Выступление на РМО "Изучение новых слов на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку

Кряжева Любовь Николаевна

В выступлении "Изучение новых слов на уроках русского языка" представлены некоторые приемы при работе со словом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika._izuchenie_novyh_slov_na_urokah_russkogo_yazyka.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение новых слов на уроках русского языка

         Возрастание социальной значимости средств массовой информации повышает роль звучащего слова  в нашей жизни, поэтому нужно уметь четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно.

             Работа над смыслом слова начинается с выявления его лексического значения, т. е. с его семантизации. В практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова. Это обеспечивает интерес учащихся к словарной деятельности.

  Школьной программой не предусмотрены специальные часы на работу по обогащению словарного запаса, поэтому она должна органически вписываться в материал каждого урока. Знания, полученные при изучении лексики, являются основой работы по обогащению словарного запаса.

Учителю можно предложить следующие приемы работы со словом.

1. Игра "Эрудит". 
Эта игра не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) и т.д.

2. Раскройте значение слов в следующем предложении: «Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть». (В. Г. Костомаров).

2. Игра "Переводчик".
-
Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

- Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?                                                      Ваши аргументы убедительны. Все работали с энтузиазмом. При проверке было выявлено немало дефектов.

3. Игра "Аукцион". 
Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово.                                                                                                                                  
Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.
При работе над
устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем: 1) одежда, обувь, 2) оружие, 3) средства передвижения, 4) мебель, 5) слова, ушедшие "в отставку" после революции.
Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных 1) в годы гражданской войны, 2) в эпоху освоения космоса, 3) отражающих достижения науки и техники и др.
Закреплению темы "
Профессиональная лексика" поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).

Игра «Бумеранг» воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ребятам необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его преподавателю. Найди синоним: простой человек(бесхитростный), простая задача (лёгкая), простая истина (прописная), беспокойный человек(неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный).

4. Игра "Следствие ведут знатоки".

Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы "Профессиональная лексика".

1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2) Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3) - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

- Инфильтрат в левом легком под ключицей.

- А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два. Роман Борисович.

- Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).

5. Игра "Соколиный глаз".

1) Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

(Н. Рыленков).

2) Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?

Хороший Ветер.

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

(Э. Мошковская).

6. Игра "Корректор".

1. Найди ошибку в выборе слова.                                                                                                                       1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую. 4) В центре города построен памятник герою.

2. Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?

1) В первой четверти работа нашего класса шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.

2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.

3. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

1) Западня-квартира с окнами на запад. 2) Гривенник - юноша с модной гривой. 3) Маховик - регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик - браконьер.

4. Найди лишнее слово.

1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.

7. Игра "Бумеранг".

Эта игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции:

ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и "возвратить" его учителю.

1. Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный). беспокойный взгляд (тревожный);

крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

2. Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

8. Игра "Шеренга".
Расставь синонимы в порядке возрастания признака. 
Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный", злой (враг).
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

Задания занимательного характера принято использовать в 5-7 классах, но такие задания с удовольствием выполняют и учащиеся 8-11 классов

        

Вариант № 1

1. Задание 1 № 2796

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Когда в 334 году до Рождества Христова Александр Македонский предложил свою помощь в восстановлении храма Артемиды в Эфесе, жители города отказали великому владыке, так как считали, что богу, каковым они считали Александра, не подобает воздвигать храм богине Артемиде.

2) Александр Македонский, предложив помощь в восстановлении храма Артемиды, сожжённого Геростратом, поставил жителей Эфеса в затруднительное положение, ведь для эфесцев великий царь был варваром, а варвару нельзя было участвовать в восстановлении храма богини.

3) Эфесцам, не желавшим принимать от Александра Македонского помощь в восстановлении храма Артемиды, но в то же время боявшимся отказать ему, удалось с помощью лести и хитрости убедить полководца не оказывать помощь.

4) В 334 году до Рождества Христова Александр Македонский, возглавляя поход против персов, пролегавший через Малую Азию, предложил жителям Эфеса свою помощь в восстановлении храма Артемиды.

5) Эфесцам пришлось пойти на хитрость и лесть, чтобы убедить Александра Македонского не оказывать помощь в восстановлении храма Артемиды, так как отказаться от помощи они боялись.

(1)В 334 г. до Рождества Христова Александр Македонский во время своего победоносного похода против персов, пролегавшего через Малую Азию, подошел к Эфесу, основанному греками в конце второго тысячелетия до нашей эры, и, посетив храм Артемиды, который тогда восстанавливался после пожара, устроенного Геростратом, твердо решил деньгами помочь его строительству. (2)Своим предложением Александр озадачил жителей города: с одной стороны, эфесцы боялись оскорбить могущественного царя Македонии отказом, с другой стороны, Александр, как и всякий человек, для которого греческий язык не был родным, являлся для них варваром и не должен был участвовать в восстановлении храма греческой богине. (3)<...> жителям Эфеса удалось найти выход из затруднительного положения: они заявили чужеземному царю, что могущественный владыка подобен богу, богу же не подобает воздвигать храм богине, и, польщенный такими словами, Александр покинул Эфес, не настаивая более на своей помощи.

