Язык как развивающееся явление
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Урок посвящен русскому языку как развивающемуся явлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl_yazyk_kak_razvivayushcheesya_yavlenie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


                Тема: «Язык – вечно развивающееся явление».

(Об основных тенденциях современного русского литературного языка).

Цель: знакомство учащихся с развитием русского литературного языка.

Задачи:

Обучающая:

  1. Познакомить учащихся с основными тенденциями и проблемами современного русского литературного языка.
  2. Охарактеризовать причины, которые привели к современным изменениям.
  3. Подготовка к ЕГЭ. Одна из проблемных тем, которая выносится на ЕГЭ в части С : роль языка в культуре народа.

Развивающая:

  1. Развивать коммуникативные способности учащихся.
  2. Развивать умение дискутировать, отстаивать собственное мнение.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать бережное отношение к русскому слову.

Оборудование: мультимедиа.

                               Ход урока.

                                                  «В нём (в русском языке) все тоны и оттенки,

                                                    все переходы звуков от самых твёрдых до

                                                    самых нежных и мягких; он беспределен и

                                                    может, живой, как жизнь, обогащаться

                                                    ежеминутно»            Н.В.Гоголь.

Высказывания о языке отечественных и зарубежных авторов:

«Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть» М. Горький

«Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли» Л.Успенский.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И.Куприн.

«Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной» П.А.Вяземский

«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский

Вступительное слово учителя:

        С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

(Запись в тетрадь)

1 тезис – язык – это бесценный дар, которым наделён человек.

2 тезис – язык – средство общения.

3 тезис – язык – это орудие для выражения мысли.

        Язык – это живое существо, которое меняется каждый день. Сегодня он не похож на себя вчерашнего, а завтра изменится вновь.

Дискуссия.

  • А как вы думаете, сколько лет русскому языку?
  • Кто создатель русского литературного языка?

Конечно, наш язык молод, в сравнении с мёртвыми языками. Ему приблизительно лет 200, т.к. он сложился в творчестве А.С.Пушкина. В силу молодости в нём будет много ошибок. Ошибки обязывают задуматься. Действительно, у нас самая трудная грамматика. Филологи любят поправлять, не хотят мириться с тем, что при них  говорят неправильно.

А так ли уж хорошо говорить правильно?

«Хорошо говорить – значит просто хорошо думать в слух» Э.Ренан.

«Богатство языка есть богатство мыслей» Н.М.Карамзин.

«Язык растёт вместе с культурой народа» А.Толстой.

«Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку» Ф.Вольтер.

«Язык – это орудие мышления…обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Толстой.

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно – немногие» Г.Галилей.

«Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»Эразм  Роттердамский.

        

Что же влияет на развитие языка?

Конечно, в первую очередь, социальные изменения, происходящие в обществе.

Какие социально значимые, важные изменения произошли за последние 20 лет? (перестройка)

        В результате этого

  1. был снят железный занавес (запрет) между западной и русской культурой (не было фильмов, не было что читать)

Это привело к огромному количеству заимствованной лексики. Постоянно звучат американизмы «О, кей», «вау», «Йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Заимствованные слова чаще английские. В России возросло число людей, знающих анг. язык (компьютер).

        Заимствованные слова ,прежде всего. названия новых явлений, предметов, понятий в политике, экономике, науке, быту, торговле, искусстве.

          Дискуссия – гибель языка – засорение

                                                       -забвение родного языка

  • речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами.
  1. Товарно – денежные отношения:

Формируются новые торговые отношения – особый рекламный стиль

Отразилось на нормах, свойственных языку «Добрый сок», «Правильное пиво»

Особый стиль СМС сообщений. Сухое, неэмоциональное общение.

  1. Современный технический прогресс – телефон, компьютер, Интернет.  

Письменная речь уходит из обращения. Речь короткая, исчезла эмоциональная образность.

        Обратить внимание, как разговаривают люди старшего поколения.

  1. Изменение стиля жизни. Сравниваем и берём за основу жизнь на Западе, образцы не самые лучшие, запад настойчиво навязывает, а мы идем на поводу. (надписи на одежде).

