КИМ
тест по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Астапова Ирина Леонидовна

КИМ по русскому языку для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril_3_r_yaz_5-9.docx95.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

РАЗДЕЛ  «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА»

Контрольно – измерительные материалы

 по русскому языку5-9 класс

5 класс

Стартовая диагностическая  работа по русскому языку

Ф.И.______________________________________________________

1. В каком слове ударение отмечено неверно?

1) сантимЕтр 2) шОферы 3) взялА 4) прИнял

2. В каком слове есть согласный твёрдый звук [б] ?

1) изба 2) хлеб 3)берёза 4) прорубь

3.Какое слово не является синонимом к другим (отличается по значению)?

1) смешной

2) забавный

3) потешный

4) маленький

4.В какой паре образованное имя прилагательное не является однокоренным к имени существительному?

1) речь – реч.. (волна)

2) цепь – цеп.. (пёс)

3) ночь – ноч.. (тишина)

4) боль – боль.. (котёнок)

5. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) забота

2) повторный

3) вырежу

4) варенье

6.Какое высказывание ошибочно?

1) В предложении существительные бывают подлежащим и второстепенным членом.

2) Существительные изменяются по падежам.

3) Безударные окончания существительных нельзя проверить.

4) Существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания в трёх падежах.

7.Какое из слов нельзя изменять по родам?

1) он 2) ветер 3) вырвался 4) сильный

8. Укажите название члена предложения.

1) вопросительный знак

2) подлежащее

3) глагол

4) корень

9. Найдите неправильно выписанное словосочетание из предложения:

Уставшее поле заботливо укрыл снег.

1) поле (какое?) уставшее

2) укрыл (что?) поле

3) снег (что сделал?) укрыл

4) укрыл (как?) заботливо

10.Укажите восклицательное предложение (знаки препинания в конце предложений не поставлены).

1) Природа красива в любое время года

2) Особенно приятно пойти в лес осенью

3) Какой свежий воздух

4) Пахнет грибами и сырой землёй

11. Прочитайте текст, в котором отсутствует первое предложение.

… . Это было долгое и опасное путешествие. По Волге он добрался

до Астрахани. С большими трудностями переправился купец через Каспий в Персию. Потом на большом судне поплыл через Аравийское море в Индию.

    Какое предложение должно стоять первым в этом тексте?

1) Индия – прекрасная и удивительная страна.

2) Афанасий Никитин – известный русский путешественник.

3) В Твери на берегу Волги стоит памятник отважному русскому путешественнику.

4) В 1446 году русский купец из Твери Афанасий Никитин отправился в Индию.

12. Какое имя существительное в предложении станет подлежащим?

1) летит самолёт

2) подошёл к машине

3) идти по дороге

4) бежать по тропинке

13.Укажите прилагательное в предложном падеже.

1) густые леса

2) до густых лесов

3) нет густых лесов

4) в густых лесах

14.В каком примере на месте пропуска пишется буква И?

1) (он) покупа..т

2) (он) скле..т

3) (он) стел..т

4) (она) зелене..т

15. В каком слове буква О пропущена в корне и проверяется ударением?

1) п..друга

2) пол..скал (собаку)

3) пол..скал (бельё)

4) зелён..е (яблоко)

16.Укажите слово с непроверяемой орфограммой.

1) веч..р 2) варе..ка 3) пасс..жир 4) сер..це

В1. Выберите предложения, в которых есть личные местоимения, и обведите цифры, которыми они обозначены.

1. Тёма тяжело дышит во сне.

2. Вот-вот накатит на него холодная волна.

3. Ему снится, что он лежит на песчаной отмели моря.

4. Он видит эту зелёную холодную волну.

 Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.

В2.Обведите номера примеров, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1. на нижней ступен..

2. спрятались в палатк..

3. возле медвежьей берлог..

4. не дали сдач..

5. прилетели к кормушк..

Итоговая диагностическая  работа по русскому языку для учащихся 5 классов

Часть 1

Для заданий с выбором ответа А1-А10 обведите номер правильного ответа.

А1  Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог:

1

торты

2)

столяр

3)

понял

4)

банты

А2  В каком ряду во всех словах пишется буква З?

1) ко…ьба, бли…кий, бере…ка

2) пол…ти, мер…кий, поло…ка,

3) замер…ший (в холод), про…ьба, вя…кий

4) сколь…кий, зама…ка, ре…кий

А3  Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется Ъ:

от…езд,  с…ябедничать, неб…ющийся

об…единение, из…ясняться, раз…яриться

под…ём, солов…и, об…ёмный,

об…явление, обез…яна, сер…ёзно

А4  Укажите  строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква З:

бе…чувственный, …горбиться, не...говорчивый

чере…чур, бе…заботный, бе…брежный

бе…зубый, бе…граничный, бе…ветренный

в…помнить, не…держанность, ...бить

А5  Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И:

трава в ине…, отдыхать на Кавказ…, упрекать в равнодуши…

быть в смущени…,  жить в Казан…, расписаться в получени…                

выставка в галере…, находиться в восхищени…, найти в магазин…

играть на роял…, кричать в отдалени…, в легком плать…

А6  В каком слове  следует писать букву И?

