Слова категории состояния в поэтических текстах
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Основополагающая цель урока: выяснить роль слов категории состояния в поэтических текстах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slova_kategorii_sostoyaniya_v_poeticheskih_tekstah.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку на тему:

«Слова категории состояния

в поэтических текстах»
Класс:

                                                                       Учитель:
                                                                    Шойдонова  Намсалма Шойдоновна,
                                                                   учитель русского языка и литературы
                                                                   первой квалификационной категории


2017 г.

 Урок  по теме:
 «Слова категории состояния в поэтических текстах»

Основополагающая цель урока: выяснить роль слов категории состояния в поэтических текстах.

Задачи:
1.
 Образовательная: закрепить знания о словах категории состояния.

2. Практические: организовать деятельность учащихся по целенаправленному лингвистическому анализу поэтических текстов с целью определения роли слов категории состояния в них; научить отличать их от омонимичных форм; развивать интерес к русскому языку через чтение высокохудожественных текстов.

3. Метапредметные: развивать монологическую и диалогическую речь, умение работать с текстом; развивать умения, анализировать, сравнивать, обобщать; развивать творческий потенциал учащихся.

Тип урока: урок-закрепление.

Использованы элементы следующих личностно -развивающих технологий и методов, построенных на деятельностной, компетентностной основе:

- критического мышления (ответ на проблемный вопрос, написание  синквейнов на этапе рефлексии),

- частично-поисковый метод (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск текстов со словами категории состояния),  

- проектной деятельности (презентация по повторению пройденного, домашнее задание – создание дидактического материала).
Оборудование:  тексты стихотворений И.З. Сурикова «Вот моя деревня…»и классиков, опорные конспекты, подсказки , мультимедиа (интерактивная доска), презентация, запись песен.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию материала (прослушивание припева песни «В гостях у сказки»).
  3. Определение проблемы и цели урока.
  4. Построение алгоритма работы с поэтическими текстами.
  5. Анализ стихотворения И.З. Сурикова «Вот моя деревня…» вместе с учителем.
  6. Самостоятельная работа учащихся.
  7. Представление результатов.
  8.  Итоги. Рефлексия. Оценки.
  9.  Домашнее задание.
       

                  Ход урока

ОРГМОМЕНТ
Приветствие. Психологический настрой. Возможно, настроиться на нужную нам тональность помогут строчки Владислава Ходасевича:
Перешагни, перескочи,
Перелети, пере-, что хочешь –
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
Сам затерял – теперь ищи…                        Вл. Ходасевич

- О чём речь? К чему призывает автор? (Смысл человеческого бытия – в труде, в творческом поиске. То есть «не позволяй душе лениться»,  как писал Николай  Заболоцкий, и я призываю вас на сегодняшнем уроке не лениться.)

- Каково значение приставки пере- в словах? Расставьте недостающие знаки препинания. Чем осложнено предложение? (Анализ причастного оборота устно) (Слайд 1)

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ МАТЕРИАЛА
- Оформим рабочий день. Пропустите две строчки для записи темы. Послушайте отрывок из песни и запишите припев в тетрадку.
(Звучит припев песни «В гостях у сказки»)

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо! (Слайд 2)

- Как вы думаете, на какие слова в этом тексте необходимо обратить внимание? (ответ)
- Что обозначают эти слова? (состояние человека, это слова категории состояния)

- Каким членом предложения являются эти слова? (сказуемые)
- Все ли слова на –о в этом тексте – категория состояния? (нет,
хорошо – краткое прилагательное среднего рода, так как согласовано с подлежащим всё)

- Итак, я уверена, что на протяжении урока у нас всё будет хорошо!

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Если слова категории состояния обозначают душевное и физическое состояние, то давайте предположим, в текстах какого стиля они наиболее уместны и почему? (В текстах
художественного стиля, а также публицистического, разговорного, потому что одна из стилевых черт – эмоциональность, образность, передача внутреннего состояния героя.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (формулируем тему урока, пишем в тетрадь)

- Предмет разговора определён: слова категории состояния в поэтических текстах. А какая проблема, на ваш взгляд, может быть решена на уроке?
(формулируем проблемный вопрос урока:
«Действительно ли в художественных текстах часто встречаются слова категории состояния, и какую функцию они выполняют?» (Слайд 3)
- Чтобы решить проблему, надо поставить перед собой цели – путь, по которому мы придём к решению проблемы?(ученики предполагают, учитель резюмирует) (Слайд 3)

1. Что узнаем?

2. Чему научимся?

3. Что сумеем сделать?

Какова роль слов категории состояния в поэтических текстах.

Будем учиться анализировать тексты, обсуждать, делать выводы; отличать слова категории состояния от омонимичных слов.

