Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Щеголева Ирина Викторовна

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся 6 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Щеголева Ирина Викторовна

Предмет: Русский язык

Класс: 6А

Тема: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Цели и ожидаемый результат:

  1. Обучающие: обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
  2. Развивающие: отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных, создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы.

3. Воспитывающие: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы и приёмы: фронтальная беседа, проблемный вопрос, опорная карточка, работа в группах (парах).

Оборудование к уроку: проектор, экран, визуализатор (документ-камера), раздаточный материал.

Технологии: ИКТ, проблемного и дифференцированного обучения, здоровьесберегающая.

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

I. Мотивационный

 Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Компьютерная презентация

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- Люди встречаются по разным причинам, мы сегодня встретились, чтобы открыть для себя что-то новое. Как это сделать? В процессе живого общения и совместной работы на уроке. Желаю Вам и себе удачи!

Запись в тетрадях

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Принимать и сохранять учебную задачу

Актуализация изученного

Систематизация полученных ранее знаний

- Какую большую тему вы сейчас изучаете?

- А много ли вы знаете об этой части речи, вот сейчас мы и проверим.

Цифровой диктант

Если вы согласны с утверждением, поставьте цифру “1”, если нет-“0”

Я утверждаю, что:

  1. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? чей?
  2. Имена прилагательные изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам.
  3. Имена прилагательные в форме простой сравнительной степени в предложении являются определениями.
  4. По значению и грамматической форме прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные.
  5. Прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет, называются качественными.
  6. Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?
  7. Не с прилагательными пишется раздельно, если без не слово не употребляется.
  8. Слова «стеклян_ый, оловян_ый, деревя_ый» являются исключением из правила и пишутся с одной буквой Н.

9. Сложное слово — слово, имеющее в своем составе два (и более) корня. 

- Теперь проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку. Сколько цифр поставлено правильно, столько и баллов. Поднимите руки те, у кого 8-9 баллов. Вы молодцы!

.

Ответ:

010101001

Взаимопроверка.

Учащиеся, набравшие

8-9 баллов, получили жетон.

Проявление познавательной активности

Развитие сенсорной сферы:

- восприятия: слухового и зрительного;

- памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной;

- внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного;

II. Целевой

Перед вами стихотворение:

Ученик шестого класса

Краснощекий, ясноглазый,

Изучая все предметы,

Раскрывает их секреты:

Древнерусскую культуру,

Кисло-сладкую структуру,

Ярко-красные узоры,

Юго-западные горы.

Это портрет шестиклассника, который получает знания из разных областей наук. Этот ваш портрет, ребята.

- Посмотрите на стихотворение. Назовите прилагательные, которые использованы в нем.

- Что в них общего?

- На какие две группы можно их разделить?

- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

- Запишите тему урока.

- Предположите, почему одни сложные прилагательные пишутся слитно, а другие – через дефис?

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться? Это и будет цель нашего занятия.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему

урока, цели деятельности.

Осознание необходимости в решении учебной задачи

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать

Развитие умения постановки цели своей деятельности

III.Содержательный

- Чтобы ответить на основной вопрос, обратимся к примерам из жизни.

- Как вы думаете, почему  прилагательные быстрый-быстрый, долгий-долгий, тихий-тихий, пишутся через дефис? Сформулируем 1-е правило.

Уточним, что дефис – это орфографический знак, а тире – знак синтаксический, пунктуационный.

- Вы все узнали флаг РФ. Какого он цвета?

 - А как уточнить оттенок, например, зеленого цвета, если он тёмный?

- Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится? Формулируем второе правило.

- Как вы напишете названия промежуточных сторон света?

- Как вы напишете географические названия – сложные существительные: Орехово-Зуево, Тянь-Шань? А прилагательные, образованные от них?

- Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей?

- Какие признаки обозначают при этом прилагательные, входящие в состав сложных? Можно ли между ними поставить союз И? 

Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные?

-Как вы думаете, как образовалось слово широкоплечий? Сформулируйте правило.

- Итак, мы обозначили 5 условий слитного и дефисного написания прилагательных. Есть ли у вас вопросы?

Формулируют

первое правило:

«Через дефис пишутся прилагательные с повторяющимися основами»

Формулируют второе правило:

«Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие цвета, вкусовые качества, а также их оттенки»

Формулируют третье правило:

«Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный, северо-восточный, орехово-зуевский и т.д.»

Называют прилагательные: англо-русский, русско-английский.

