«Подготовка к выпускному экзамену: комментарий в сочинении ЕГЭ и аргументация собственной точки зрения обучающихся»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Мугтазирова Альфия Азатовна

При подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку следует учесть, что существенные изменения произошли в задании 27 и соответственно в критериях оценивания этого задания.

Статистика   показывает,   что   все   группы   экзаменуемых,   кроме   участников   с минимальным уровнем подготовки, овладели умением формулировать проблему, поставленную автором текста (критерий К1), и определять позицию автора по отношению к этой проблеме (К3) в большей степени, чем умением комментировать поставленную проблему (К2). Хочется вспомнить слова Л.С. Выготского: «действенное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем её действенную, эффектно-волевую подоплёку».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секционное заседание учителей русского языка и литературы

Актанышского муниципального района РТ

Выступление на тему: «Подготовка к выпускному экзамену: комментарий в сочинении ЕГЭ и аргументация собственной точки зрения обучающихся»

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского муниципального района РТ

Мугтазирова Альфия Азатовна

Август 2019 г.

 При подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку следует учесть, что существенные изменения произошли в задании 27 и соответственно в критериях оценивания этого задания.

Статистика   показывает,   что   все   группы   экзаменуемых,   кроме   участников   с минимальным уровнем подготовки, овладели умением формулировать проблему, поставленную автором текста (критерий К1), и определять позицию автора по отношению к этой проблеме (К3) в большей степени, чем умением комментировать поставленную проблему (К2). Хочется вспомнить слова Л.С. Выготского: «действенное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем её действенную, эффектно-волевую подоплёку».

Комментируя проблему исходного текста, экзаменуемые выявляют свой уровень культуры: «на достоинства интерпретации художественного текста помимо демонстрируемых интерпретатором и достаточно легко учитываемых языковых компетенций влияют такие «ускользающие» от точного измерения факторы, как развитый художественный вкус, этический и эстетический опыт, чувство стиля и проч.» Нужно отметить недостаточно высокий уровень сформированности у экзаменуемых умения комментировать проблему исходного текста. На этом фоне настоящей методической проблемой становится большая часть приводимых в работах экзаменуемых аргументов (К4), которые имеют поверхностный, формальный характер. В связи с этим заметим, что повышение роли комментария при выполнении задания 27, с одной стороны, находятся в русле усиления лингвистической составляющей экзаменационной работы, с другой, – является жизненной необходимостью для усиления дифференцирующей способности измерителя.

Отражает изменившиеся акценты в требованиях к развёрнутому ответу формулировка задания (Слайд 2):

«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. <…>»

Подчеркнём главные изменения в задании 27:

- комментарий становится наиболее важной и значимой частью сочинения, что объясняется нацеленностью измерителя на «развитие филологического мышления, связанного с умением анализировать текст»;

- составляющими комментария к сформулированной проблеме являются следующие позиции: количество примеров-иллюстраций, наличие пояснений к примерам-иллюстрациям, указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями (опора на исходный текст сохраняется);

- выражение согласия / несогласия с позицией автора не требует от экзаменующегося обязательной аргументации с опорой на жизненный или читательский опыт (при этом требование к обоснованию своей позиции остаётся);

- критериальное оценивание сочинения соответствует заявленным требованиям: максимальный балл за комментарий – 5, за выражение собственной позиции – 1; по остальным критериям оценивание не меняется, как не меняется и общий балл за развёрнутый ответ (24 балла).

Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом. (Слайд 3) Он должен отразить путь автора от проблемы, которая его волнует, к той точке зрения (позиции), которая так или иначе заявлена в тексте.

Логика комментирования (Слайд 4)

Проблема  -  Комментарий  - Позиция автора

При обязательной опоре на текст в соответствии с изменёнными критериями структура комментария включает в себя пять компонентов (Слайд 5):

Комментарий

Первый пример

Связь между примерами

Второй пример

Пояснение к примеру

Пояснение к примеру

Условно за наличие каждого компонента ставится 1 балл, соответственно при отсутствии одного из компонентов при оценивании происходит потеря балла. Максимальный балл за комментарий – 5.