Выдвинем и обоснуем предположение о роли слов категории состоянии в поэтических текстах.

 АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ
- На столах Тексты стихов. Чтобы достичь целей урока, мы будем читать стихи и анализировать их.

Давайте выстроим алгоритм выполнения работы.

1. Прочитайте текст стихотворения.

2. Найдите слова категории состояния.

3. Подчеркните и назовите их.

4. Напишите в рабочих тетрадках ответ на вопрос: «Какова роль слов категории состояния в поэтических текстах?»
5. Напишите  синквейн, используя слова категории состояния.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.З. СУРИКОВА
- Ребята! Давайте вместе поработаем над текстом стихотворения Ивана Захаровича Сурикова по предложенному алгоритму. ( Чтение (Слайд 4)
Структура работы:
- обращаем внимание на выделенные пары слов:
Мне в сугробе горе (к.с)– Вас не омрачали горе (сущ.) и беда; Тихо(кр. прилаг.) всё кругом – Тихо (наречие) речь журчит, а также на фразу На небе темно(к.с);
- вспоминаем, чем отличаются слова категории состояния от омонимичных форм, предполагаем, какую роль они играют в этом стихотворении (создают настроение, передают состояние лирического героя, помогают читателю со-переживать происходящее в стихотворении).

      САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С ТЕКСТАМИ СТИХОВ. ( организовать групповую работу в парах, предложить каждому учащемуся по одному-два стиха для анализа, а затем представить результат всему классу.)
     Для выполнения 4 шага алгоритма предложены подсказки.
Подсказка

Роль слов категории состояния в тексте:

  1. передавать состояние героев, окружающей среды, природы;
  2. создавать эмоциональный фон всего стихотворения;
  3. помогать читателю «вживаться» в образ, воспитывает его эмоционально-чувственную сферу.

Слова для справок:

категории состояния, средства выразительности, эмоциональность, чувственность, образность, эмоционально-чувственный, точно, ёмко, лаконично, выразительно

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ: (Слайды 5-14)

1. Чтение стихотворения.

2. Чтение предложения, в котором есть слова категории состояния.

3.После анализа всех текстов читаем ответ на проблемный вопрос (несколько учеников+обобщение учителя) (Слайд 15)

Примечание: на практике высказывания семиклассников, да и не только семиклассников, на лингвистические темы далеки от совершенства. Однако необходимо поддерживать их попытки научно обосновывать свои позиции. Для этого учителю можно использовать приём-поддержку: «А я делаю так, только это не значит, что я лучше, просто я хочу поделиться своим опытом». Затем вместе читаем образцовый текст. В нашем случае в тексте умышленно закрыты ключевые слова. Ученики вставляют подходящие по смыслу слова. Наконец, читаем восстановленный текст полностью  (курсивом выделены пропущенные слова):

         Поэтические тексты отличаются от прозаических особой эмоциональностью, чувственностью и образностью. Ведь предназначение лирики в том и состоит, чтобы пробуждать эмоции и чувства читателей, вызывать отклик в их душах.
      Душевные волнения, переживания лирического героя поэт может передать различными
средствами выразительности, в частности, используя слова категории состояния. В этом легко убедиться, прочитав стихи русских поэтов о природе, о любви, о родине, о детстве…

         Несмотря на то, что слова категории состояния употребляются в безличных предложениях, они сосредоточивают внимание читателя на переживаниях и ощущениях лирического героя, создают эмоционально-чувственный фон всего стихотворения. Слова категории состояния способны точно, ёмко, лаконично и выразительно передать настроение лирического героя. А значит, породить в душе вдумчивого читателя мощный поток ответных чувств, эмоций, переживаний. А такая «духовная» работа обогащает личность, воспитывает культуру чувств.

4. Читаем  синквейны.

ИТОГИ, РЕФЛЕКСИЯ, ОЦЕНКИ
Учитель подводит итоги. (Возвращаемся к целям урока) (Слайд 16)
1. Что узнали?

2. Чему научились?

3. Что сумели сделать?

Рефлексия.

- Совершили сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?

- Как себя чувствовали на уроке? Нарисуйте на полях в тетрадке смайлик, отражающий ваше состояние.(ПОКАЖИТЕ СМАЙЛИК)

- Что было интересным для вас? Что было неинтересным?

Примечание: Если учащиеся не склонны откровенно высказывать то, что чувствуют, как вариант рефлексии можно предложить самостоятельно заполнить таблицу, а после урока проанализировать её.

Для меня самое важное знание на уроке

Для меня самое трудное задание на уроке

Для меня самое важное чувство на уроке

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): (Слайд 17)

1. Подберите цитаты, в которых бы слова горе, смех, грех, пора, жаль, охота, неохота, лень, конец, крышка выступали в роли категории состояния.