1)

смуглолиц…й

2

на ц...почках

3)

цариц…н

4)

традиц…я

А7  В каком случае НЕ пишется слитно?

1)

(не)здоровится

2)

(не)буду

3)

(не)могли

4)

(не)видеть

А8 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания:

        1) В городе есть магазины и водокачки.

        2) Вокруг полянки пышно росли береза, осина и ольха.

        3) Мама обняла Серёжу и приложила горячую щеку к его голове.

4) Бабочки толклись вокруг лампы, стукались об неё, и падали вниз.

А9  Укажите сложное предложение:

1) В магазинном окне кукла улыбалась, а медведи сидели на барабане.

2) Тётя Паша заклеила рамы, между рамами положила вату и поставила стаканчики с солью.

3) На фотографиях были виды приморских городов, банановые рощи, древние постройки.

4) И почти на всех снимках было синее море и голубое небо.

А10 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) «Для молодого человека», - сказал он.

Б) Сереже понравилось, что его так назвали, но Вари опять не было целую вечность.

В) Варя пришла наконец, и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.

Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.

1) А, Г, Б, В              2) В, Б, А, Г            3) В, А, Г, Б               4) Г, В, А, Б

Часть 2

Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания

 (В1-В6) на основе прочитанного текста.

1) Звонки раздавались один за другим почти непрерывно. 2) Приезжали все новые и новые гости. 3) Барышни Рудневы едва успевали справляться с ними. 4) Взрослых приглашали в гостиную, а маленьких завлекали поиграть в детскую и в столовую, чтобы запереть их там предательским образом. 5) В зале  еще никто не зажигал огня. 6) Огромная елка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. 7) Там и здесь на ней тускло поблескивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей.

В1  Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5.

Ответ: ___________________________.

В2 Определите стиль речи.

Ответ: ___________________________.

В3 Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.

Ответ: ___________________________.

В4 Определите, какое из приведённых сочетаний слов не является словосочетанием. В ответе укажите только букву, под которой оно указано.

 

 А) новые гости   Б) ещё не зажигали   В) приезжали гости   Г) позолота цепей

Ответ: ___________________________.

В5 В предложении 4 найдите глагол, который состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания, и запишите его в ответе.

Ответ: ___________________________.

В6 Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. В ответе укажите его номер.

Ответ: ___________________________.

С1 Придумайте продолжение текста, записав 3-4 предложения.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

6 класс

Входная контрольная работа по русскому языку

Входная контрольная работа по русскому языку 6 класс с ответами. Работа состоит из 2 частей (1 часть — 14 заданий, 2 часть — 6 заданий). Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

1 часть проводится в тестовой форме и проверяет знания учащихся по основным разделам русского языка (орфоэпии, фонетике, морфемике и т.д.).
2 часть – работа с текстом.

Шкала оценивания:
19 – 20 баллов – оценка 5
15 – 18 баллов – оценка 4
10 – 14 баллов – оценка 3
Менее 10 баллов – оценка 2

Часть 1

1. В каком слове не совпадает количество букв и звуков?

1) щётка
2) яркий
3) бумага
4) шалаш

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) звонишь
2) алфавит
3) километр
4) документ

3. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания?

1) спутник
2) удивить
3) надумал
4) расстилается

4. Укажите суффикс глагола прошедшего времени
1) –ат-
2) –и-
3) –л-
4) –ал-

5. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков.

1) прочитать – глагол несовершенного вида
2) море – нарицательное существительное
3) глубока (река) – прилагательное в полной форме
4) дышать – глагол первого спряжения

6. Укажите слово, в котором после шипящего пишется Ь

1) сжеч…
2) колюч…
3) груш…
4) пляж…

7. В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующимися гласными в корне?

1) р..сли, заст..лать, б..рюзовый
2) зам..реть, прол..жили, проб..ваю
3) заб..рать, р..сток, зам..рзать
4) бл..стеть, зап..реть, р..стение

8. Укажите слово, в корне которого после шипящей пишется буква О

1) уч..ба
2) щ..точка
3) ш..рохи
4) пш..нка

9. В каком слове на конце приставки пишется буква З?

1) Ра..шумелся
2) в..бесился
3) бе..страшный
4) и..пуганный

10. В каком случае дано неправильное объяснение выбора орфограммы?

1) ш..пот –в корне пишется Ё, т.к. можно проверить шепчет
2) ц..ркач – в корне слова пишется буква И
3) ..бежать – пишется приставка З, т.к. она находится перед звонкой Б.
4) водор..сли – в корне с чередование перед С пишется буква О

11. Найдите ошибку в характеристике предложения.
Лес зазеленеет, когда пригреет весеннее солнышко.

1) повествовательное
2) сложное
3) бессоюзное
4) грамматическая основа первого П. – лес зазеленеет; второго – пригреет солнышко

12. В каком П. союз И связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены)

1) Вода журчит под толщей снега и набирает она силу для победы весны.
2) Снег усилился и снежинки лупили по шлему.
3) Подул сильный ветер и с деревьев посыпались листья.
4) Апрельский дождь прошёл и освежил всё вокруг

13. В каком П. допущена пунктуационная ошибка?

1) В нашем лесу обитают разные звери, зайцы, лисы и даже волки.
2) Уважаемые родители, собрание состоится в субботу в три часа.
3) Она проснулась окончательно, когда её лица коснулся луч солнца.
4) Дорожка выбежала на берег и пошла вдоль него.