Занизились нравственные ценности. Растеряли культуру.

Свобода норм сочетаемости:

1) Активными становятся модификеты, которые отличаются от своих производящих только стилистической окраской: мультик, видик, шизик…

  1. Увеличилось число форм, которые служат компрессией (сжатостью) речи. Например, на базе словосочетаний образовались слова с суффиксом – к – незавершёнка, оборонка, горючка…
  2. Компрессия речи создается и за счёт утраты одного из компонентов словосочетания докладная записка – докладная, запасной игрок – запасной.
  3. Сложился общий жаргон русских выражений: «крутой», «тусовка», «классный», «баксы».

Итак, что же происходит с языком на грани столетий?

        Оценивая состояние языка, необходимо разграничивать 3 вида процессов:

  1. в условиях функционирования языка;
  2. в построении текста;
  3. в системе языка.

В системе языка затронуты все уровни и, прежде всего, лексика и семантика

      Закрепление.

Тестовые задания:

  1. Каждое толкование замените одним словом:

1)Краткая приветственная застольная речь (спич)

2)Искусство составления букетов, распространённое в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства. ( икебана)

3)Стихотворение, музыкальное произведение и т.п. , созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.(экспромт)

4)Тоска по родине.  (ностальгия)

  1. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. ( геральдика)

Выпишите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими синонимами.

  1. Юноша во всём имитировал старшему брату.
  2. На фабриках и на заводах хорошо популяризируется опыт новаторов производства.
  3. В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско.
  4. Незабываемый прецедент произошёл во время нашей поездки по Волге.
  5. В прошлом году имели место серьёзные дефекты в ремонте школы.

Выпишите из предложений неудачно образованные слова. Замените их соответствующими норме вариантами.

  1. А для кого – то унылье – это вся жизнь.
  2. Он не раз признавался жене, что юридическая карьера начинает ему прискучивать.
  3. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению работать.
  4. Прививайтесь от экзотических болезней.
  5. Характерно, что авторы подобных опубликаций и не пытаются опровергать очевидные факты.

А. Зачеркните логически лишнее слово:

1)Рождество я отмечал у коллеги на работе.

2)Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

  1. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
  2. Очень замечательные пироги печёт Пульхерия Ивановна.
  3. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.

Б.  Как называется этот вид речевых ошибок: 1.тавтология,2.плеоназм,3.канцеляризм.

     

Итак, мы убедились, что язык – развивающееся явление. Конечно же, каждого из нас должна волновать судьба родного языка. Ведь он и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный», являющийся зеркалом нашей жизни.

        Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной. Это обращение прежде всего к вам, молодому поколению, т.к. молодежный сленг является авангардом языка. В нем обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь.

У каждого поколения свой словарь.

Можем ли мы сегодня добавить в «словарь поколений» что – то из вашего лексикона? (дом . задание).

        Сила и слабость языка в том, что он существенно зависит от реалий сегодняшнего дня. Со временем все образуется. А вот во благо или в несчастье, покажет время. Сохраним ли мы свою миссию как русские люди, тогда и язык наш останется могучим и прекрасным. А если позволим разрушить культуру, наш национальный характер, то и язык не будет воспринят как могучий и прекрасный. Он умрёт вместе снами. Будущее за вами! Каковы требования к себе, к жизни, таковы и особенности языка.

        Обобщение:

1)Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.

2)В языке отражается история народа; наблюдения за изменениями, происходящими в лексике русского языка необходимо вести, это очень полезно и интересно.

3)Язык надо оберегать от засорения ненормативной лексикой, жаргонами, вульгаризмами. Как сказал В.Г.Белинский: «Русский язык – один из богатейших языков в  мире, в этом нет никакого сомнения». «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей», - говорил М. Горький

        Дом. задание: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе "Язык - вечно развивающееся явление"

Показать современные тенденции развития русского языка...

Урок русского языка в 9 классе на тему «Язык как развивающееся явление»

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим...

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Язык как развивающееся явление"

Данный урок нацелен показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширить и углубить знания учащихся по русскому ...