Комментарий, как и ранее, должен показать, каким образом автору удаётся реализовать замысел, раскрыть обозначенную проблему и прийти к определённой позиции. Анализ текста доказывает правильность понимания замысла автора.

В качестве «опоры» на текст ученик должен привести примеры-иллюстрации.  (Слайд 6) Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Типы информации в тексте (Слайд 7)

• Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.

• Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.  

Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Способов обращения к исходному тексту несколько (Слайд 8-11):

- ссылка на номера предложений: Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

- прямое цитирование: «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

- косвенное цитирование: автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

- размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте: Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

        

        Примеры-иллюстрации        (Слайд 12)

Публицистический текст

Художественный текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

В центре внимания автора случай….

Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».

Писатель изображает (кого, что)…

Автор разделяет мнение (кого)…

Герой говорит: «Цитата».

Публицист спорит (с кем)…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам (слайд 13)

Публицистический текст

Художественный текст

Писатель хочет сказать, что…

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Этот пример показывает, что…

Поступок героя показывает, что...

Смысл этого высказывания в том, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Эти события автор описывает, чтобы…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

        Пример + пояснение (Слайд 14)

«Цитата», - пишет автор, чтобы…

«Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.

Выбор примеров-иллюстраций при условии выявления связи между ними не может быть случайным, так как установить смысловую связь в этом случае будет нельзя.

 Виды смысловых связей (слайд 15) между отдельными аспектами проблематики в текстах разнообразны:

Смысловые отношения

Типовые констукции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причины

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.

Где обозначать связь между примерами? (Слайд 16)

  • Указание на связь примеров как зачин в комментарии:
  • Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>
  • Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>

  • Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

        

Проблема

….Почему же люди предают друг друга на войне, когда так важна взаимопомощь и поддержка? Почему они идут на такие ужасные поступки? Именно над этими вопросами задумывается  русский советский писатель В.А. Каверин

Первый пример (1)

Развивая данные вопросы, автор рассказывает о случае, произошедшем с рассказчиком и с Ромашовым. Они остались вдвоем и ждали санитаров и бойцов, которые ушли ставить на рельсы. Ромашов начал их подозревать в предательстве, но рассказчик быстро поставил его на место. Затем рассказчик засыпает, а Ромашов в это время Вытащил из-под головы рассказчика мешок с сухарями, «флягу с водой и пистолет».

Пояснение к первому примеру (2)

Негодование рассказчика от этого поступка изображено в предложении 45. Он просит вернуть оружие, но Ромашов говорит: «Ты все равно умрешь…Тебе не нужно оружие». Он предал рассказчика. Он не хочет помочь ему, п наоборот отнимает у него оружие и еду.

Связь между примерами (3)

Также предательство Ромашова изображено в предложениях 53-54.

Второй пример (4)

Он не только украл вещи рассказчика, но бросил его одного «тяжело раненного в лесу в двух шагах от расположения немецкого десанта». Его поступок для рассказчика был равносилен убийству.

Пояснение ко второму примеру (5)

Поступок Ромашова ужасен. Ведь он даже не попытался помочь ему. Он хотел спасти лишь себя. Такие люди как Ромашов очень эгоистичны и у них неправильные нравственные ориентиры.

Позиция автора

Так автор убеждает нас в том, что предательство в условиях войны неприемлемо. Но все же это случается и такие люди есть. На примере Ромашова автор показывает нам такого человека. Такие люди идут на предательство, чтобы спасти себя. Их не интересует ничего, кроме своей жизни и благополучия. Для них важнее собственная судьба.

        Отражение позиции автора исходного текста присутствует в большинстве работ экзаменуемых и не вызывает сложности в её формулировке. Следует только контролировать, чтобы последовательно выдерживалась линия в логике сформулированная проблема  комментарий сформулированной проблемы – позиция автора по сформулированной и прокомментированной проблеме.