2. Составьте дидактический материал к уроку «Слова категории состояния», используя произведения русской классики.

3. Заполните таблицу примерами из текстов поэтической тетради.

Наречия

Слова категории состояния

- (Слайд 18) Спасибо за участие и поддержку. Мне было очень волнительно, хотелось бы, чтобы вам было не скучно, познавательно, интересно.

Позвольте закончить наше общение словами М.Цветаевой:

Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво.

Твои нелепые мотивы

Никто не сможет повторить.

Творите и помните таких, как вы, нет!

-

                                       

Самоанализ урока
        Данный  урок – это урок-закрепления  в 7 классе по теме «Слова категории состояния».

  Основополагающая цель урока: выяснить роль слов категории состояния в поэтических текстах.

Задачи:
1.
 Образовательная: закрепить знания о словах категории состояния.

2. Практические: организовать деятельность учащихся по целенаправленному лингвистическому анализу поэтических текстов с целью определения роли слов категории состояния в них; научить отличать их от омонимичных форм; развивать интерес к русскому языку через чтение высокохудожественных текстов.

3. Метапредметные: развивать монологическую и диалогическую речь, умение работать с текстом; развивать умения, анализировать, сравнивать, обобщать; развивать творческий потенциал учащихся.


       Особенностью  урока является его
деятельностно-компетентностная и поисковая направленность: в ходе лингвистического анализа поэтических текстов учащиеся не только находят слова категории состояния, сравнивают их с функциональными омонимами, но и учатся определять назначение безличностно-предикативных слов в тексте (какую синтаксическую роль они играют, какую смысловую нагрузку несут, в чём состоит их изобразительно-выразительная функция), учатся составлять ответы на вопросы лингвистического характера (Какова роль слов категории состояния в тексте?), пробуют свои силы в создании творческих продуктов, используя слова категории состояния (синквейны).
       Тенденция к
интеграции  в современном образовании нашла отражение в содержании урока: в качестве анализируемых предложены высокохудожественные поэтические тексты русских классиков; как нам кажется, это способствует развитию эстетических вкусов обучающихся, воспитывает эмоциональную сферу личности. Эту же цель преследует и музыкальное сопровождение урока.
       В основе лингвистического анализа отдельного языкового явления лежит
текстоцентрический подход, что обеспечивает цельность восприятия происходящего события.
       На уроке уделено внимание развитию
творческого потенциала личности обучающихся: составление аналитического текста, синквейнов.
      Домашнее задание вариативно, оно дает возможность ученику делать выбор и тем самым подтвердить свои знания.

       Используя такой приём, как написание синквейнов,  на этапе рефлексии отслеживается степень усвоенности и осознанности материала. Деятельностный аспект урока состоит в том, что ученики самостоятельно (в той или иной степени) работают с текстами (анализируют, сравнивают, делают выводы и т.д.), а это способствует развитию ключевых компетенций учащихся. Личностно значимый аспект заключается в том, что учащиеся сами формулируют проблему урока, определяют цели, составляют алгоритм предстоящей деятельности, на этапе рефлексии высказывают свои ощущения от урока, пишут творческие миниатюры.

      Для достижения цели урока использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов, построенных на деятельностной, компетентностной основе:

- критического мышления (ответ на проблемный вопрос, написании синквейнов, на этапе рефлексии),

- частично-поисковый метод (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск текстов со словами категории состояния),  

- проектной деятельности (презентация по повторению пройденного, домашнее задание – создание дидактического материала).
     По моему мнению, разные элементы технологий помогут получить каждому ученику в зоне его ближайшего развития и в соответствии с его природой оптимальный образовательный результат.

   Все перечисленные структурные и содержательные особенности направлены на личностное развитие. Таким образом, урок имеет выраженную личностную направленность, что соответствует современным гуманистическим тенденциям современного образования.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

Соблюдены были структурные компоненты урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию материала (прослушивание припева песни «В гостях у сказки»).
  3. Определение проблемы и цели урока.
  4. Построение алгоритма работы с поэтическими текстами.
  5. Анализ стихотворения И.З. Сурикова «Вот моя деревня…» вместе с учителем.
  6. Самостоятельная работа учащихся.
  7. Представление результатов.
  8.  Итоги. Рефлексия. Оценки.

 Домашнее задание.

Создан нужный для работы благоприятный психологический микроклимат.
 В ходе урока дети усвоили для себя: какова роль слов категории состояния в поэтических текстах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

Слова категории состояния

Конспект урока русского языка  . 7класс. УМК под редакцией Ладыженской.Слова категории состояния....

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния....

Слова категории состояния в поэтических текстах

( урок русского языка в 7 классе на конкурс «Учитель года»)...