14. Укажите сложное предложение (Знаки препинания не расставлены)

1) Исчезают последние клочки снега и появляется трава.
2) Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди.
3) Медленно кружатся падают с берёз лёгкие жёлтые листья.
4) В лесу водилось множество разных птиц иволги кукушки дятлы поползни.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните данные ниже задания.

(1) … (2) Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начать.
(3) Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. (4) В народе говорят, что туча не прошла, а свалилась. (5) Молнии то бьют в землю прямым ударом, то полыхают в чёрных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья. (6) Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю…
(7) Рядом с зарницей стоит слово заря – одно из прекраснейших слов русского языка. (8) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (9) Она разливает по небу множество красок и медленно переходит в сумерки и ночь…
(10) Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только общение с народом, но и с природой.
(По К.Паустовскому)

1. Какое предложение должно быть первым в этом тексте?

1) Русский язык богат синонимами.
2) Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
3) Меня всегда интересовала история происхождения слов.

2. Определи тип речи данного текста

1) повествование
2) описание
3) рассуждение

3. Определи стиль речи данного текста

1) научный
2) разговорный
3) художественный

4. Какое высказывание полнее раскрывает главную мысль текста?

1) В русском языке множество слов для обозначения небесных явлений.
2) Грозы, молнии, зарницы – небесные явления.
3) Для полного овладения русским языком достаточно общения с природой.

5. В каком варианте указана грамматическая основа третьего предложения?

1) летние грозы проходят и заваливаются
2) грозы проходят и заваливаются
3) грозы проходят

6. В каком предложении автор использует сравнение?

1) 4
2) 5
3) 8

Ответы на входную контрольную работу по русскому языку 6 класс
Часть 1
1-2, 2-1, 3-3, 4-3, 5-2, 6-1, 7-4, 8-3, 9-2, 10-3, 11-3, 12-4, 13-1, 14-1
Часть 2
1-2, 2-3, 3-3, 4-1, 5-2, 6-2

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 6 класса в форме ВПР


Задание 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В стае в ту зиму ходила м..лодая волчица (не)позабывшая ребяч..их своих забав. Днем волки св..рнувшись(2) в клубки дремали а она вскакивала, кружилась утаптывая сне(г/к) и будила ст..риков. Волки нехотя подн..мались(3) тыкались в нее х..лодными н..сами, а она шутливо огрызалась кусая их за ноги. Старые волчихи св..рнувшись и (не)поднимая голов погляд..вали на м..лодую проказницу(4).

Однажды ночью волчица поднялась и поб..жала в поле а за ней высунув языки затр..слись ст..рики. Волчихи ост..вались л..жать потом и они поб..жали за стаей.

Волки б..жали по дороге а за ними ск..льзили ломаясь на снегу тени. Снег в лучах луны бл..стел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. К..залось, что зазвенели покатившись по дороге звезды упавшие с неба. Волки завязая по брюхо отошли в поле и л..гли повернувшись мордами к деревне.

 

(125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Задание 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

Задание 3 

В выделенном предложении найдите слово (слова), в котором (-ых) все согласные звуки звонкие, выпишите это (эти) слово (слова).

 

Снег в лучах луны бл..стел алмазами.

Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Договор, цемент, поняла, красивее.

Задание 5

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

С восьмого века здесь добывали соль и отправляли её по шёлковому пути.

Задание 6 

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) оплаченная плацкарта

2) ихние дети

3) положи в портфель

4) самый умный

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Зеленоватые валы накатывались на скалы и с шумом разбивались о камни.

2) Висячие сады Вавилона удивительное сооружение.

3) Пальнул Федор Федорович по сороке да не попал.

4) Все остаются на своих местах.

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Прибавьте к этому слабое освещение которое падает косыми полосами сверху.

2) Глубина озера Байкал 1640 метров.

3) Человек учит собак разыскивать людей попавших в беду погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах.

4) В древние времена на Руси строили из дерева.

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.

 

Текст 2

 

У кого дом лучше всех?

(1)Не так просто решить, какой дом лучше всех других.

(2)Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. (3)У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.

(4)Самый хитрый дом у крота. (5)У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его подземной норе.

(6)Самый красивый домик у пеночки-пересмешки. (7)Она свила себе гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой, вплела кусочки разноцветной бумаги, которые валялись в саду какой-то дачи.

(8)Самые удобные домики у личинок ручейников. (9)Ручейники — крылатые насекомые. (10)Когда они садятся, они складывают крылья крышей у себя на спине и прикрывают ими все свое тело. (11)А личинки ручейников бескрылые, голые, им нечем прикрыться. (12)Живут они на дне ручьев и речек. (13)Найдет личинка сучочек или камышинку величиной со спичку, склеит на них трубочку из песчинок и залезает в нее задом. (14)Очень удобно получается. (15)Можно совсем спрятаться в трубочку, и никто тебя не увидит. (16)Можно высунуть передние ножки и ползти по дну вместе с своим легким домиком.

 

(По В. Бианки)

Задание 10 

Составьте и запишите план текста из четырёх пунктов.


Задание 11

Почему, по мнению автора, трудно решить, чей домик лучше?