2. Задание 2 № 17103

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении?

3. Задание 3 № 8076

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОДНОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

РОДНО́Й, -ая, -ое.

1. Состоящий в прямом (кровном) родстве, а также вообще в родстве. Родная сестра. Р. дядя. Гостить у родных (сущ.).

2. Свой по рождению, по духу, по привычкам. Р. край. Родная страна. Р. язык (язык своей родины, на к-ром говорят с детства).

3. Дорогой, милый (в обращении).

4. Задание 4 № 3100

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

шАрфы

слИвовый

опломбИровать

красИвейший

доскА

5. Задание 5 № 4041

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Сотрудники лесничества и пожарные совместными усилиями потушили разгоревшийся в БОЛОТИСТОЙ местности крупный природный пожар.

Известный режиссёр снял навеянный АВТОБИОГРАФИЧЕСКИМИ мотивами фильм — групповой портрет своего поколения.

Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность передавать опыт молодым актёрам и поэтому создал свой театр.

ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека

6. Задание 6 № 17027

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал.

7. Задание 7 № 12502

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ПОМАШИТЕ рукой

шесть БЛЮДЕЦ

НАИЛУЧШИЙ способ

СЕМЬЮСТАМИ ответами

занавесить ТЮЛЬЮ

8. Задание 8 № 12758

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении сложного предложения

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильный выбор предложно-падежной формы существительного

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

 

1) Завернувшись в плед, мне стало тепло и уютно, озноб прекратился, так что очень скоро я заснул крепким, целебным сном.

2) В этой девушке Николай с первого момента знакомства увидел не только прекрасную потенциальную жену, мать его будущих детей, но и своего лучшего друга.

3) Михаил спросил меня, что не хочу ли я пойти в субботу в театр, открывшийся после реконструкции.

4) Лёня, страстно желая поступить в лётное училище, решил пойти наперекор желанию своих родителей, мечтавших видеть сына врачом.

5) Не только на полу, стенах и столах, а также и во всех углах террасы красовались разнообразные вазы и горшки с цветами, источавшими тонкий аромат.

6) Приступая к описанию недавних и столь странных событий, произошедшим в нашем, доселе ничем не выдающемся городе, я принуждён начать несколько издалека.

7) Мы не знали, как правильно поступить в данной ситуации, поэтому испытывали тревогу, опасаясь за последствия любого принятого нами необдуманного решения.

8) Роман «Бесы» Достоевского – это захватывающий сюжет, бушующие страсти и чрезвычайные события «под стеклянным колпаком» провинциального города.

9) Когда по истечению четырёх лет пребывания в Швейцарии Николай вернулся в свой маленький уездный город, он удивился тому, насколько тот изменился.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

9. Задание 9 № 14448

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) закл..нать, р..акция, пол..гать

2) проф..риентация, д..брота, в..теран

3) загл..денье, прим..рять (галстук), п..левая (кухня)

4) вн..мательный, д..пломат, през..дент

5) г..рода, насм..хаться, скр..пучая

10. Задание 10 № 14578

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) пре..чувствовать, о..крутить, по..ставить;

2) раз..чаровать, с..брать, с..трудник;

3) кон..юнктура, с..ёжиться, в..елся;

4) беспр..станно, сопр..частность, пр..дворный;

5) спец..нструмент, пост..мпрессионизм, пред..юльский.

11. Задание 11 № 14521

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) отта..в, ореш..к

2) вкрадч..вый, меньш..нство

3) запрыг..вать, движ..мый

4) алюмини..вый, пород..стый

5) задумч..вый, гир..вой (спорт)

12. Задание 12 № 14506

Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) постро..шь, (можно) наде..ться

2) задерж..вшийся, раду..щийся

3) раскле..шь, намет..ть (план)

4) пропол..шь, упроща..шь

5) (он) расстел..т, заправ..шь

13. Задание 13 № 12609

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Тот долгий, нисколько (НЕ)ПОНЯТНЫЙ чужим ушам разговор сблизил Олега и Настю.

(НЕ)СОМНЕВАЯСЬ в своём решении ни минуты, Аркаша вышел из дома.

Василию (НЕ)ДОСТАВАЛО смелости признаться себе самому, что уже пора отступить, сдаться.

(НЕ)ЗАРОСШИЙ камышом берег привлёк нас, и мы решили переночевать здесь.

