отчет о мероприятиях,посвященных Дню русского языка в школе
статья по русскому языку (7 класс)

Утракова Людмила Сергеевна

В работе представлен План мероприятий,посвященных Дню русского языка в школе, разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о мероприятиях ,посвященных Дню русского языка в МБОУ Слободская СОШ

Были проведены следующие мероприятия:

1.Книжная выставка «Гордый наш язык»

2.Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

3.Диктант «Самый грамотный»

4. Выставка «Лучшие тетради»

5.Конкурс стенгазет о русском языке.

6. Викторины «Занимательный русский язык»

7.Эссе «За что я люблю русский язык»

Я хочу рассказать о двух мероприятиях: книжной выставке и об интеллектуальной игре «Умники и умницы»

Книжная выставка-диалог– это заочный разговор, заочное общение читателя и библиотекаря.

Читатели задают вопросы, библиотекари отвечают на них с помощью книг. Организации выставки предшествует большая подготовительная работа. Примерно за месяц до ее оформления рядом с дверью библиотеки мы  поставили склеенный из плотной бумаги тетраэдр, (треугольную пирамиду). На двух гранях написали обращение к читателям:

Уважаемый читатель! Вас волнуют сотни вопросов, на которые Вы не можете ответить сами. Об этом и о многом другом Вам поможет узнать книжная выставка «Гордый наш язык»  Вы можете письменно, не указывая своего имени, задать вопросы, интересующие Вас. Мы постараемся найти на них ответы в книгах и журналах.

На третьей грани тетраэдра прорезали щель, куда читатели будут опускать записки с вопросами. Рядом с пирамидой положили бумагу и карандаш. Все вопросы библиотекарь читает, объединяет похожие, затем подбирает литературу, в которой содержатся ответы на них. Отобранные источники располагаются на выставке по разделам, названиями которых становятся вопросы, заданные читателями.

Выставка-диалог наиболее эффективна в работе с читателями-подростками и юношеством, которые в силу возрастных психологических особенностей не могут задать интересующие их вопросы библиотекарю устно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Слободская общеобразовательная школа

Интеллектуальная игра

Умники и умницы

Внеклассное мероприятие по русскому языку

ПОДГОТОВИЛА:

  • Утракова Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории

  • ЦЕЛИ:
  • развивать познавательный интерес к русскому языку;

  • воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).


Ход игры:

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячет за словом русский язык.

Читают стихотворения учащиеся 5 и 7 классов

Грамматика, грамматика – 
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь.

Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.

Да, ребята, в жизни много пригодиться,
Надо нам для этого старательней учиться.
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всём на свете.

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет, 
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем: 
Недвусмысленный и прямой, 
Он подобен правде самой.


Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье», 
Большое счастье жить в большой стране, 
С ним не боюсь я горя и ненастья, 
С ним не сгорю я ни в каком огне. 
Текут две речки в сердце, не мелея, 
Становятся единою рекой... 
Забыв родной язык - я онемею. 
Утратив русский, - стану я глухой.

Учитель:

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори,

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.


Конкурс 1 – Разминка.

Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. Я зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.Учение – свет, … ( а не ученье тьма)


Вед: Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)

Конкурс 2 «ФОНЕТИЧЕСКИЙ»

  1. В имени, какого русского богатыря гласных больше, чем согласных?

Ведущий раздает карточки с заданием.

(Илья Муромец, Алеша Попович)

2. Продолжаем нашу фонетическую разминку.

Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)

Ответ: слушать.

Конкурс 3 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На карточках слово: - КОМ

Члены команд (один за другим) записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

Для команд карточки со словом СОМ.

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

Для команд слово ЗИМА

Конкурс 4 «СОБЕРИ СЛОВА»

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

На карточках

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

3) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

4) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

Конкурс 5 «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ»

(работают на листочках)

1. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.

(Победитель тот, у кого больше слов.)

2. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка

(Исходное слово: «говор»)

Конкурс 6 «ЧАСТИ РЕЧИ»

1.Выбери из предложенных слов предлоги. Обведи их.

