Диктанты за 2 четверть
учебно-методический материал по русскому языку (7, 8, 9 класс)

Контрольные диктанты за 2 четверть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_chetvert_8_kl.docx16.98 КБ
Файл 7_klass_2_chetvert.docx16.03 КБ
Файл k.r._9_kl._ii_chetv.docx13.86 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант

 с грамматическим заданием

по итогам II четверти 

8 класс

 Зимний день 

        Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

        Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

        Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

        Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

        Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. (По В.Г. Короленко.)

(160 слов.)

 Грамматическое задание

Задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1

Выпишите сказуемое

простое глагольное

составное именное

2

Подчеркните в тексте

обособленное обстоятельство

обособленное определение

3

Выпишите 3 словосочетания разных типов

из 1-2 абзаца

из 4 абзаца

4

Синтаксический разбор предложения

По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

 

На деревенском дворе

        Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами. (По Н.Лескову.)(160 слов.)

Грамматическое задание

Задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1

Обозначьте виды сказуемых

1 абзац

Все остальные

2

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами.

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

3

Определите в тексте вид односоставных предложений

4

Синтаксический разбор предложения

Но это никому не вредило: ни людям, ни животным.

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами.

Превращение

        Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

        Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.     

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли.  Это была весёлая, здоровая кукла! (По Ю. Олеше.)

(160 слов.)

Грамматическое задание

Задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1

Обозначьте в тексте виды сказуемых

2

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми.

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.    

3

Определите в тексте вид односоставных предложений

4

Синтаксический разбор предложения

Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову.

Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек.



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам II четверти

 Снег  

 

Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.

Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви  под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.  

В мире  воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег. (126 слов.)

  Грамматическое задание

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

ТЕМА: "НАРЕЧИЕ"

  Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за год (контрольные диктанты за  7 класс).

МОЙ ДОМ

  Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

  Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

  Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь. 

  На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

  Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.

  Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

  2) Обозначьте орфограммы в наречиях:

  1-й вариант: 2-й абзац;

  2-й вариант: последний абзац.

Контрольная работа

 по русскому языку

за II четверть

7 класс

Диктант

Ледоход

          Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда составляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается что-то страшное.

          Свесившись через перила, вы глядите на реку.  Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижно идущие груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд.

          Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас немного кружится голова. Кажется, что мост вместе с публикой куда-то уходит.  Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.

 

                                  

                                Грамматические задания

1. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения из 3-го абзаца.

2. Выполните морфологический разбор наречия из 1-го абзаца.

3. Произведите морфемный разбор слов:

трогается, грохота, изломанного, заслышав, далеко.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

по русскому языку

за II четверть

9 класс

Диктант

        Первая  встреча  Пушкина  с  Николаем   I  произошла  в  Москве,  куда царь  вызвал  поэта  из  Михайловской  ссылки.  Это  было  через  два  месяца после  расправы  над  декабристами,  многие  из  которых  были  друзьями  поэта.  Пушкин  знал,  что  в  делах  почти  всех  осуждённых  декабристов  находили  его  вольнолюбивые  стихи.  Стихи  эти  были  широко  распространены  в армии, а  сам  он  у  царя  на подозрении.  Когда  Николай  не  добился  от  арестованных  показаний  о  прямой  связи  с  ними  поэта,  он  приказал  сжечь его  «возмутительные»  стихи.

      Ещё  в  Михайловском  Пушкин,  тщательно пересматривая  свои  бумаги,   уничтожает  наиболее  опасные  страницы  драгоценных  записок  о  выдающихся  современниках,  которые он  вёл  в  продолжение  пяти  лет.    Поэт  боялся,  что  записи  его  могут  многим  повредить или умножить  число  жертв.

      Царь  спросил  Пушкина,  переменился  ли  за  годы ссылки  его  образ  мыслей  и  даёт  ли  он  слово  думать  и  действовать   иначе.  Поэт  не  мог,  однако,  сделаться  другим  и  по-прежнему  вёл  себя  свободно  и  независимо.  Об  этом  говорит  хотя  бы   стихотворение  «Арион»,  в  котором  Пушкин   провозглашает  свою  верность  друзьям-декабристам:  «Я  гимны  прежние  пою…»  

Грамматические  задания 

1. Синтаксический разбор  предложения:

последнего в 1-м абзаце.

2. Начертите схему предложения.

3. Произвести морфемный разбор слов:

Осуждённых, вольнолюбивые, приказал, свободно, современниках, пересматривая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты для 6 -9 классов по четвертям

Диктанты для 6 класса-итоговые по четвертям....

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть....

Диктант по итогам 2 четверти - 9 класс

Диктант по итогам 2 четверти с грамматическим заданием в форме ГИА - 9 класс....

контрольные диктанты за 2 четверть по татарскому языку, для 4, 7 ых классов

Контрольный диктант предназначен для татарских групп в конце  четверти. Задания подобраны по пройденным темам....

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти  ....

Диктант 1 четверть 8 класс

Диктант с грамматическим заданием за 1 четверть в 8 классе по программе М.М. Разумовской...

Итоговый диктант 2 четверть 8 класс

Контрольно-обощающий урок...