Урок русского языка «Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Пантилеева Наталья Геннадьевна

Открытый урок в 6 классе по программе Рыбченковой Л. М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6.docx2.26 МБ
Файл russkiy_yazyk_6.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверим домашнее задание Какие слова, отличающиеся по стилистической окраске, использует А.С. Пушкин? Зачем использует автор эти слова? Как называются эти слова? Найдите признаки старославянизмов. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво;

Слайд 2

Двадцать четвёртое ноября Классная работа Тема нашего урока, наверное,……… «Корень слова»

Слайд 3

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика Какое из слов, определяющих тему, вам давно знакомо? Какое из слов, определяющих тему, вам не знакомо?

Слайд 4

Пласт 1. Слой чего-л. однородного по составу и отделённого от другого, других. Пласты перистых облаков. Пласты дыма, тумана. 2. Спец. Горизонтальный слой осадочной горной породы относительно однородного состава. Угольный пласт. Пласты меди выходят на поверхность земли. 3. обычно мн.: пласты, - ов . Однородная в каком-л. отношении часть чего-л., обладающая сходными характеристиками, свойствами. Дореволюционный пласт русской истории. Вскрывать пласты памяти. проблем. Стилистические пласты лексики

Слайд 5

Восстановите схему СТИЛИ РЕЧИ разговорный книжные художественный официально- деловой публицистический научный

Слайд 6

Характеристика лексики по ОКРАСКЕ СЛОВ нейтральные слова стилистически окрашенные слова Литературные разговорные книжные

Слайд 7

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика Что такое стилистические пласты лексики? Неоднородность лексики русского языка с точки зрения стилистического употребления.

Слайд 8

ЦЕЛИ УРОКА: - определять стилистические пласты лексики - научиться определять особенности разговорной речи - находить в тексте стилистически нейтральную и окрашенную лексику - Уметь доказывать свою точку зрения

Слайд 9

Характеристика лексики по стилистической окраске 1 2 3 очи лик грядущий блуждать внимать молодчина работяга раздевалка плутать помирать лицо глаза голый будущий бродить спать Восстановите схему

Слайд 10

Характеристика лексики по стилистической окраске н ейтральные книжные разговорные очи лик грядущий блуждать внимать молодчина работяга раздевалка плутать помирать лицо глаза голый будущий бродить спать Восстановите схему

Слайд 11

Разговорная лексика Разговорная лексика –слова, представленные преимущественно в разговорной речи, ориентированные на неформальное, непринужденное общение. Используются в бытовом общении (дома, на работе с друзьями, в неофициальной обстановке).

Слайд 12

Посмотрите отрывок из детского журнала «Ералаш». Обратите внимание на речь мальчиков. Выпишите в тетрадь в столбик стилистически окрашенные слова

Слайд 13

Какие стилистически окрашенные слова произносит Лопухов? Под дых Морда Кумпол Чайник ударить в солнечное сплетение лицо макушка головы голова Как мальчик произносит эти слова? Эмоционально Как реагирует писатель на речь мальчика? Понравилась вам речь Лопухова ? Почему? Нелитературная Просторечная Экспрессивная лексика

Слайд 14

Характеристика лексики по ОКРАСКЕ СЛОВ Н ейтральные слова Стилистически окрашенные слова Литературные разговорные книжные Морда Кумпол Рыло Пятак Композиция Сюжет Кульминация Экспрессивная лексика Термины Просторечные Нелитературные Глазоньки Глазищи Зубрёжка Стиляга Сниженная лексика

Слайд 15

Посмотрите отрывок из фильма «Реальный папа». Почему один герой не понимает другого?

Слайд 16

Характеристика лексики по ОКРАСКЕ СЛОВ Н ейтральные слова Стилистически окрашенные слова Литературные разговорные книжные Морда Кумпол Рыло Пятак Экспрессивная сниженная лексика Жаргонизмы Просторечные Нелитературные Глазоньки Глазищи Зубрёжка Стиляга ксива

Слайд 17

А где она может быть уместна? В художественных текстах Но при введении такой лексики в литературный текст следует учитывать сообразность, степень необходимости, так как в настоящем литературном произведении все средства подчинены наиболее эффективному выполнению поставленной автором задачи. Нужно ли употреблять в нашей речи нелитературную лексику? Почему? Нарушает нормы литературного языка Засоряет речь, делает её невыразительной, непонятной. Человек, употребляющий нелитературную лексику, является некультурным

Слайд 18

Рефлексия Узнал что-то новое Научился(чему?) Расстроился Я Получил радость Удивился Ничего не понял

Слайд 19

Домашнее задание Упражнение + теория

Слайд 20

Спасибо за работу!

Слайд 21

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ https://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/russkij_jazyk_literatura/shirokoformatnye_shablony_russkij_jazyk_2/518-1-0-72486 https://drive.google.com/file/d/1yYEKjQafentMbJ4o6OrkLlX4SS2Sz_wQ/view?usp=sharing


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРЭО. Урок русского языка в 6 классе. Тема: Лексика. Диалектизмы.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РАБОТЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ....

Открытый урок русского языка в 6 классе "Диалектная лексика"

Урок дан на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы в 2012 году...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Лексика. Антонимы.

Урок представлен в виде презентации с занимательным материалом, где в игровой форме пятиклассники знакомятся с новым для них понятием - " антонимы", учатся находить антонимы в речи, применять их, закр...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе" Происхождение лексики".

Презентация к уроку по теме "Происхождение лексики русского языка "...

Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Лексика русского. Диалектизмы. Про-фессионализмы. Термины»

laquo;Лексика русского языка. Диалектизмы. Про­фессионализмы. Термины». Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний   ...