Выявление и развитие способностей учащихся
статья по русскому языку

 

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, является развитие системы поддержки талантливых детей. Президент РФ указал, что в ближайшие годы в России должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. На сегодняшний день проблема диагностики  и развития одаренности у детей, а также условия их воспитания на уровне школы и семьи -  одна из приоритетных задач современного образования.

Одаренные дети очень разные: обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные. Такие  дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_odarennosti_uchashchihsya.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие одаренности детей при изучении

русского языка и литературы

 «Творчество это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

психолог Поль Торренс

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, является развитие системы поддержки талантливых детей. Президент РФ указал, что в ближайшие годы в России должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. На сегодняшний день проблема диагностики  и развития одаренности у детей, а также условия их воспитания на уровне школы и семьи -  одна из приоритетных задач современного образования.

Одаренные дети очень разные: обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные. Такие  дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию их способностей, - задача педагогов, семьи. Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.

Используя диагностику, необходимо  помнить о нравственных аспектах  исследований и руководствоваться определенными правилами.

Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.

Основные направления работы с одаренными детьми.

№ п/п

направления

мероприятия

1

создание благоприятных условий для работы с одарёнными и талантливыми детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

2

мероприятия по работе с одарёнными и талантливыми детьми

- участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

3

Формы работы с одарёнными и талантливыми обучающимися.

- внеурочная деятельность;

- конкурсы, марафоны и конференции;

- задания повышенного уровня;

- проектная деятельность;

- интеллектуальные и творческие кружки;

- экскурсии;

интеллектуальные игры, викторины;

4

Помощь одарённым и талантливым обучающимся в самореализации их творческой направленности.

-создание  ситуации успеха и уверенности в себе;

-организация научно-исследовательской деятельности;

-организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

- изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований;

- поощрение одаренных детей;

- публикация в СМИ, на сайте школы;

награждение.

5

Методическая работа педагога:

- самообразование;

- повышение профессионального мастерства;

- участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО и РМО педагогов;

- проведение открытых занятий;

- подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;

6

Работа с родителями.

- учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;

- создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;

- оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;

- формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

Исходя из выше перечисленного,  можно выстроить основные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

На уроках русского языка для развития способностей учащихся  использую  и традиционные,  и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный. Применяю такие формы организации учебной деятельности как: дискуссии и диалоги; творческие задания; семинары, практикумы; игровые  задания, ребусы, викторины.

Предметные олимпиады - это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению предметной области.  Решение разнообразных филологических задач способствует развитию логического, аналитического и образного мышления.

Широки использую на уроках и во внеурочной деятельности такие  материалы как «Занимательный русский язык», «Грамотейка»,  

«Лингвистические угадайки», «Лингвистические вопросы», «Творческие задания». Эти и другие  задания способствуют углублению знаний по русскому языку обогащению словарного запаса учащихся, развивают смекалку, сообразительность, воспитывают «языковое чутьё», что  обеспечивает развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

Для выявления одаренности учащихся большую роль играют методики выявления одаренных школьников.

Методика экспертных оценок по определению одаренных детей

                                                                                                                                  (А.А. Лосева). 

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой - либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук - если это детский сад, если школа -родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая - то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней - 4 и так далее. Оценка 2 балла - самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

ФИ ребенка

  1. Интеллектуальная сфера

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словарного запаса.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

Итог:

  1. Сфера академических достижений

1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10. Пытается выяснить причины и смысл событий.

11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Итог:

  1. Творческая сфера

1. Высокая продуктивность в различных видах деятельности.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4. Задает много вопросов по интересующему предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть не таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

Итог:

IV. Литературная сфера

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

6. Любит писать рассказы или статьи.

7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

Итог:

V. Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается»

30 на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

Итог:

VI. Музыкальная сфера

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

Итог:

VII. Техническая сфера

1. Хорошо выполняет различные задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

Итог:

VIII. Двигательная сфера

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

Итог:

IX. Сфера художественных достижений

1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, что- бы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.

Итог:

X. Социальная сфера

1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

2. Всегда выполняет свои обещания, ответствен.

3. Отличается высокой общительностью с окружающими.

4. Стремится к доминированию среди сверстников.

5. Сверстники обращаются за советом.

Итог:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: [учебник] / А. Я. АнцуповА. И. Шипилов. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
  2. Гаврилова, И. Н. Управление педагогическими конфликтами в учебно-воспитательной работе с творчески одаренными подростками. – М.: ООО «Соверо-принт», 2011.
  3. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. Спб.: «Питер», 2008.
  4. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.
  5. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / А. Б. Белинская. - М.: Дашков и К, 2010. 
  6. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. Матюшкина А. М., Матюшкиной А. А. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
  7. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  8. Шейнов, В. П. Управление конфликтами: теория и практика /В. П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010.
  9. http://nachalka.info/methods/— Сайт «одаренные дети».
  10. http: //.en.eaicy—dar.ru/nordoc/doc20.html — Рабочая концепция одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...