диктанты за 3 четверть
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Контрольные диктанты за 3 четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_chetvert_5_i_9_klass.docx13.76 КБ
Файл 3_chetvert_7_8_9.docx14.88 КБ
Файл 3_chetvert_8_i_9_kl._2016-2017.docx14.04 КБ
Файл 3-ya_chetvert_6_7_8.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2016 - 2017 уч.г.

5 класс

Диктант.

Глухари

        В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари.

        Глухарь - самая большая, редкостная птица в наших лесах.

        Летом глухари скрываются вместе с лосями в глубоких чащобах, в моховых тёмных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глухарей "мошниками".

        Не всякому удаётся увидеть в лесу глухарей, услышать весною их удивительную песню. Только самые терпеливые и умелые охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

        Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц. Они не стреляют, не губят их. Охотники подкрадываются к глухарям и любуются силой и красотой птиц.

         

                                Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор последнего предложения текста.

2. Произвести морфологический разбор слова:

(в) лесу -

3. Выписать из 1-го предложения текста все имена прилагательные, указать их род, число, падеж.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

охотники, сосновых, называют.

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2016 - 2017 уч.г.

9 класс

Диктант.

Живая ночь.

        Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки в лужах заволновались так сильно, что от них заколыхалась вода, что крики их заглушили раскаты стихающего грома.

        После проливного тёплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.

        Там на берегу, около сетей, нависая над самой водой, стояло десять маленьких берёзок, веточки их были ещё без листочков, совсем тоненькие.

        Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали... Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не даёт ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что явились воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди - точно воры.

        В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди - это за ночь берёзы оделись в зелень и как будто люди стоят.

                                Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения из 1-го абзаца.

2. Построить схему  предложения из 2-го абзаца.

3. Указать вид подчинения в СПП из 1-го абзаца.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

листочков, поставил, проливного, нависая, издали.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2015 - 2016 уч.г.

7 класс

                                                Диктант.

                                                Мститель.

        Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

        Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

        Я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

        Ни один человек не заметил происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке.

                                Грамматические задания.  

1. Произвести синтаксический  разбор 3-го предложения из 4-го абзаца.

2. Выполнить морфологический разбор предлога из 1-го абзаца.

3. Выполнить морфологический разбор союза из 2-го абзаца.

4. Произвести морфемный разбор слов:  плакал, скучном, сзади.

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2015 - 2016 уч.г.

8 класс

Диктант.

        Заброшенная деревня...

        Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

        Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё, кроме времени, принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

                                Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор 1- го предложения из 3-го абзаца.

2. Выписать из текста диктанта предложение с обособленным уточняющим членом предложения.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

прилетая, хуторское, уродливо, подступил.

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2015 - 2016 уч.г.

9 класс

Диктант.

        Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью,  дожидаясь далёкого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

        В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны лопухов,  сильно тянуло гарью. Поднялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать.

        Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураганный, огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час.

        Вскоре дед увидел зайца. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда  огонь их окружает.

        Дед побежал за зайцем - заяц вывел его из огня.

                                Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор 3-го предложения из 2-го абзаца.

2. Построить схему последнего  предложения из 3-го абзаца.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

рассвета, тянуло, ураганный, дожидаясь, сильно.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2016 - 2017 уч.г.

8 класс

Диктант.

        Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась одна деревушка. В ней всего одиннадцать домов, даже десять, потому что одна избушка стоит совсем отдельно, у самого леса.

Кругом деревни, нависая зубчатыми краями, стеной поднимается вечнозелёный хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть только несколько гор, которые точно нарочно обошли деревушку со всех сторон громадными синевато-серыми валами.

        Избы в этой деревне выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две старые хатки стоят высоко, над самой речкой, и смотрят с берега в тёмную воду. Остальные избы разбрелись по деревушке, как овцы. Здесь даже улицы нет, а между домишками, извиваясь, колесит узкая тропа. Да жителям и улицы, пожалуй, не нужно, потому что ездить по ней не на чем: нет здесь ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами. Пройти можно только пешком по отдельным местам, узким тропам, да и то не всегда.  

                                Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор 2- го предложения из 2-го абзаца.

2. Выписать из 1-го абзаца пример несогласованных определений.

3. Обозначить в 1-м абзаце обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

4. Выполнить морфемный разбор слов:

деревушка, непроходимой, выстроены, высоко, спряталась.

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2016 - 2017 уч.г.

9 класс

Диктант.

Живая ночь.

        Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки в лужах заволновались так сильно, что от них заколыхалась вода, что крики их заглушили раскаты стихающего грома.

        После проливного тёплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.

        Там на берегу, около сетей, нависая над самой водой, стояло десять маленьких берёзок, веточки их были ещё без листочков, совсем тоненькие.

        Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали... Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не даёт ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что явились воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди - точно воры.

        В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди - это за ночь берёзы оделись в зелень и как будто люди стоят.

                                Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения из 1-го абзаца.

2. Построить схему  предложения из 2-го абзаца.

3. Указать вид подчинения в СПП из 1-го абзаца.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

листочков, поставил, проливного, нависая, издали.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2012 – 2013 уч.г.

8 класс

Диктант

       Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.

       В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

       Проделав круг по центральной части полотна, взгляд зрителя устремляется в глубину двора и за его пределы, где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь  с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе.

Грамматические задания

I вариант                                                            II вариант

  1. Произвести синтаксический разбор

1-го предложения                                         2-го предл. из 2-го абзаца

  1. Произвести морфемный разбор слов:

Восходящего, проделав, выливается.                     Сияющих, повторяется, передана.

  1. Выполнить фонетический разбор слов:

Покоя                                                             Через

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2012 – 2013 уч.г.

6 класс

Диктант

       Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была такая тихая, только с реки доносились до меня какие-то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

       Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они  не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

       На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

Грамматические задания

I вариант                                                            II вариант

  1. Произвести синтаксический разбор

4-го предл. из 2-го абзаца                                  6-го предл. из 2-го абзаца

  1. Выполнить морфологический разбор слова:

(У) меня                                                               (До) меня

  1. Произвести морфемный разбор слов:

Послышались, письменным, охоту.           Доносились, маленькие, вреда.

Контрольная работа

по русскому языку

за III четверть 2012 – 2013 уч.г.

7 класс

Диктант

       В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности. Там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые твёрдые камни.

       Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадёт семя, то оно разрастётся и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Самые прочные породы тоже разрушаются.

Грамматические задания

I вариант                                                            II вариант

  1. Произвести синтаксический разбор

4-го предложения                                       последнего предложения

  1. Выполнить морфологический разбор

одного предлога (по выбору);                   одного предлога (по выбору);

одного союза (по выбору).                        одного союза (по выбору).

  1. Произвести морфемный разбор слов:

Выделяют, состоящие, земной                Разрывает, утолщаясь, горных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты для 6 -9 классов по четвертям

Диктанты для 6 класса-итоговые по четвертям....

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть....

Диктант по итогам 2 четверти - 9 класс

Диктант по итогам 2 четверти с грамматическим заданием в форме ГИА - 9 класс....

контрольные диктанты за 2 четверть по татарскому языку, для 4, 7 ых классов

Контрольный диктант предназначен для татарских групп в конце  четверти. Задания подобраны по пройденным темам....

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти  ....

Диктант 1 четверть 8 класс

Диктант с грамматическим заданием за 1 четверть в 8 классе по программе М.М. Разумовской...

Итоговый диктант 2 четверть 8 класс

Контрольно-обощающий урок...