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «накроешь» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Накроешь — ...

Задание 13

Определите стилистическую принадлежность слова «сучочек» из предложения 13, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Сучочек — …

Задание 14

Объясните значение фразеологизма «как из ведра», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Как из ведра — ...

7 класс

Вводный контроль -  начало года

 Инструкция для учеников

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

Задания 17, 18, 19, 20 не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно на отдельном листе (бланке).

Задание 21 – это дополнительное задание для учеников, претендующих на отличную оценку. Это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является фразеологизмом

1)Девочки танцевали и в хороводе разводили руками.

2) За класс мы болели душой.

3) Нужно сделать упор на правую стопу.

4)Собака испугалась и поджала хвост.

2. .В каком слове пропущена буква а

1) отр..стить

2)заг..релый

3)изл..жение

4)прик..снулся

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1)зачистить

2)незлой

 3) ледяной

4)наушник

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

1) пр..сесть, без..скусный, отб..ру

2)пр..писать, без..сходный, раст..реть

3) пр..строить, сверх..звестный, подп..рать

4)пр..думать, сверх..нтересный, подп..реть

5.  В каком слове пропущена буква и?

1)стоять в дозор..

2)думать о времен..

3)записать в блокнот…

4) мечтать о фе…

6. Укажите, какое предложение составлено неверно (обратите внимание на род имен существительных).

1)Пациент Сидорова выкупила в аптеке необходимое лекарство.

2) Окна закрывал белый ажурный тюль.

3) Наш Кирилл такой неряха!

4)Наша доктор пришла уже к вечеру.

7. В каком существительном допущена ошибка при написании суффикса?

1)стульчик

2)батончик

3)дружочик

4) резчик

8. В каком слове пропущена буква Ё?

1)врач..м

2)мальч..нка

3) ш…в

4) ж..лудь

9. У какого прилагательного неверно определен разряд?

1) морозный (день)- качественное прилагательное.

2) деревенский (дом) – относительное прилагательное

3) овечья (шерсть) –притяжательное прилагательное..

4)хрустальная (ваза) – качественное прилагательное.

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

1)Сегодняшний день совсем (не)холодный.

2)Дорога оказалась (не)простой.

3) Я встретил очень (не)ответственного человека.

4) Оба мальчика были (не)поседливые.

11. В каком прилагательном в суффиксе пишется одна буква н?

1)Оловя..ый солдатик

2) правило зако…о

3) безвреме..ый уход

4) земл..ной вал

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс -к-?

1) казац..кий

2)француз…ий

3) солдат..ий

4) испан…кий

13. Какое прилагательное пишется слитно?

1)(юго)западное направление

2) (лево)стороннее движение)

3) (ярко)жёлтый подсолнух

4) (мясо)молочная продукция.

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

1)пят..надцать

2)шест..сот

3)реж..те

4)избав..ся

15. У какого местоимения неверно определен разряд?

1)Мы собрались очень быстро- личное местоимение

2)Кто-нибудь должен придти – неопределенное местоимение

3)Наш Васька- настоящий плут- притяжательное местоимение

4) Ничто не сравниться с теплым летом- определительное местоимение

16) В каком слове пропущена буква е?

1) подсматр..вать

2)провал..вать

3)отговар..вать

4) ноч..вать

Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

       Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый , беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

         Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну- за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.

             Когда же выпал первый снег? Я подошёл к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

              Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

            Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.

                                                                                        (по К.Г.Паустовскому)

17. Из четвертого  абзаца выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

18. Подберите синонимы к слову ОЩУЩЕНИЕ (первый абзац)

19. Из предпоследнего предложения выпишите глагол  УЛЕТЕЛА. Сделайте морфологический разбор глагола.

20. Из последнего  абзаца выпишите первое предложение. Разберите по членам предложения.

21. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Автор текста с особым чувством  восторга описывает первый снег. Расскажите и вы о любом явлении природы, которое вам очень нравится.

Итоговая диагностическая работа

  1. В каком слове при постановке ударения допущена ОШИБКА?

1) позвОним       2) лИфты       3) начАвший       4)дОсуха

  1. Какое из выделенных слов образовано приставочно-суффиксальным способом?
  1. ПРОДОЛЖЕНИЕ рассказа
  2. что за БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ
  3. поступил  ПО-ТОВАРИЩЕСКИ
  4. ВЫСКАЗАЛ предположение

  1. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.

А) Было ещё ЖАРКО, когда начался шторм.

Б) В бане натоплено ЖАРКО.

В) Яшка казался себе неловким и ЖАЛКИМ.

ЧАСТИ РЕЧИ

1)Наречие

2) Прилагательное

3)Причастие

4)Категория состояния

  1. В характеристике какого из выделенных  слов допущена ОШИБКА?
  1. ИДУЩЕМУ – действительное причастие настоящего времени
  2. ОТКРЫТА – краткое страдательное причастие настоящего времени
  3. ЕСЛИ – подчинительный союз
  4. В ТЕЧЕНИЕ часа – производный предлог

  1. В каком случае при образовании слова (формы слова) допущена ОШИБКА?
  1. красивейший пейзаж
  2. пара носков
  3. лягте на коврик
  4. около пятиста километров

  1. В каком предложении при употреблении причастного (деепричастного) оборота допущена ОШИБКА?
  1. Осенью отяжелевшие колосья от созревших зерен ждут появления комбайнов.
  2. Пользуясь фразеологическим словарем, объясните значение этого выражения.
  3. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и клёнах, покрытых мхом.
  4. Создавая роман-трилогию, писатель использовал подлинные документы эпохи.

