  1. Ситуация выбора

Индивидуальная работа

1. Сгруппируйте приведённые слова по сферам употребления:

1) общеупотребительные; 2) специальные; 3) диалекты; 4) жаргонизмы.

Ахнуть, курсач, актуальный, взыскание, трёпка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, коменда,  вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.

2. Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребитель-ных слов.

Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник).

         

3. Исключите «лишнее» слово.

1) Надоедливый, назойливый, навязчивый, дотошный, неотвязный, докучный.

2) Огорчиться, заплакать, расплакаться, разреветься, возрыдать.

3) Затруднение, трудность, осложнение, заминка, загвоздка.

4) Поразить, победить, потрясти, ошеломить, огорошить, ошарашить.

5) Сказать, произнести, засвидетельствовать, вымолвить, изречь.

4. (Устно).Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Русская лексика с точки зрения сферы употребления"

Цель учебного занятия: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»...

Урок русского языка в 10 классе. "Лексика с точки зрения ее употребления"

Урок разработан на основе технологии развивающего обучения....

Конспект урока по русскому языку «Лексика с точки зрения сферы употребления»

Цели:1)    Знакомство обучающихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления;2)    формирование знаний о языке и речи  (лингвистической...

Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения темы: «Лексика с точки зрения её происхождения»

Теоретический материал для изучения дисциплины "Русский язык" (раздел "Лексика и фразеология")....

Русская лексика с точки зрения ее происхождения

Лекция для СПО по теме: Русская лексика с точки зрения ее происхождения...