Изменились элементы проверяемого содержания по критерию К4. (Слайд 17) Отношение к позиции автора исходного текста (Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (2018 г.)) Исключение аргументации из задания с развернутым ответом не означает уход от культуроведческого направления в содержании экзаменационной работы. Вспомним классическую фразу Р. Барта: «Прочтение текста – акт одноразовый… и вместе с тем оно сплошь соткано из цитат, отсылок, отзвуков; все это языки культуры… старые и новые, которые проходят сквозь текст и создают мощную стереофонию».

Учащийся получает 1 балл, если отношение не просто выражено, но обосновано (при условии соответствия К1). Обоснованием, при том, что «исключена аргументация экзаменуемым собственного мнения с опорой на жизненный и литературный опыт», является другое / другие суждения, которое(-ые) логически подтверждает(-ют) первое.

Обосновывая своё мнение, ученик может апеллировать к чувствам, прогнозировать негативные последствия в случае отрицания какого-либо фактора или, наоборот, возможные желательные последствия в случае его приятия. Важна логическая цепочка  тезис – (потому что) – суждение, подтверждающее тезис. При этом обоснование с опорой на литературу не исключается, но при сложившейся системе оценивания таит в себе определённые риски, связанные с возможностью смысловых и фактических ошибок, а также с непропорциональностью работы в ущерб комментарию. Фрагменты сочинений (Слайд 18)

Описание: H:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\HU63BNIWE4QSCU5HUEWYZOI7S4.png

(Слайд 19)

Описание: H:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\YMVC3DDYPREIQIAFMPDDZAAHAE.PNG

При этом нужно обратить внимание на то, что комментирование при работе с текстом актуально на всех этапах государственной итоговой аттестации  по  русскому  языку: ОГЭ - 15.2, итоговое собеседование, ЕГЭ – 27 задание.

Основной государственный экзамен

Итоговое

собеседование

Единый государственный экзамен

Задание 15.2

Напишите сочинение- рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»

Приведите                в сочинении два примера- иллюстрации        из

прочитанного                                текста, подтверждающих Ваши рассуждения.                Приводя примеры,        указывайте номера                        нужных предложений                                        или применяйте цитирование…

Задание 2

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С. П.  Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но        только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям                веру        в их собственные        силы,        в        их возможности,        дал        силу идти увереннее, смелее…» Подумайте,        где                лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Задание 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную

проблему.        Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного                текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания        проблемы

исходного        текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

        Показательно, что умения, проверяемые на ОГЭ и во время проведения итогового собеседования, проверяются и на едином государственном экзамене, но в ином контексте и на другом уровне. На основном государственном экзамене выпускник пишет сочинение- монолог на одну из заданных трёх тем. При написании сочинения ЕГЭ по прочитанному тексту экзаменуемый вступает в диалог с автором прочитанного текста. Это важно на этапе сдачи единого государственного экзамена не только потому, что идея гармоничной диалогизации остается ключевой для нового тысячелетия, но и потому, что умение вступать в диалог в широком смысле слова является показателем общей культуры личности. Умения понять другого, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служат показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации и доказательность своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало как ответственность за свои взгляды и позиции. А заявленная в ГИА по русскому языку преемственность позволяет «включить» механизмы перехода целеполагания в конкретное содержание предмета и контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к выпускным экзаменам

Для успешной подготовки к единому национальному тестированию использую задачи повышенной трудности....

Формы и методы организации итогового повторения, подготовки к выпускным экзаменам.

Подготовительные материалы и методические рекомендации по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Геометрия....

конспект психологического занятия по подготовке к выпускным экзаменам

Конспеки занятия предназначен для психологической подготовки к экзаменам обучающихся 9, 11 классов...

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».

Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....

"Экзамен...Ваша помощь при подготовке к выпускным экзаменам"

Уважаемые родители! Вот и настала пора экзаменов.Предлагаю Вам рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки и проведения выпускных экзаменов. Экзамен - это одна изформ проверки сил Ваших ...

Практикум по подготовке к ЕГЭ по английскому языку - новый способ подготовки к выпускным экзаменам. Раздел “Аудирование”.

В статье описаны основые отличия в заданиях раздела " Аудирования"  2024 года по сравнению с предыдущими годами, определены основные сложности при его подготовке и предложены способы их...