  1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
  1. засе..нное поле, окле..нные обоями
  2. свято оберега..мый, над темнеющ..м озером
  3. дыш..щий глубоко, плач..щий навзрыд
  4. оконч..вший работу, быстро состар..вшийся

  1. В каком предложении в слове на месте пропуска пишется НН?
  1. Землянка была устла..а богатыми коврами.
  2. Хрупкий точё..ный силуэт девушки выделяется на фоне стены.
  1. Торжестве..о прошла церемония закладки первого камня.
  2.  Из деревни изредка доносился запах только что  печё..ого чёрного хлеба.

  1. В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется слитно?
  1. (не)вежливое замечание, (не) у кого спросить
  2. (не)измеримо увеличились, (не)зная хлопот
  3. (не)ожиданно приехавший, ворота (не)закрыты
  4. (не)подвижные крылья, (не)оконченная работа

  1.  В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
  1. (ВО)ВРЕМЯ экспедиции специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.
  2. (ЧТО)БЫ понять, КАКИЕ(ЖЕ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.
  3. (ВРЯД)ЛИ сегодня найдется КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.
  4. (В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.

  1. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?
  1. металлический рычаж..к, банка сгущ..нки
  2. вовлеч..т в неприятности, телевизор включ..н
  3. тихий ш..пот, больш..й труженик
  4. на улице свеж.., лиш..нный наследства

  1.   В каком предложении на месте пропуска пишется буква И?
  1. Кто н..  взгянет на Аришино рукоделие, всякий залюбуется.
  2. Я не мог н.. высказать своего отношения к поступку.
  3. Как он только н.. замечал вранья!
  4. Ребята н.. дают гостю ни минуты покоя.

  1.   В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые (знаки препинания не расставлены)?

Разноцветные заросли (1) образованные коралловыми полипами (2) хорошо видны (3) сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

  1. 1,2 – выделяется запятыми деепричастный оборот;

 3,4 – выделяется запятыми причастный оборот

  1. 1,2 – выделяется причастный оборот,

3,4 – выделяется деепричастный оборот

  1.  1,2 – выделяется причастный оборот

3,4 – не выделяется

  1. 1,2,3,4 – выделяются запятыми два причастных оборота

  1.  Прочитайте текст.
  1. Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. 2. Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражение от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. 3. В случае, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.

В КАКОМ ИЗ ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВЕРНО ОПРЕДЕЛЕНА ГЛАВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ТЕКСТЕ?

  1. Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие.
  2. Учёные выяснили, что целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые сигналы уходят в воздух.
  3. Когда дно повышается к берегу постепенно, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны, ударяясь о пологое дно, уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, плывут вперёд, оказываются на мели и погибают.
  4. Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах.

  1.  Какой  тип речи представлен в тексте?
  1. Повествование
  2. Рассуждение
  3. Описание
  4. Рассуждение с элементами описания

  1.  В предложениях 1-2 найдите антоним к прилагательному КОРОТКИЙ. Напишите это слово.________________

  1.  Укажите предложение с деепричастным оборотом.

  1. Каким членом предложения является выделенный фрагмент.

В случае, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, ПОСЫЛАЕМЫЕ ЖИВОТНЫМ, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.

8 класс

Входная контрольная работа.

ФИО учащегося ______________________________________________                                               

Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1-А16) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пара чулок
  2. пятеро суток
  3. хотят кушать
  4. более моложе

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Ра..личать, и..живший, ра..тягивать
  2. пр..тормозить, пр..городный, пр..чудливый
  3. ра..лом, и..дать, бе..конечный
  4. пр..шить, пр..лестный, пр..школьный

А3 В каком ряду в обоих случаях  на месте пропуска пишется Ь?

1) много дач.., посмотриш.. в окно

2) пуститься вскач.., праздничный кулич..

3) назнач.. встречу, маленькая мыш..

4) ударить наотмаш.., похож.. на маму

А4 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Я.

1) собира..щий вещи                        

2) стро..щийся дом

3) пиш..щий чернилами

4) стел..щиеся растения

А5 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Путь преграждала тума..ая мгла.

2)  Стекля..ая ваза стояла на столе.

3) В поселке построе..а новая школа.

4) Мы шли по невспаха..ому полю.

А6 В каком ряду в обоих  словах пропущена буква Е?

1) в разгорающ..мся пламен..

2) в нижн..м ярус..

3) о корабле, находивш..мся в гаван..

4) под палящ..м солнц..м

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Сумка оказалась (не)тяжелой.

2) (Не)заметно подошел мальчик.

3) Он считался (не)заменимым сотрудником.

4) Шумит поток, (не)скованный зимой.

А8 Укажите ряд  слов, требующих дефисного  написания.

1) чуть(чуть), (по)осеннему лесу

2) (кое)что, одеться (по)летнему

3) кто(нибудь), пришёл (во)время

4) выть (по)волчьи, (по)нашему мнению

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Н(1)кто н(2) знал н(3) его замыслов, н(4) его н(5)сбывшихся мечтаний.

