Состав слова. Морфемный анализ слова.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Цели: Повторить основные положения морфемики; показать связь морфемики и орфографии; расширять знания по теме: состав слова; совершенствовать навыки морфемного анализа слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_uroka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок русского языка в 10 классе

Тема: Состав слова. Морфемный анализ слова.

Цели: Повторить основные положения морфемики; показать связь морфемики и орфографии; расширять знания по теме: состав слова; совершенствовать навыки морфемного анализа слов.

Ход урока: 

1.Организационный момент

2. Работа по теме урока

   1) Повторение темы «Морфемика»

-Что изучает морфемика? (строение слова, его состав)

-Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)

-Какие морфемы вам известны? (корень, приставка, суффикс, окончание)

-Какие морфемы входят в основу слова? (все, кроме окончания)

-Все ли морфемы являются значимыми частями слова? (да)

- В чём отличие окончания от остальных морфем? (окончание образует формы одного и того же слова, при этом лексическое значение слова не меняется)

- Все ли самостоятельные части речи имеют окончание? ( наречия и деепричастия не имеют окончаний – это неизменяемые части речи.)

- Как образуются формы слова? Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? ( Однокоренные слова имеют разное значение. Это значение придают различные морфемы: приставки. суффиксы. другие корни. Формы слова имеют то же значение. что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания.

- Какую роль играют однокоренные слова в тексте? ( их часто используют как средство связи предложений в тексте, при этом они выступают в роли известного)

-Как называются корни, одинаковые по написанию, но разные по значению?( омонимичные корни встречаются в паронимах, например: водный – вводный, речевой- речной и т.д.)

2) Морфемный анализ слова.

Это разбор слова по составу.

Примерный план морфемного анализа слова:

- поставить слово в начальную форму

-определить часть речи

-выделить окончание

-выделить суффикс

-выделить основу слова

-выделить приставку

-определить корень

3) Практическое задание

- выполните морфемный анализ слов в предложении

А ларчик просто открывался.

4) Тест

- в каком слове нет суффикса –к-?

стройка, доска, ирландка, ушко

- в каком слове есть суффикс –ик- со значением «маленький»?

ключик, плотник. вареник, зяблик

-какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

недобрый, по-матросски, заречный, посмотрю

Домашнее задание:

Повторить раздел «Словообразование», выполнить упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфемный разбор слова (конспект урока русского языка)

Урок русского языка проводился в 5 классе....

Морфемный разбор слова

обобщающий урок по теме "Морфемный разбор слова" в 5 классе...

Морфемный анализ и синтез слов

Русский язык глазами логопеда -  «Морфемный анализ и синтез слов»...

Презентация "Развитие слогового анализа и синтеза. Непроизносимые согласные. Состав слова"

Презентация  для учащихся 3-4 классов. Лексический материал - слова с непроизносимой согласной....

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....

Морфемный анализ бранного слова: детский мат в школе и дома

Если что-то делать нельзя, то этого хочется больше всего. Детям запрещают материться, поэтому они тайно или открыто будут употреблять крепкие словечки. Как вести себя родителям и учителям в...