Проверочная работа
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Проверочная  работа в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_rabota_po_teme.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

  1.  Расставить и объяснить знаки препинания, определить вид подчинительной связи.

Все почему-то молчали. Молчал и Грин. Молчал и я хотя мне страшно хотелось сказать ему как он украсил мою юность крылатым полетом своего воображения, какие волшебные страны цвели никогда не отцветая в его рассказах, какие океаны блистали и шумели на тысячи и тысячи мль баюкая бесстрашные и молодые сердца. (К. Паустовский).

1.2. Виды предложений.

А. Простые предложения –

     это предложения,

1. в которых одна часть по смыслу подчинена другой и     связана с ней подчинительным союзом или союзным     словом.

Б. Сложные предложения –

     это предложения,

2. которые обходятся без союзов и союзных слов.

В. Сложносочинённые предложения –

     это сложные предложения,

3. в которых имеется только одна грамматическая

    основа.

Г. Сложноподчинённые предложения –

     это такие сложные предложения,

4. состоящие из двух или нескольких простых

    предложений.

1.3. Из простых предложений составиить и записать сложноподчиненные с несколькими придаточными, используя слова из скобок. Определить значение каждого придаточного и вид подчинительной связи.

    А) Выйдешь из душного города в поле. Светлая радость наполнит душу твою. Дивная красота представится глазам твоим (когда, потому что).

Б)  лесу человек особенно остро ощущает красоту природы. Природа полна тайн. За каждым деревом таится загадка.  (что, который).

В) Осина по наружному виду не выделяется среди деревьев. Осенью она красива. Золотом и багрянцем покрываются ее трепетные листья (хотя, потому что).

1.4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1) (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.

(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

 2) «Какая странная планета! – подумал Маленький принц. – Совсем сухая,(1) вся в иглах и соленая. И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то,(2) что им скажешь… Дома у меня цветок,(3) моя краса и моя радость,(4) и он всегда заговаривал первым».

 3) (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.

  Работа по вариантам

1 вариант

I. Определите значение придаточных предложений.

1. Мелькнула мысль, что где-то далеко лопнула шина. (Л.Обухова)

2. Жизнь, что враг тебе сохраняет, не награда,а позор. (А.Кешоков)

3. Со всеми остальными в доме он был на короткой ноге, что не совсем нравилось хозяйке.

(И.Тургенев)

4. Все, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан. (С.Бабаевский)

II. Произведите полный синтаксический разбор 4-го предложения.

  1. Закончите сложноподчиненное предложение Приятель мой и проводник еще спали… придаточным: 1) времени, 2) причины, 3) уступки, 4) следствия, 5) присоединительным.

IV. Составьте предложение по схеме:

(когда…), [гл.], (что…); укажите значение придаточных.

2 вариант

I. Определите значение придаточных предложений.

1. Слаще дареной конфеты любой хлеб, что самим заработан тобой. (А.Кешоков)

2. Сердце сжималось от мысли, что впереди нас ждут более тяжкие испытания. (О.Чистовский)

3. То, что я принял за облако, был густой утренний туман над Клязьмой-рекой. (С.Антонов)

4. Нос судьи невольно понюхал верхнюю губу, что обыкновенно он делал прежде только от большого удовольствия. (Н.Гоголь)

II. Произведите полный синтаксический разбор 4-го предложения, укажите значение придаточного.

III. Закончите сложноподчиненное предложение Мы вернулись домой поздно… придаточным: 1) времени, 2) причины, 3) уступки, 4)цели, 5) присоединительным.

  1. Составьте предложение по схеме:

[гл.], (что…), (когда…); укажите значение придаточного.

Используемая литература:

  • Амбушева Т.М. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143 с.
  • Источники используемых текстов: http://festival.1september.ru.