Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

                 Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы Львова С.И. Русский язык. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 80 с. — (Библиотека элективных курсов).

Рабочая программа ориентирована на использование литературы: Розенталь Д.Э. Русский язык. Стилистика и культура речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М.: «Махаон», 2005.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография и пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М.: «Махаон», 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1sekrety_6_klass_vd.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


                 Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы Львова С.И. Русский язык. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 80 с. — (Библиотека элективных курсов). 

Рабочая программа ориентирована на использование литературы: Розенталь Д.Э. Русский язык. Стилистика и культура речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М.: «Махаон», 2005.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография и пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М.: «Махаон», 2006.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 

 
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов

первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала школьников;
повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
развитие личности шестиклассников.


Второй уровень результатов:
участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.


Третий уровень результатов:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, краевого уровня.


Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса

Формы организации и виды деятельности учащихся

1-3

Язык – вековой труд поколений.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Лингвистическая игра «Происхождение слов».

4

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово?

Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

5-6

Не все годится, что говорится.

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

7-8

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. 

Работа с фразеологическим словарём.
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

9-10

Каков человек, такова его и речь. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.

Фонетический КВН.

11-13

«С русским языком можно творить чудеса!» Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 

14-15

Различай и отличай.

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

16-17

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова.

Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.

18-21

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.


Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

22-25

Нет той тайны, чтобы не была явна.

Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика.

Решение филологических задач. Создание лимериков по школьной тематике.

26

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. 


Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

27-28

В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога.

Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

29-30

По речи узнают человека.

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.

Конкурс знатоков речи.

31-33

Что в имени тебе моем?

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала

Защита проекта.

34

Повторение

Аукцион знаний. 

35

Промежуточная аттестация.

Викторина

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

1

№1       Язык – вековой труд поколений.

3

2

№2 Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

1

3

№3 Не все годится, что говорится.

2

4

№4 «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

2

5

№5 Каков человек, такова его и речь.

2

6

№6 «С русским языком можно творить чудеса!»

3

7

№7 Различай и отличай.

2

8

№8 Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

2

9

№9 Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4

10

№10 Нет той тайны, чтобы не была явна.

4

11

№11 Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

1

12

№12 В многословии не без пустословия.

2

13

№13 По речи узнают человека.

2

14

№ 14 Что в имени тебе моем?

3

15

№ 15 Повторение.

1

16

Промежуточная аттестация

1

Итого:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки на английском языке»

Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки на английском языке»предназначена для учащихся I класса общеобразовательных учреждений  в качестве подготовительного интегрированного курса англий...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС ООО) "Традиции русского народа"

Программа может быть полезна при составление программ внеурочной деятельность по духовно-нравственному направлению...

Программа внеурочной деятельности 5 класса по английскому языку «Культура и традиции англоговорящих стран»

Данная программа разработана с целью повышения уровня мотивации к изучению английского языка. ФГОС нового поколения подразумевает обязательную внеурочную деятельность по каждому предмету. Для учителя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательный английский» по английскому языку 5 класс, базовый уровень

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский", 5 класс, базовый уровень...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов "Русское речевое общение"

Работа по данной программе способствует созданию условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышению уровня речевой культуры учащихся....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки смыслового чтения (русская и зарубежная литература)» 6 класс

Программный материал курса для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решает...