1) 1, 4

2) 2, 4

3) 2, 5

4) 1, 3, 4

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Гул моря (1) изредка  (2) заглушаемый криком чаек (3) доносился до лагеря (4) нарушая тишину ночи.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 4

3)  2, 3, 4

4) 1, 3, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1)  вьющимися растениями

3) колеблющиеся от ветра

2) приветствуя  соседа

4) повторяя  правила

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обдумав план сочинения ,

  1. я стал подбирать эпиграф.
  2. композиция не должна  быть нарушена.
  3. мною было распределено время .

4) требуется знание художественного произведения.

Прочитайте текст и выполните задания B1-В5;

(1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья.  (2)  Это исполинские лаборатории. (3)  Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (4)Представьте себе,  что на леса обрушился пыльный ураган. (5)  Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра.  (6) Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (7) Он душист, свеж,  полон озона. (8)  Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. <…>

    (9) Лес-это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (10) Он хранит почвенную влагу,  смягчает климат,  останавливает сухие и жаркие ветры,  преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам-лазутчикам пустыни. (11) Он является конденсатором влаги: росы,  тумана, инея. (12)  Из лесных болот берут начало реки. (13)И, наконец,  грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

    (14)  Места,  где уничтожен лес,  подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. (15)  А то,  что пощадили дожди,  потом развевается ветром. (16)  Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за целые тысячи километров. (17) Это так называемые пыльные, или чёрные, бури.

    (18)  Невозможно перечислить все бедствия,  какие несёт истребление лесов. <…>

    (19) В тех местах,  где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. (20)  Нет ничего безотраднее,  чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека…

                                                            (К.Г.Паустовский)

В1. Из предложений 9-13  выпишите слово,  правописание приставки в котором зависит от глухости  (звонкости) согласного звука, обозначенного следующей за приставкой буквой. _____________________________________

В2.  Из предложений 18-20  выпишите слова,  которые НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ без НЕ. ___________________________________________________________________________

В3.Из предложений 14-19 выпишите ПРИЧАСТИЯ

_________________________________________________________________________

В4.  Среди предложений 5-8  найдите предложение,  в котором    НЕТ однородных членов. Напишите его номер. ______________________________

В5.  Найдите в тексте предложение,  подлежащее и сказуемое в котором выражены    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ    В    ИМЕНИТЕЛЬНОМ    ПАДЕЖЕ.  Напишите его номер. _______________________________________________  

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

Прочитайте текст

     (1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.

     (9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.

(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.

(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

     (20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

 (21)С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. (24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

(По К.Г.Паустовскому)

Ответами к заданиям 1 - 12 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа бланка.

1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой«зачитался» сказками «Андерсена»?

1) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.

2) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

3. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - "неполнота действия"

4. Из предложений 21–23 найдите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».

5. Замените слово КАРТИНОК в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОТА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7.  Выпишите грамматическую основу предложения 11.

8.  Среди предложений 12–16 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Тогда я еще не знал,(1) конечно,(2) двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал,(3) что в каждой детской сказке заключена вторая,(4) которую в полной мере могут понять только взрослые.

10 Укажите количество грамматических основ в предложении 25.

11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Он долго рассматривал меня,(1) прищурив один глаз и посмеиваясь,(2) потом достал из кармана белоснежный душистый платок,(3) встряхнул им,(4) и из платка вдруг выпала большая белая роза.

12.  Среди предложений 16–19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Вариант 2

Прочитайте текст

(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти. (4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то время ходил на хоккей. (6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо. (7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше приходить на тренировки.

(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел.

(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. (16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию.

(21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет».

(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать. (27)Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и

взрослое отношение к себе.

Ответами к заданиям 1 - 12 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа бланка.

1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой увлёкся фотографией?»

1) (26) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) (9) Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше заниматься спортом.

3) (27) Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.

4) (19) «Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20) Ты делаешь фотографию. (21) И нужно, чтобы фотография была живая».

2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.

1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.

3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

3.  Из предложений 4 - 9 выпишите слово, в котором правописание приставки обозначает "приближение"

4. В предложениях 10–12 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: «ННпишется в суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного и несовершенного вида». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).

5.  Замените слово УЧИТЕЛЕМ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6.  Замените словосочетание В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (предложение 28), построенное на основесогласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

8. Среди предложений 12–14 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

«Запомни,(1) друг,(2) ты не жизнь фотографируешь,(3) – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – Ты делаешь фотографию. И нужно,(4) чтобы фотография была живая.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 27.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

В общем,(1) я искал,(2) искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. Точнее,(3) занятие нашло меня,(4) потому что

родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат.

12. Среди предложений 13–16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

9 класс

Входной контроль знаний по русскому языку

учени___  9 « » класса МКОУ «Александровская СОШ» _____________________________________

1. В каком словосочетании НЕВЕРНО указано главное слово?

1) устал на охоте; 2) птичье пение; 3) обычно добродушный; 4) запах сирени.

2. Какая пара слов НЕ является словосочетанием?

1) в конце января; 2) придёт и принесёт; 3) зимним морозом; 4) замолчат сразу.

