КИМ
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Неймышева Татьяна Петровна

контрольно-измерительные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _5_kl_-_kr_rya_-_itogovaya.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЗА КУРС 5 КЛАССА

Спецификация

проверочных материалов для итоговой диагностики знаний

по русскому языку обучающихся 5 класса

  1. Назначение контрольной работы

        Контрольная работа проводится с целью определения уровня освоения учебного материала по русскому языку учащимися 5 класса. Оценка освоения опорного материала проводится в конце четвёртой четверти (после повторения тем, изученных в 5 классе) с помощью заданий базового уровня и служит показателем возможности успешного продолжения обучения учащихся в основной школе.

2. Документы, определяющие содержание и структуру контрольной работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373;
  • Приказом Министерства просвещения РСФСР от 01.01.2001 года "Об утверждении норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку";
  • Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Ленской СОШ.

3. Структура диагностической работы

Количество вариантов – 2. Работа делится на две части. В первой части представлено 16 заданий, нацеленных на проверку практического усвоения системы языка на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся. Вторая часть предполагает работу с текстом и включает 4 задания, связанные с чтением как видом речевой деятельности, с адекватным пониманием информации письменного сообщения, с владением разными видами чтения текста. Общее количество заданий в работе – 20. 13 заданий 1-ой части - задания с выбором одного ответа из четырёх предложенных, задания №14 – 16 1-ой части и все задания 2-ой части – задания, требующие работы с текстом, ответ к ним необходимо записать цифрами или словами.

4. Время выполнения работы

На выполнение всей итоговой контрольной работы отводится 80 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

Не используются.

6. Условия проведения контрольной работы

Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки знаний обучающихся. При выполнении контрольной работы используется бланк ответов.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания работы учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Сочинение (часть 3) оценивается двойной оценкой (за содержание и грамотность, как на уроке).

Максимальное количество баллов - 30 (16 (часть 1)+4(часть 2)+10(часть 3 -(5/5))

Шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

балл

0 - 12

13 −18

19 − 26

27 − 30

8. Распределение заданий по содержанию и проверяемым умениям

        Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице:

Содержательные блоки

Число заданий

 в варианте

1

Орфоэпия

1

2

Морфемика.

2

3

Лексика

3

Синтаксис.

3

3

Морфология

2

4

Синтаксис и пунктуация

3

5

Орфография

3

6

Текст

4

всего

21

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки                                        

 обучающихся 5-х классов

Код

Проверяемые элементы содержания

1.1

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1.2

Морфемика и словообразование. Образование форм слова.

1.3

Синтаксис. Порядок предложений в тексте.

1.4

Лексика.  Правильное словоупотребление.

1.5

Синтаксис. Грамматическая основа предложения.

1.6

Морфология. Части речи.

1.7

Лексика. Лексическое значение слова.

1.8

Орфография. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.

1.9

Орфография. Правописание ь после шипящих.

1.10

Орфография. Правописание окончаний существительных, прилагательных и личных окончаний глаголов.

1.11

Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении.

1.12

Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

1.13

Пунктуация. Знаки препинания в предложении с однородными членами при обобщающем слове.

1.14

Текст. Понимание содержание текста.

1.15

Текст. Определение типа речи.

1.16

Лексика. Омонимы.

1.17

Морфемика и словообразование. Морфемный разбор слова.

1.18

Морфология. Определение части речи.

1.19

Текст. Связь предложений в тексте.

Итоговая контрольная работа для учащихся 5 класса

Инструкция по выполнению заданий итоговой контрольной работы

На выполнение заданий итоговой контрольной работы по русскому языку даётся 40 минут. Работа состоит из 2-ух частей: 1 часть состоит из 16 тестовых заданий, а 2-ая часть - из 4 заданий  (работа с текстом), требующих записи ответа в виде цифр, слов.

Правильные ответы в тесте обведи кружочком или другим знаком (˅ +), ответы на задания к тексту запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кАучук        2)звонИшь             3) фАрфор             4) облЕгчить

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) черный рояль      2) пара чулков           3) танец осетин      4) молодые инженеры

                           Прочитайте текст и выполните задания 3 — 11.
(1) ... (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3) Хлопковое масло употребляется в пищу. (4) Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

     (5) Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение хлопчатник.

3. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

2)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

3) Хлопок – богатство Узбекистана.

4) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

4. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Вот              2) Поэтому             3) Значит             4) Однако

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) стебли топливо                     2) делают ткань      

3) пропитывают ткань             4) масло употребляется

6. Укажите верную морфологическую характеристику слова РАСТЕНИЕ (предложение 6).
1) существительное     2) прилагательное         3) наречие              4) глагол

7. Укажите значение слова ПРОПУСКАТЬ (предложение 4).
1) заставить пройти через что-нибудь

2) дать дорогу кому-нибудь (чему-нибудь)

3) дать проникнуть чему-нибудь сквозь что-нибудь

4) не явиться

8 . В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пол_жить, д_реный, сп_ситель

2) пл_мбировать, сл_пит, пок_зать

3) з_мляника, с_лют, тр_скучий

4) нар_жать, б_чонки, р_сток


9. В каком ряду во всех трёх словах пропущен Ь?

1)  могуч_, гуаш_, (нет) туч_

2) привлеч_, напишеш_, глуш_

3) мелоч_, (без) встреч_, береч_

4) доч_, меч__, отреж_



10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) весенн_м днем, привыкн_шь

2) лежал на кроват_, верт_т

3) находился вкомнат_, кратк_й репортаж

4) к син_м небесам, подража_шь

11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Синели звезды на рассвете ( ) и над землей редела мгла.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Весь мир трудовой (1) величавый (2) гордится (3) Отчизна (4) тобой.

  1. 1                 2) 1, 2, 3, 4               3) 1, 3, 4                  4) 3, 4


13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Жилин смастерил Дине игрушки: куклу, мельницу.
1) Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью.

2) Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами предложения

3) Двоеточие ставится, потому что это сложное предложение.

4) Двоеточие ставится после прямой речи перед словами автора.

Прочитайте текст и выполните задания 14-16; В1—В4 (часть 2), части 3.

(1) Бригада морской пехоты занимала самое побережье Финского залива, а по другую сторону заросшего кустарником болота располагались немцы. (2) Однажды немцы ранили стрижа, а старшина Михайлов поймал птичку и выходил ее. (3) Стриж горячо полюбил своего спасителя. (4) Он собирал с его ладони крошки, старался к нему прикоснуться и пикировал на него сверху.

    (5) Однажды на заре старшина не вернулся с разведки. (6) Его ожидали день, два. (7) На третий день санитарка заметила, что стриж добирается до середины болота и пикирует. (8) Старшина не умер, потому что его нашел стриж.                                                                             (По И. Заянчковскому)


14. Какое  утверждение  не соответствует содержанию текста?
1) Благодаря заботам старшины Михайлова, стриж выжил

2) Стриж спас старшину от смерти

3) Птица привязалась к своему спасителю

4) Птицы спасали людей на войне.

15. Какой тип речи представлен в тексте?

1) Повествование           2) Описание      3) Рассуждение  4) Все типы речи

16. Укажите предложение, в котором есть омоним (в ид омонима)
1) 1              2) 2                3) 5                           4) 7

Часть 2


17. Выпишите из предложений  4-5 слово, морфемная структура которого приставка- корень-суффикс__________________________________________

18. Из предложений 5-6 выпишите все предлоги. _______________________

19. Среди предложений 1—4 найдите сложные. Напишите номера этих сложных  предложений. _____________________________________________

20. Среди предложений 5-8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи  личного  местоимения. Напишите номер этого предложения. ________________________________________

Часть 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

     В сочинении сформулируйте тему и основную мысль текста. Выразите свое отношение к проблеме текста. Известны ли вам случаи из жизни или из художественной литературы спасения животными людей. Напишите об этом.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Итоговая контрольная работа для учащихся 5 класса

Инструкция по выполнению заданий итоговой контрольной работы

На выполнение заданий итоговой контрольной работы по русскому языку даётся 40 минут. Работа состоит из 2-ух частей: 1 часть состоит из 16 тестовых заданий, а 2-ая часть - из 4 заданий  (работа с текстом), требующих записи ответа в виде цифр, слов.

Правильные ответы в тесте обведи кружочком или другим знаком (˅ +), ответы на задания к тексту запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Вариант 2

Часть 1
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАчать    2)   воротА      3)  повтОрит      4) тОрты

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) новых сапогов

2) большие очереди

3) килограмм мандаринов

4) белая фасоль

                   Прочитайте текст и выполните задания   3 — 7.
(1) ... (2) В лесу есть все: ягоды, грибы, орехи…(3) А на опушках и полянах стоят дикие яблони. (4) Сколько на них яблонь! (5) Маленькие и кислые, как лимон.(6)… и на эти фрукты найдутся охотники: медведи, кабаны.


3. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Много животных обитает в лесу.

2) Начало осени для лесных обитателей- прекрасная пора.

3) Как красив зимний лес!

4)  Я очень люблю охоту.


4. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Особенно             2) Поэтому             3) Но4) Следовательно

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) есть все                                             2) фрукты найдутся

3) найдутся медведи, кабаны             4) стоят яблони

6. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОЛЯНАХ (предложение 3).
1) существительное        2) прилагательное       3) наречие          4) глагол

7. Укажите значение слова ОХОТНИКИ(предложение 6).
1) Тот, кто добровольно берется за выполнение какого-либо дела

2) Любитель чего-нибудь

3) Тот, кто охотится за зверем, птицей.

4) Тот, кто хочет приобрести, получить что-нибудь


8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ум_рает, ст_рона, сн_гирь

2) др_жать, согр_вать, прор_сли

3) к_стюм, взгл_нуть, л_гли

4) пот_хоньку, л_нивый, щ_бечут

9. В каком ряду во всех трёх словах пропущен Ь?

1) сбереч_, колюч_, борщ_

2)нравиш_ся, вещ_, помоч_

3) помощ_, мяч_, нет (рощ)

4) лож_, печ_, (с) плеч_


10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) в пустын_, с зорк_м капитаном, замет_шь

2) из киностуди_, с соседн_м домом, посмотр_шь

3) у речк_, к утренн_му поезду, задерж_шь

4) в сопровождении_ матер_, кавказск_м народам, стел_тся

11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Ветер по морю гуляет( ) и кораблик подгоняет
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Страна  дорогая (1) Отчизна (2) родная (3)цвети (4) улыбайся (5) и пой!

  1. 1, 2               2) 1,2 , 3,           3) 1, 3, 4                  4) 2, 3, 5


13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре»
1) Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью.

2) Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами предложения

3) Двоеточие ставится, потому что это сложное предложение.

4) Двоеточие ставится после прямой речи перед словами автора.

         Прочитайте текст и выполните задания 14 — 17; В1—В4; часть 3.

(1) Во время Великой Отечественной войны в одном партизанском отряде в Белоруссии приютили маленького медвежонка. (2) Присматривали за ним радист и повариха. (3) Мишка боялся выстрелов, пугался их громкого звука, а  услышав их, забирался в дальний угол землянки.(4) За годы войны он превратился в большого медведя, но оставался ласковым и доверчивым. (5) Только один раз Мишка рассвирепел. (6) Во время боя с фашистами радист вел огонь из пулемета, а позади него притаился медведь. (7) Осколком гранаты радист был тяжело ранен. (8) Когда фашист хотел добить бойца, из-за куста поднялся медведь и с раскрытой пастью пошел на врага. (9) Так Мишка спас жизнь своему другу.


А14. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Медведь боялся выстрелов.

2)Партизаны пожалели медвежонка и позаботились о нем.

3) Добрый и доверчивый медвежонок вырос и превратился в свирепого и грозного зверя.

4) Медведь отплатил людям за добро и спас от смерти своего друга-радиста.


А15. Какой тип речи представлен в тексте?

1) Повествование        2) Описание        3) Рассуждение        4) Все типы речи

А16. Укажите предложение, в котором есть синонимы
1) 2                    2) 3                          3) 4                           4) 8

Часть 2
В1. Выпишите из предложений  5-6 слово, морфемная структура которого приставка- корень-суффикс ________________________________________

В2. Из предложений  3-4  выпишите все предлоги. ______________________

В3. Среди предложений 5-9 найдите сложные.  Напишите номера этих сложных предложений. _____________________________________________

В4. Среди предложений 3-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

________________________________________________________________



Часть 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

 В  сочинении  сформулируйте тему и основную мысль  текста.  Выразите свое отношение к проблеме текста. Известны ли вам случаи из жизни или из художественной литературы спасения животными людей. Напишите об этом.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключи

Вариант 1

  1. 2
  2. 2
  3. 3
  4. 1
  5. 1
  6. 1
  7. 3
  8. 2
  9. 2
  10. 2
  11. 2
  12. 2
  13. 2
  14. 4
  15. 1
  16. 2

Часть 2

  1. Сверху
  2. На, с
  3. 1,2
  4. 6

2 вариант

  1. 4
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 1
  7. 2
  8. 4
  9. 2
  10. 2
  11. 1
  12. 3
  13. 1
  14. 3
  15. 1
  16. 3

Часть 2

  1. Позади
  2. В, за
  3. 6, 8
  4. 4