Формулируют четвертое правило: «Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И,  пишется через дефис»

Из словосочетания «широкие плечи»

Формулируют пятое правило: «Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные на основе словосочетания»

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Аргументация своего мнения.

Высказывание своего мнения.

Работа над формированием умений ориентироваться в полученной информации по ходу выполнения задания

Развитие умения анализировать, сопоставлять

IV. Пауза отдыха.

Проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности.

Физминутка

А теперь проведём физминутку, не обычную, а филологическую, по теме урока. Я буду называть прилагательные. Услышите сложное прилагательное, которое пишется  слитно, поднимаете руки и хлопаете в ладоши, через дефис – руки в стороны прямые, а если прилагательное несложное, ходите на месте.
Высокогорный, сильный-пресильный, бледнолицый, машинно-тракторный, белозубый, бледно-розовый, строительный, санкт-петербургский, красноватый.

Выполняют соответствующие упражнения

Учащиеся, которые ни разу не ошиблись, получают жетон

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Развитие сенсорной сферы:

- восприятия слухового

- памяти словесно-логической, эмоциональной, моторной,

- внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного

V. Практический

Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполнение аналитико-синтетических упражнений частично-поискового типа.

1. Работа в группах.

- Предлагаю разделиться на несколько групп и составить опорную карточку по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных». Это может быть таблица, схема в виде рисунка или кластер. Не забудьте привести примеры.

2. Распределительная работа

- Распределите слова по столбикам слитно или через дефис: (громко)голосый, (весенне)летний, (золотисто)коричневый, (длинный)длинный, (каре)глазый, (физико)математический, (фруктово)ягодный, (бело)снежный, (приторно)сладкий, (северо)восточный, (Горно)Алтайская, (скоро)спелый.

- Выполните самопроверку.

3. Комментированное письмо.

- Молодцы. Справились с заданием блестяще. Теперь мы можем вернуться к нашему шестикласснику и объяснить написание сложных прилагательных.

Выпишите из стихотворения сложные прилагательные и объясните их написание Ученик шестого класса

Краснощекий, ясноглазый,

Изучая все предметы,

Раскрывает их секреты:

Древнерусскую культуру,

Кисло-сладкую структуру,

Ярко-красные узоры,

Юго-западные горы.

Составляют опорную карточку и устно защищают её у доски.

Защита опорной карточки, выведенной на экран с помощью документ-камеры

 Учащиеся, защищавшие ОК, получили жетон

Записывают слова в столбики, выполняют самопроверку.

Учащиеся под руководством учителя объясняют написание слов.

Учащиеся, набравшие 11-12 баллов, получили жетон

Учащиеся записывают прилагательные и объясняют их написание: краснощекий (красные щеки), ясноглазый (долгий вяз-шея), древнерусскую (Древняя Русь), кисло-сладкий (оттенки вкуса), ярко-красный (оттенки цвета), юго-западные (от юго-запад- стороны света)

Учащиеся, набравшие 6-7 баллов, получили жетон

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Формирование умственных, учебных действий: анализа и синтеза - при анализе алгоритма действия,

сравнения ,

обобщения и систематизации, постановку вопросов по изучаемой теме

Домашнее задание.

Закрепить полученные знания и умения

Дифференцированное д/з

- Выберите любой вариант домашнего задания:

1) Составить словарный диктант (20 слов).

2) Подготовить презентацию к теме урока.

3) Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные имена прилагательные.

Запись задания в дневник

Планировать самостоятельно необходимые действия; действовать по плану.

Контроль и самоконтроль знаний

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 Учитель оценивает учащихся по количеству жетонов и работе на уроке.

Учащиеся считают жетоны и сообщают о количестве учителю

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Рефлексия.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

- Вспомните, какую цель поставили на уроке?

НА УРОКЕ УЗНАЛИ… БЫЛО ЛЕГКО…

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…

ЕЩЁ ХОЧУ УЗНАТЬ…

Отвечают на вопросы фронтально

Формулирование выводов по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Правописание Н-НН в прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Данное занятие проводится в группе «Развитие речи и совершенствование знаний по русскому языку. 6 класс» как дополнительная образовательная услуга.Учащиеся получают возможность систематизировать знани...

Конспект урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» с презентацией.

Урок разработан для специального коррекционного класса VII вида . Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. ...

6 класс Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Презентация по теме:"Дефисное и слитное написание сложных прилагательных". 6 класс...

Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс

Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс...

Урок русского языка в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...

Тест по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» 6 класс

Тест по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»...

Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...