3. Укажите тип связи слов в словосочетании ПРИНЯТЬ МЕРЫ.

1) согласование; 2) управление; 3) примыкание.

4. Укажите тип связи слов в словосочетании ПОДОЙТИ БЛИЗКО.

1) согласование; 2) управление; 3) примыкание.

5. В каком предложении НЕВЕРНО указано подлежащее?

1) Татьяна Николаевна остановилась в недоумении.

2) Чай пить – не дрова рубить.

3) Присутствующие были очень удивлены.

4) Девять – нечётное число.

6. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) На улице начал сгущаться сумрак.

2) Смердяков умолял его остаться.

3) Лицо Антипа было сурово.

4) Впереди уже был виден мост.

7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

1) На улице начал сгущаться сумрак.

2) Смердяков умолял его остаться.

3) Лицо Антипа было сурово.

4) Впереди уже был виден мост.

8. В каком предложении есть обстоятельство времени?

1) Я пришёл в класс за десять минут до звонка.

2) Из оврага долетал до моего слуха глухой шум.

3) Благодаря частым дождям трава была необычайно сочная.

4) Он специально пропустил это занятие.

9. В каком предложении есть обстоятельство цели?

1) Я пришёл в класс за десять минут до звонка.

2) Из оврага долетал до моего слуха глухой шум.

3) Благодаря частым дождям трава была необычайно сочная.

4) Он специально пропустил это занятие.

10. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение.

1) Что-то тревожное послышалось в его голосе.

2) В горах ночью прохладно.

3) Меня здесь не понимают.

4) Звонкое, радостное утро.

11. Укажите односоставное безличное предложение.

1) Что-то тревожное послышалось в его голосе.

2) В горах ночью прохладно.

3) Меня здесь не понимают.

4) Звонкое, радостное утро.

12. В каком ряду предложений есть неполное?

1) Солнечный день. Птички поют.

2) На море можно смотреть долго. Оно никогда не надоест.

3) Куда ты собираешься? В университет?

4) Что мне делать? Кто поможет моему горю?

13. В каком предложении есть однородные определения? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Так начался мой первый гимназический год.

2) Дом был большой двухэтажный.

3) Вокруг тянулась плоская унылая степь.

4) Прошлое и настоящее определяют будущее.

14. В каком предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером в парке зажигались огни.

2) Мы расположились в палатке поджав ноги.

3) Он почти всю свою жизнь лет пятьдесят проработал в газетах.

4) Он трудился не покладая рук.

15. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Его ругают а он радуется.

2) Позже я встречал Надежду Григорьевну часто она жила неподалёку.

3) Мне очень жаль что я не созвонился с Самсоновым.

4) Николай тихонько засвистел сел за стол начал что-то писать.

16. В каком предложении есть обращение? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Антон купил в магазине вкусную дыню.

2) Меня зовут Антон.

3) Антон купи свежих фруктов к празднику.

4) Мне нравится имя Антон.

17. В каком предложении есть вводное слово?

1) Мы, ученики 11 класса, надеемся на хорошие результаты экзаменов.

2) Во-первых, надо сделать домашнее задание.

3) Милая девушка, слушая музыку, едет в метро.

4) Я видел сны, прекрасные и необыкновенные.

18. Отметьте слово, в котором пишется Ь:

1) мороз трескуч..;    2) много училищ..;    3) отреж..те кусочек;    4) первый под..езд.

19. Отметьте слово, которое пишется через дефис:

1) (в)шестых;    2) (в)последствии;    3) кое(у)кого;    4) (в)течение суток.

20. В каком слове пишется одна Н?

1) лимо..ый;    2) прода..ый;    3) традицио..ый;    4) труже..ик.

Ответы к входному контролю знаний по рус языку 9 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3

2

2

3

2

1

2

1

4

3

2

3

3

3

4

3

2

3

1

4

Критерии оценивания:

1-2 ошибки – «5»

3-4 ошибки – «4»

5-7 ошибок – «3»

более 7 ошибок – «2»

Контрольная работа для промежуточной аттестации по русскому языку в 9 классах.

Спецификация

1. Назначение промежуточной аттестации – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 9-х  классов общеобразовательных организаций.

2. Документы, определяющие содержание промежуточной аттестации

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Характеристика структуры и содержания промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация за курс 9 класса проводится в виде тестирования. Работа направлена на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся 9-х классов:

№ пп

Проверяемые умения

1

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

2

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

3

Пунктуация в сложноподчинённом предложении

4

Пунктуация в сложноподчинённом предложении

5

Союзная и бессоюзная связь между  частями сложного предложения

6

Двоеточие  в бессоюзном сложном предложении

7

Тире в бессоюзном сложном предложении

8

 Подчинительные союзы и союзные слова

9

Виды придаточных предложений

10

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

11

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

12

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

13

Знаки  препинания  в  сложном  предложении  с  различными  видами  связи

14

Информационная обработка текста

4. Время выполнения работы – 60 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся .

5. Дополнительные материалы и оборудование  не требуются

6. Система оценивания:

Аттестационная работа состоит из 14 тестовых заданий, за правильное выполнение которых дается по 1 баллу. Задание №9 включает в себя 6 вопросов, каждый из которых оценивается 1 баллом. Задание №14 содержит 2 вопроса, каждый из которых оценивается 1 баллом.  Максимальное количество баллов за всю работу – 19.

