Открытый урок по теме "Повторение об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение об имени прилагательном" Путешествие по зимнему лесу

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Байковская ОШ

Урок русского языка

в 6 классе

Путешествие по зимнему лесу

(урок обобщающего повторения по теме

«Имя прилагательное»)

2018

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное»

Тип: урок обобщающего повторения

Цели:

Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».

Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по февральскому лесу.

Ну что, в путь?

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

II. Введение в тему.

Отправной точкой будет, конечно же, наша школа. После путешествия мы с вами должны в нее вернуться. В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания. Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие.

III. Повторение.

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

Ну что, в дорогу?

IV. Первый привал – разряды имен прилагательных.

Определите разряд имен прилагательных. Запишите в три колонки.

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

-Трое пойдут к доске и выпишут прилагательные в три столбика: качественные, относительные, притяжательные

Каменный дом, вчерашняя газета, мамино кружево, грустный

взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная  песня, темная туча городской автобус.

-А теперь давайте проверим

Качественные

Относительные

Притяжательные

Грустный

Тихий

Тёмная

Каменный

Вчерашняя

Городской

Мамино

Лисий

Соловьиная

Итак, задание первого привала выполнили отправляемся дальше

V.Второй привал – краткие прилагательные

-Образуйте краткие формы прилагательных. Но помните, что не от всех прилагательных мы можем образовать краткую форму.

-На какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме?

Медвежий

Пригожий-пригож

Казачий

Кипучий-кипуч

Могучий-могуч

Жгучий-жгуч

Ребячий

Птичий

Горячий-горяч

-А теперь проверим.

Итак, задание второго привала выполнили,  отправляемся дальше

VI. Третий привал «не с прилагательными»

-Спишите, обозначая условия выбора  слитного раздельного написания  НЕ

  (Не)близкий путь;

  далеко(не)интересная игра;

река (не)широкая, а узкая;

(не) глубокое озеро;

(не)уклюжий медведь;

-Молодцы! Справились и с этим заданием. Идём дальше.

VII. Четвёртый привал «Образовательный»

-От существительных образуйте прилагательные с суффиксами К и СК.

Брат - …              немец -…

матрос - …           февраль -…

герой - …               Зубцов- …

француз - …          университет - …

-Когда в прилагательных пишется суффикс к, а когда ск?

-Молодцы! Добрались до следующего привала!

VIII. Привал «Редакторский».

-Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

  1. Самый белый
  2. Более белейший
  3. Более легче
  4. Более слабый
  5. Сильнее всех
  6. Очень умный
  7. Самый сильнейший

             

                  Ответ:2,3,7

- Какие ошибки допустил автор в этих предложениях?

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

- Вы должны устно отредактировать их.

Хорошо ,успешно вы справились и с этим заданием.

IX. Привал «Учебный»

-Поработаем по учебнику. Откроем страницу 38, выполним №384

Еще один привал позади. Молодцы.

X. Привал «Загадочный»

Ребята, следующий привал «Загадочный».

Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

(оконная рама)

- Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?

- В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).

- А расскажите о написании н и нн в прилагательном.

На этом привале вам приготовлено ещё одно задание.

В каком ряду во всех словах пишется одна Н?

  1. Оловя…ный,ю…ый, тума…ый
  2. Комар…ный, ветре…ый, торфя…ой
  3. Огне…ый, травя…ой, ути…ый
  4. Стекля…ый, серебря…ый, соколи…ый

Ну что ж, задание выполнили.

XI. Привал «Зимнее творчество».

Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?

Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

- Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете?

Изменчивый месяц февраль –

Он любит весну, и зимы ему жаль.

Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,

А в полдень он яркие звезды роняет.

И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль,

Улыбчиво-грустный февраль.

Лежат на снегу ярко-синие тени

От черных деревьев, и, став на колени,

Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,

Над снегом колдует для тех,

Кто под снегом во мгле.

И радость морозную вешняя точит печаль

В обманчивый месяц февраль.

Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.

XII. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Привал «Финальный»

- Что сегодня на уроке мы повторили?

- Что вам понравилось?

Ну вот мы и оказались в  школе. Мы вернулись с прогулки.

Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.

X. Домашнее задание.

с.39 вопросы

Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».

№385 (1)

Литература:

Учебник. Русский язык 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.

Поурочные разработки по русскому языку. Авторы: О.В.Беляева, О.А.Доценко

Русский язык. Поурочные планы. Автор-составитель С.С.Колчанова

Игры на уроках русского языка. Автор:Татьяна Рик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...

Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"

Открытый урок по русскому языку  разработан для учащихся 5 класса...

Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...

Открытый урок по теме "Разряды имен прилагательных"

Открытый урок проведен в рамках (школьный этап) конкурса "Учитель года -2019"...