Примерные формулировки проблем к текстам ЕГЭ
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Тимошенко Ольга Васильевна

Как сформулировать проблему текста ЕГЭ?.Варианты формулировок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernye_problemy_tekstov_ege.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные формулировки проблем

текстов ЕГЭ по русскому языку

Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).

Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в

котором живёт; человечество – "болезнь" планеты).

Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его

поведение – реальная угроза нашей планете).

Проблема охраны природы (то, что создано природой, - величайшее чудо).

Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя

по-варварски относиться к природе).

Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен

хорошо знать то, о чём пишет).

Проблема изменения языка (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).

Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).

Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо

оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).

Проблема развития и сохранения русского языка ("слепое" использование

заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).

Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к

языку).

Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и

собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).

Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.

Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же

красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).

Проблема отсутствия идеологии.

Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).

Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов,

погибших во время Вов).

Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать,

как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).

Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).

Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость

проявлялись в силе духа людей).

Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит "жить духовной жизнью" в современную нам эпоху).

Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).

Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).

Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).

Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).

Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие "культурный человек").

Проблема верности принципам.

Проблема нравственного выбора.

Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных

житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).

Проблема совести (что такое совесть).

Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более

низкого достатка и служебного положения).

Проблема истинной дружбы

Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть

недостатки друга, не высмеивать!).

Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство

собственного достоинства и самоуничижение).

Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково

несвободны).

Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные

ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность,

достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).

Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно

совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).

Проблема сохранения лучших качеств души в драматических обстоятельствах  (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).

Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без

ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это

неизбежно).

Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от

безнравственных поступков, избавляет от пороков).

Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за

всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).

Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).

Проблема роли детства в жизни человека (детство – "сердцевина"

человеческой жизни, где проявляется суть человека).

Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные

языки; что даёт знание большого количества языков).

Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).

Проблема роли матери в жизни человека (какое место занимает мать;

меняется ли это место в течение жизни человека).

Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность

материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).

Проблема материнства (в чём суть материнства).

Проблема патриотизма (что такое истинный патриотизм).

Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе

(почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы "откосить" от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).

Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.

Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).

Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле

создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).

Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.

Проблема приобщения людей к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ.Часть С. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста

На основе юмористического рассказа А.П.Чехова "Моя"она"....

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Выпускное сочинение в 11 классе. Примерная формулировка заданий

Выпускное сочинение в 11 классе. Примерная формулировка заданий...

урок русского языка в 11 классе. Тема: «Способы выявления и формулировки проблемы в тексте".

На представленном уроке формируются навыки написания той части сочинения, в которой выпускник должен выявить проблему в предложенном тексте, сформулировать ее и записать. Урок сочетает в себе различны...

«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»

Формулировки  рекомендаций  учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...