Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи» рассчитана в 10 классе на 34 ч. в год (1 час в неделю). 

Рабочая программа имеет следующие цели:  обобщить и углубить теоретические знания по русскому языку, совершенствовать речевые умения школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций, научить создавать тексты разных стилей речи в письменной и устной форме способствует решению задач:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_taynam_slova_10.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи» составлена в соответствии с:

– Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;

- Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

-Рабочей программой курса внеурочной деятельности «Культура речи», разработанной Сергеевой О.В., ВятГУ, 2016г.

Программа по курсу внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи» рассчитана в 10 классе на 34 ч. в год (1 час в неделю).  

Рабочая программа имеет следующие цели:  обобщить и углубить теоретические знания по русскому языку, совершенствовать речевые умения школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций, научить создавать тексты разных стилей речи в письменной и устной форме способствует решению задач:

  Образовательные:

• совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся; закрепить и расширить знания обучающихся о тексте;

• способствовать развитию речи и мышления, а также коммуникативной компетентности обучающихся;

• обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом.

   Развивающие:

• развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

• развитие мотивации к речевому самосовершенствованию.

  Воспитательные:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

• овладение культурой межнационального общения;

• формирование социально активной, конкурентоспособной личности.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная среднего общего образования. Содержание программы по курсу внеурочной деятельности «Культура речи», формы и методы работы позволит достичь следующих результатов:

Личностные:

1) сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, к родному языку;

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими и нравственными ценностями, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

3) сформированность эстетического отношения к русскому языку;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  

5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные

1) формирование знаний , понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные

1) способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и

сверстниками, адекватно передавать информациюи отображать предметное содержание и условия деятельности.

2) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

4) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п\п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Характеристика основных видов деятельности

Формы организации занятий

Формы контроля

аудиторные

внеаудиторные

1

Предмет и задачи курса.

Правильность речи, её

соответствие

литературным нормам.

4

2

2

Знакомство с предметом и задачами курса. Правильность речи, её

соответствие литературным нормам.

Лекция

Практическая работа

Игра

Самостоятельная работа

Устный опрос,

тест, самостоятельная работа

2

Фонетика и графика.

Орфоэпические нормы.

4

2

2

Анализ звуков русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги. Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие. Парные и непарные

согласные. Фонетический анализ слова.

Орфоэпические нормы. Произношение гласных

и согласных звуков, особенности ударения в  русском языке. Анализ актерской речи с точки

зрения соблюдения орфоэпических и  акцентологических норм.

Лекция

Практическая работа

Игра

Самостоятельная работа

Устный опрос,

тест, самостоятельная работа

3

Лексические нормы.

4

2

2

Анализ норм употребления слов. Определение лексического значения слова, средств выразительности, особенностей употребления фразеологизмов.

Лекция

Практическая работа

Игра

Самостоятельная работа

Проект

Устный опрос,

тест, самостоятельная работа,

проект

4

Грамматические нормы.

4

2

2

Производят морфемный анализ слова. Определяют основные способы словообразования:

приставочный, суффиксальный, приставочно-

суффиксальный, сложение.

Производят словообразовательный анализ текстов.

Лекция

Практическая работа

Игра

Самостоятельная работа

Устный опрос,

тест, самостоятельная работа.

5

Морфология

2

1

1

Производят морфологический анализ разных частей речи.

Лекция

Практическая работа

Игра

Самостоятельная работа

Устный опрос,

тест, самостоятельная работа

6

Содержательно-

композиционный анализ

текста

2

1

1

Анализ художественного и научно-популярного

Текстов.

Лекция

Практическая работа

Игра

Самостоятельная работа

Устный опрос,

тест, самостоятельная работа

7

Орфография

4

2

2

Повторяют правила: Правописание корней. Проверяемые и

чередующиеся безударные гласные в корне

слова. Непроверяемые гласные и согласные.

Правописание приставок. Правописание

суффиксов различных частей речи (кроме -н- и -

нн-). Правописание НЕ и НИ. Слитное,

дефисное, раздельное написание различных

частей речи. Правописание Ъ и Ь. Правописание частицы же, бы

Лекция

Практическая работа

Игра

Самостоятельная работа

Устный опрос,

тест, самостоятельная работа

8

Синтаксические нормы и

пунктуация.

6

3

3

Определяют роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Нормативное построение

словосочетаний и предложений различных

типов. Интонационное богатство русской речи.

Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Производят виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них.

Синтаксическая синонимия, её роль в создании

выразительности речи. Анализируют синтаксической

структуры и средств выразительности

художественного и публицистического текста.

Лекция

Практическая работа

Игра

Самостоятельная работа

Устный опрос,

тест, самостоятельная работа

9

Литературное

редактирование. Работа с текстами.

4

2

2

Литературная правка текстов.

Лекция

Практическая работа

Игра

Самостоятельная работа

Проект

Устный опрос,

тест, самостоятельная работа,

проект

 

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование тем занятий

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

1-2

Предмет и задачи курса.

2

3-4

Правильность речи, её  соответствие литературным нормам.

2

5

Звуки русского языка.

1

6

Фонетический анализ слова.

1

7

Орфоэпические нормы.

1

8

Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и

акцентологических норм.

1

9

Нормы употребления слов.

1

10

Лексическое значение слова.

1

11

Средства выразительности.

1

12

Особенности употребления фразеологизмов.Проект.

1

13

Морфемный анализ слова.

1

14

Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-

суффиксальный, сложение.

1

15

Словообразовательный анализ текстов.

1

16

Словообразовательный анализ текстов.

1

17

Особенности употребления разных частей речи.

1

18

Морфологический анализ разных частей речи.

1

19

Язык и речь. Основные требования к речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

1

20

Анализ художественного и научно-популярного текстов.

1

21

Правописание корней.

1

22

Правописание приставок.

1

23

Правописание суффиксов различных частей речи

1

24

Слитное,  дефисное, раздельное написание различных

частей речи.

1

25

Принципы и функции русской пунктуации.

1

26

Трудные вопросы постановки знаков препинания.

1

27

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных

типов.

1

28

Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения.

1

29

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

1

30

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности

художественного и публицистического текста.

1

31

Литературная правка текстов.

1

32

Литературная правка текстов.

1

33

Проект: создание текста

1

34

Проект: создание текста

1

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на 34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Тайны русского языка», 6 класс

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся....

Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» в 9 классе в соответствии с требованием ФГОС ООО

Программа  подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования,  санитарно-эпидемиологичес...

Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова» разработана на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образ...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Тайны русского языка»

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся«Тайны русского языка»...