Я, по, около, иду, в, и, она, из, а, под, ел.

2.Раздели слова на 3 группы: соль, зеленый, красный, солить, соленый, зелень, озеленить. Найди лишнее слово

Конкурс 7 «ДОНЕСЕНИЕ»

Даны только согласные буквы. Нужно восстановить скороговорки и быстро их проговорить.

Шсть мшт в шлш шршт (Шесть мышат в шалаше шуршат)

Т тпт кпт пль п пл лтт (От топота копыт пыль по полю летит)

Шл Сш п шсс ссл сшк (Шла Саша по шоссе и сосала сушку)

Жтк жк жть н ск (Жутко жуку жить на суку)

Конкурс 8 «БЛИЦ - ОПРОС»

Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ – 1балл )

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Как, каплю превратить в цаплю? (к -ц)

5. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных? (Больше слов, которые начинаются с согласных звуков)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

8. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

9. Сколько букв в русском алфавите? (33)

10.Сколько гласных звуков? (6)

11.Что не входит в основу слова? (окончание)

12.Что составляет грамматическую основу? (подлежащее, сказуемое)

13.В каком глаголе сто слышится сто раз? (стонет)

14.В каком слове семь гласных? (семья)

15.Какая десятая буква в алфавите? (И)

16.Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (имя)

17.Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык)

18.Какой знак в слове вьюга? (разделительный ь)

19.Сколько звуков в слове ЕЛЬ? (3)

20.Как уголь превратить в геометрическую фигуру? (угол)

Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

  • Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

Ответ: У рыб есть зубы.

  • Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Ответ: Суббота

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

«Остров Антиподов»

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)

1 команда болельщиков

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

2 команда болельщиков

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)

3 команда болельщиков

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

4 команда болельщиков

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

Шарады

- С “Л” – лить слёзы заставляю, с “ Ж” – по воздуху летаю. (лук, жук)

- Известное я блюдо, когда ж прибавишь “М”,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(уха, муха)

С буквой “Х”- меня на себе носят, с буквой “С” - в столовой просят. (халат, салат)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь, поставь меня в вазу…
Но с буквою “К” в огород я пойду и если капусту на грядке найду
Капусте достанется сразу.
(роза, коза)

Шуточные вопросы

  1. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)
  2. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес гор? (Узнать, почем фунт лиха.)
  3. Из какой поговорки можно было заключить, что дрова заготовляют не в лесу? (Кто в лес, кто по дрова)
  4. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет)


Д\П. Составьте самое длинное слово из букв: 
б а д у р з о т к ь а в.


Подведение итогов


Литература.

1.Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков / Автор-составитель И.Г. Сухин. Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К0: Академия Холдинг: - 2002. – 192с.: ил. – (Детский сад: день за днем)

2.Русский язык. / В.В.Волина – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496с. (Серия «Учимся играя»)

3.Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.hello_html_m3c1c33f1.png



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по прошедшей неделе русского языка и литературы

С 24. 10. 2011г. по 29. 10. 11г. в МОУ СОШ № 13 прошла неделя русского языка и литературы. В 5 классеучитель Ефремова Н.В.  28.10.11 года провела турнир знатоков «Русский язык – путь к знаниям»,...

Отчет по апробации учебника «Русский язык 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...

Отчет по апробации учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...

Отчет о проводимой неделе иностранного языка в школе в 2013

В данном файле представлен отчет о проведенной в 2013-2014 учебном году недели Английского языка в нашей школе....

отчет о проведении месячника русского языка

Отчет о проделанной работе по проведению месячника русского языка и литературы....

отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы

Отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы Умновой Л.Н. за 2014-2015 учебный год....

"Отчет работы ШМО учителей русского языка и литературы за 1 п/г 2015-2016 уч.года"

В данной работе дан полный отчет работы учителей школы за 1 полугодие 2015-2016 г., участие в семинарах, олимпиадах и т.д....