Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе. Сочинение 9.3
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Петрова Лилия Викторовна

Презентация дает информацию по подготовке к  сочинению 9.3 . Содержит теоретический и практический материал, который поможет учителю подготовиться к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 9.3_tolkovanie_znacheniya_slova.ppt936.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П ОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ТОЛКОВАНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА (ЗАДАНИЕ 9.3) Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «МЭЛ имени А.Г.Шнитке» г. Энгельса Саратовской области Петрова Лилия Викторовна

Слайд 2

ЗАДАНИЕ 9.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 9.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № Критерии оценивания Баллы С3К1 Толкование значения слова ЕСТЬ определение и комментарий к немй 2 Есть определение , но НЕТ комментария 1 Определение НЕВЕРНОЕ, токование слова отсутствует 0

Слайд 4

ЗАДАНИЕ 9.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ С3К2 Наличие примеров- аргументов Баллы ЕСТЬ 2 примера – аргумента : один из прочитанного текста, другой из жизненного опыта ИЛИ 2 примера – аргумента из прочитанного текста 3 ОДИН пример – аргумент из прочитанного текста 2 Пример (ы) – аргумент(ы) ТОЛЬКО из жизненного опыта 1 НЕТ ни одного аргумента 0

Слайд 5

ЗАДАНИЕ 9.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № Критерии оценивания Баллы С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Смысловая цельность НЕ НАРУШЕНА Логические ошибки НЕТ Абзацные ошибки НЕТ 2 Смысловая цельно НЕ НАРУШЕНА Логические ошибки 1 Абзацные ошибки 1 1 Коммуникативный замысел ПРОСМАТРИВАЕТСя Логические ошибки 2 Абзацные ошибки 2 0

Слайд 6

ЗАДАНИЕ 9.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № Критерии оценивания Баллы С3К4 Композиционная стройность работы Композиционная стройность ЕСТЬ Ошибки в построении текста НЕТ 2 Композиционная стройность ЕСТЬ Ошибки в построении текста 1 1 Композиционная стройность ЕСТЬ Ошибки в построении текста 2 0

Слайд 7

ЗАДАНИЕ 9.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ № Критерии оценивания Баллы С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Смысловая цельность НЕ НАРУШЕНА Логические ошибки НЕТ Абзацные ошибки НЕТ 2 Смысловая цельно НЕ НАРУШЕНА Логические ошибки 1 Абзацные ошибки 1 1 Коммуникативный замысел ПРОСМАТРИВАЕТСя Логические ошибки 2 Абзацные ошибки 2 0

Слайд 8

9.3. КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

Слайд 9

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие или описательный способ Доброта – это душевное расположение к людям, которое проявляется в стремлении делать добро другим. Черствость – отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам Слово, понятие, свойство Определяем более общее понятие Называем отличительные свойства понятия Сострадание - это Чувство (свойство, качество ) человека, которое Проявляется в готовности облегчить страдания тех, кто их испытывает

Слайд 10

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. Сострадание – это милосердие, сочувствие, жалость. Жестокость – это безжалостность, беспощадность, бессердечие, бесчеловечность. Любознательность – это дотошность, пытливость, любовь к знаниям, заинтересованность в получении новой информации, потребность проникнуть в суть вещей, явлений, живой интерес к окружающему миру. Честь – это достоинство, доброе имя, репутация.

Слайд 11

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА 3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости. Слово (понятие, свойство) Даем перечислени е лишь некоторых существенных качеств понятия Сострадание - это Бескорыстная , искренняя помощь нуждающимся в ней

Слайд 12

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА 4 . Даем определение слова, используя сравнение Сострадание – это такая же возрождающая сила, как (словно, будто) весенние солнечные лучи, согревающие и пробуждающие к жизни Слово, понятие , свойство Подмечаем общее, сходное в двух предметах Образно выражаем это сходство Сострадание похоже на потому что…

Слайд 13

ВСТУПЛЕНИЕ. ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, умение не обижать окружающих словом или делом, уважение человеческого достоинства. Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, умение не обижать окружающих словом или делом, уважение человеческого достоинства.

Слайд 14

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ Попробуем разобраться в смысле этого понятия Попробуем определить данное слово На мой взгляд, черствость – это.. По моему мнению, человечность – это.. Мне кажется, что смелость - это Я думаю, что настоящее искусство – это Что такое жестокость? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю,что…

Слайд 15

КОММЕНТАРИЙ ДАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ Содержание понятия не раскрывается только формулировкой его словарного значения, нужно еще пояснить данное определение, показав какова для Вас значимость , роль этого понятия, свойства, чувства; насколько важно для Вас и общества в целом это понятие, свойство, чувство. Комментируя определение , стараемся ответить на вопросы Какова отличительная особенность( признак) данного свойства, понятия, чувства В чем заключается его ценность? Каковы могут быть условия (обстоятельства, предпосылки, причины) проявления данного качества, понятия? Как характеризует это свойство (качество, черта характера) его обладателя?

Слайд 16

КОММЕНТАРИЙ В основе этого чувства , на мой взгляд, лежит любовь ко всему живому, потому что без нее сострадание не может быть искренним. Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.

Слайд 17

ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД. ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.

Слайд 18

ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД. ПРИМЕР ИЗ ОПЫТА Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев с Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.

Слайд 19

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ Прекрасным подтверждением этой мысли является текст (автор) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тесту Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста). Предложение №… подтверждает мысль о том, что… Примеры (называем понятие) )можно встретить и в жизни. В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, из СМИ и т.п.)

Слайд 20

ВЫВОД Что следует из выше сказанного? В чем заключается ценность этого свойства личности? Как характеризует это свойство (качество, черта характера) его обладателя? Почему сострадание ( человечность) должно стать нормой жизни? Как сострадание (человечность) преображает нашу жизнь? Что случится , если оно исчезнет из нашей жизни?

Слайд 21

ВЫВОД Таким образом, «человечность» - это одно из тех слов, которое учит нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше - становится настоящим Человеком.

Слайд 22

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что... Мне удалось проиллюстрировать примерами (назвать источник, откуда приводятся примеры -аргументы) верность данного определения. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моего определения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...

Подготовка к экзамену по русскому языку. Образец сочинения- рассуждения 15.1,15.2,15.3

Образец сочинений-рассуждений по русскому языку 15.1Смысл высказывания В.Г.Короленко можно объяснить следующим образом: слово - это инструмент, который помогает людям выражать свои мысли, чу...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...