Шкала перевода первичных баллов в школьную отметку:

Оценка «5» - 18-19 баллов

Оценка «4» - 15-17 баллов

Оценка «3» - 10-14 баллов

Оценка «2» - 0-9 баллов

№ пп

Проверяемые умения

Баллы

1

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

2

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

3

Пунктуация в сложноподчинённом предложении

1

4

Пунктуация в сложноподчинённом предложении

1

5

Союзная и бессоюзная связь между  частями сложного предложения

1

6

Двоеточие  в бессоюзном сложном предложении

1

7

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

8

 Подчинительные союзы и союзные слова

1

9

Виды придаточных предложений

А  - 1

Б  - 1

В  - 1

Г  - 1

Д  - 1

10

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

1

11

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

1

12

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

1

13

Знаки  препинания  в  сложном  предложении  с  различными  видами  связи

1

14

Информационная обработка текста

А  - 1

Б  - 1

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки

обучающихся, окончивших 9 класс. (Тест)

      Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов промежуточной  аттестации (далее – является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных материалов. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.

    Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов за 9 класс основной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

   Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Каждый из этих элементов кодификатора представляет собой укрупненную дидактическую единицу содержания обучения, которая может включать несколько тематических

единиц. Во  втором  столбце  указывается  код  элемента  содержания,  для которого создаются проверочные задания.

  Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 9 класса основной школы

Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку, составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку 2004 г.

   Элементы содержания,

проверяемые заданиями аттестационной работы

1.Грамматика. Синтаксис

1.1  Сложные  предложения

1.2 Сложные  бессоюзные  предложения.  Смысловые  отношения между частями сложного бессоюзного предложения

1.3  Сложные предложения с разными видами связи между частями

1.4  Синтаксический анализ сложного предложения

1.5  Синтаксический анализ (обобщение)

2.Пунктуация

2.1 Знаки препинания в сложносочиненном предложении

2.2 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

2.3 Знаки  препинания  в  сложном  предложении  с  разными  видами связи

2.4  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

2.5  Знаки  препинания  в  сложном  предложении  с  союзной  и  бессоюзной связью

2.6  Тире в простом и сложном предложениях

2.7  Двоеточие в простом и сложном предложениях

2.8  Пунктуация в простом и сложном предложениях

2.9  Пунктуационный анализ

3.Речь

3.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

3.2 Средства связи предложений в тексте

4. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Аттестационная работа по русскому языку в 9 классе

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Огарков поехал дальше, (1) всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. Но и они были не из его дивизии, (2) и это обеспокоило Огаркова. Он хлестнул коня, (3) но конь, (4) видимо, (5) устал и упорно двигался шагом, (6) заметно припадая на левую заднюю ногу. (Казакевич Э.)

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и пастухи перестали гонять в луга стадо. (Паустовский К.)

3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала,(3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Фраерман Р.)

4. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Соболев Л.)

5. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)

6. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: 

Приманить и поймать тетерева-одиночку довольно трудно: он очень подозрителен. (Дубровский Е.)

1)Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

7. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Ехал сюда – рожь начинала желтеть. (Пришвин М.)

1)Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

4)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

8. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.

1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (Алексеев М.)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован.(Алексеев М.)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька.(Алексеев М.)

4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (Акимов И.)

9.  Определите вид придаточного предложения  (например:  обстоятельственное условия)

А)Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг ,отчизне посвятим души прекрасные порывы.                                                                    

Б)Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.                                                                

В)Все бросились к месту где приземлился самолет.                                                                

Г)Теплоход остановился у того берега где раскинулась ярмарка.                                            

Д)Мы не знали о чем они договорились.                                          

 Е)Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.

10. Укажите вид предложения: 

Артамонова вдруг обняла скука, как будто пред ним широко открыли дверь в комнату, где всё знакомо и так надоело, что комната кажется пустой.(Горький М.)

1)Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

11. Укажите вид предложения: 

Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (Иванов А.)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

12. Укажите вид предложения: 

Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Яковлев Ю.)

1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

13. Укажите предложение, где  на стыке союзов (1) необходимо поставить запятую.

1) Я думаю, что (1)когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать (М. Г.)

2) Он сказал, что (1) если будет свободен, то вечером придёт ко мне.

3) Я уже подумал, что  (1) если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.)

4) За огородом следовали крестьянские избы, которые  (1 )хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей (Т.)

14. Прочитай текст. 
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

А) В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) 
Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) 
Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3)
 В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) 
В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) 
Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Б) Какое из данных слов пропущено в предложении №3?

1) Постольку

2) Всегда

3) Сразу

4) Поэтому

КЛЮЧИ к аттестационной работе по русскому языку в 9 классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2,3

1,4

5

2

1

1

2

3

А – обстоят. времени

Б – обстоят. места

В – определительное

Г – определительное

Д - изъяснительное

Е – обстоятельственное степени и следствия

1

3

2

1

А - 3,5

Б - 4

(оформляем отдельной папкой, входные и итоговые контрольные работы по классам)


Приложение 4

РАЗДЕЛ  «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА»

Проектная  деятельность учащихся

Тема проектов

Примечание

_______ класс