Меня оскорбило (НЕ)ВЕЖЛИВОЕ замечание приятеля, а то, каким ледяным тоном оно было сделано.

14. Задание 14 № 9308

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(НА)КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши оппоненты пошли (НА)ПОПЯТНУЮ.

(В)ТЕЧЕНИЕ года выпуск продукции на предприятии увеличился (В)ДВОЕ.

Если ты и (В)ПРАВДУ живёшь мечтой, важно продолжать верить в неё, ЧТО(БЫ) ни говорили тебе окружающие.

(ПО)ЭТОМУ мосту, представлявшему собой два натянутых каната с бамбуковыми перекладинами, идти (В)ДВОЁМ было опасно.

(ПО)НАЧАЛУ Гоша ТО(ЖЕ) побаивался сурового егеря, но вскоре был совершенно пленён его умением обращаться с лошадьми и собаками.

15. Задание 15 № 2641

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а пря(3)ыми азиатскими приправами, отчего приобрела изыска(4)ый, восточный привкус.

16. Задание 16 № 6240

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

 

1) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.

2) Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.

3) Запряжённые в сохи и бороны лошади были сытые и крупные.

4) Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.

5) Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.

17. Задание 17 № 2610

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Наплескавшись вдоволь (1) и (2) попрыгав в воду с перевёрнутого ржавого кузова (3) неведомо как очутившегося в озере (4) мальчишки устроились с удочками возле камышей.

18. Задание 18 № 4373

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.

19. Задание 19 № 12827

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Докучливые жильцы стали писать во все возможные и невозможные инстанции о том (1) как худо им живётся в родном доме (2) ремонт (3) которого (4) ежедневно лишает их сна и покоя.

20. Задание 20 № 5001

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Этот мост (1) который (2) хотя и был сделан из дерева (3) стоял здесь так долго (4) будто был всегда.

21. Задание 21 № 14109

Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

1) Жизнь в доме начиналась с пяти часов утра: отец вставал рано и тут же принимался за работу. 2) Если с утра собиралось много крестьян и объездчиков, которые дожидались своей очереди по выдаче билетов на рубку леса, отец мобилизовал молодёжь. 3) В работе отец был прост, всегда шутил с крестьянами и объездчиками, просто расспрашивал их об их жизни. 4) Служба отца была опасная: то пожары в лесу, то обвалы, то банды грабителей, но отец перед опасностями не останавливался. 5) Неустанная забота матери о детях проходила через всю нашу жизнь. 6) Несмотря на то что мать была слаба здоровьем, она успевала делать всё аккуратно, к чему приучала и нас. 7) Даже в самые тяжёлые времена безденежья мать поддерживала в доме уют.

 

(По воспоминаниям Л. Маяковской)

22. Задание 22 № 7447

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

 

1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником.

2) Василий Конаков был командиром взвода.

3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.

4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.

5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.

(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.

(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.

(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь

оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».

— (13)Ладно, — сказал я. — (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.

— (15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. — (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.

(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он.

(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.

(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки.

— (26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

— (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…

— (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. — (31)Вместо количества нужно качеством брать.

(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.

— (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

(35)Мы вышли.

(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…

(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его — большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!

(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.

 

(По В. П. Некрасову*)

Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.

23. Задание 23 № 7448

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры указываем в порядке возрастания

 

1) Предложения 4–5 содержат описание.

2) В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

3) Предложения 24–25 содержат повествование.

4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.

5) В предложении 43 присутствует элемент описания.

24. Задание 24 № 7453

Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).


(25)Мы с капитаном уселись у печки.

— (26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

— (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…

— (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. — (31)Вместо количества нужно качеством брать.

(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.

— (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

25. Задание 25 № 7449

Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.

(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.

26. Задание 26 № 7450

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

«Для того чтобы перенести читателя в военное время, В. П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и (А)_____ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б)_____ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В)_____ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г)_____ (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени».

 

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

 

 

 

 

27. Задание 27 № 7466

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

Мнемотехника – система запоминания новых слов на уроках английского языка.

От автора составителя:Данная работа выполнена для учащихся 5-7 классов, в качестве учебного пособия для развития памяти и успешного запоминания английских слов, фраз, выражений не только в объем...

«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией

Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...

мастер - класс Приемы работы с новыми словами на уроках русского языка.

В работе представлены способы работы на уроках  со словарными  словами....

Организация этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания на уроках русского языка

Переход на новые стандарты образования предусматривает качественное изменение системы. В отличие от традиционной, новая система образования основывается на деятельностном подходе. Главным становитс...

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...

Выступление "Изучение новых слов на уроках русского языка"

В данном выступлении представлены некоторые приемы изучения новых слов в разделе "Лексика"...