Типы речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шаталова Оксана Вячеславовна

Обобщение первоначальных знаний о типах речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx72.73 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Русский язык

Тема. Типы речи. Общее представление.

Цель: формирование общих представлений о функционально-смысловых типах речи;

Задачи: - сформировать общее представление о типах речи;

              - развивать умения сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать ассоциативное мышление;  

              - совершенствовать навыки общения;

Ход занятия:

I.         Погружение в тему. (звуки моря)

      1. Бывали ли вы на море? Ваши впечатления от увиденного.

     

      2. Вернёмся в реальность: мы на уроке русского языка, море от нас далеко … (звуки речи) Или нет? Море рядом, но это море информации. Чтобы не утонуть в этом море, нужно обладать определёнными знаниями, иметь определённые навыки передачи и обработки информации.

II.      Формулировка темы.

      1. Безусловно, определённые навыки передачи информации у вас имеются. Попробуем проверить, насколько они прочные. На уроках литературы мы изучили поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Передайте информацию о сюжете поэмы, о внешности Людмилы, о том, что сюжет имеет сказочный характер.

При передаче информации попробуйте обратить внимание на следующие компоненты:

  • одинаковые ли части речи (сущ., прил., глаголы) использовали ребята для передачи информации;
  • отчего зависел выбор частей речи (NB: о чём говорят ребята, это есть в тексте);
  • какие цели (зачем?) говорения преследуют ребята при передаче информации;

                                                                Черняк: сюжет поэмы «Руслан и Людмила»;

                                                               

                                                                Кирьянова: внешность Людмилы;

                                                               

                                                                Стрелкова: поэма «Руслан и Людмила»  имеет сказочный сюжет.

       2.  Выступления учащихся. 

  • Черняк: сюжет поэмы «Руслан и Людмила» - Людмила, Руслан, Ратмир, отправился, боролся, похитили;
  • Кирьянова: внешность Людмилы – жемчужный пояс, лазурный, пышный сарафан, фата, длинная коса, золотистые волосы;
  • Стрелкова: поэма «Руслан и Людмила» имеет сказочный сюжет – во-первых, конечно, итак, следовательно.

     

       3. Обсуждение информации. Что же необходимо знать прежде всего, чтобы передавать информацию? Тема, части речи, цель говорения.

       4.  «Открытие» темы через уравнение с одним неизвестным: тема+часть речи+ цель говорения =? (сущ.  в им.п.)  передачи информации

Подсказки: - задачу можно решить несколькими … способами;

        - плавать можно по-разному, т.е. разными … способами.

       5. Уточнение темы: Способы передачи информации – типы речи (как передавать информацию).

     

 

III. Анализ нового материала.

  • какое количество типов речи, т.е. способов передачи информации, вы можете назвать? (сколько выступающих, столько и типов речи) 3 – магическое число.
  • определим, как их обозначить; для этого определите через глагол, что делал каждый из ребят: Евгений  – рассказывал, Ксения – изображала, описывала, Татьяна – доказывала.
  • выводы: существуют три типа речи, три способа передачи информации;

 они называются повествование, если …, описание, если…, рассуждение, если…

А теперь работаем со стихотворением, в котором нужно восстановить пропущенные элементы, связанные с типами речи:

Рассказывать, доказывать, изображать –

Нам это всё легко понять:

Лишь (тему) ты определи,

На (части речи) посмотри,

Определи (цель) говоренья –

И это всё стихотворенье.

А ты, лишь следуя по этому пути,

Найдёшь повествованье,

описанье, рассужденье.

  • Попробуем определить, в чем особенность каждого типа речи. Части речи, цель: характеризуем каждый.

Повествование: сущ. – герои, глаголы – действия, рассказать, представить цепь событий.

Описание: сущ., прилаг., изобразить, назвать признаки, качества, свойства предмета.

Рассуждение: во-первых, итак, следовательно, доказать что-то или опровергнуть.

  • символ повествования – незакрытый треугольник: первая точка – завязка, высшая – кульминация, развязка – финал.
  • описание имеет такие разновидности: слайды.
  • символ рассуждения – Шерлок Холмс.

IY.Закрепление.

Пытаемся следовать схеме и решить, какой тип речи перед нами:

1.

         Андрюшка, его соседка Галка и я готовились к экзамену по географии. Мы сидели в комнате у Андрюшки. Нам очень не хотелось заниматься. Вдруг раздался звонок. Через несколько секунд с треском распахнулась дверь комнаты. Пошатнулась этажерка, полетел на пол стул. Воробей в испуге слетел с подоконника... Это пришел Вовка Грушин. Он прищурил свои близорукие глаза и громко спросил:

- Готовитесь?  

                                                                           (Ю.В.Сотник «Архимед» Вовки Грушина»)

2.

          Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...

                                                                                                          (Л.Н.Толстой)    

3.    

         Виктория – гигантская кувшинка. Ботаники открыли её недавно. Листья  виктории с загнутыми кверху краями огромны. Сверху листья ярко-зелёные, а снизу фиолетовые. Неподвижная гладь реки сплошь покрыта чудесными цветами, которые переливаются от чисто-белого до розово-красного цвета.    

                                                                                (Статья из научно-популярного журнала)

Y. Чтение схемы. Выводы.

YI. Самостоятельный анализ.

  • По теме определи тип речи:

1. Почему нужно беречь птиц?

2. В осеннем парке.

3. Смешной случай на уроке.

4. Наш класс дружный.

  • Интересно, что можно выбрать одну тему, но разработать её в разных типах речи.

      Попробуем это сделать.

      Интересная вещь – путешествия …

      Представьте продолжение этого предложения (2-3 других), используя повествование, описание, рассуждение. NB: используйте в зависимости от ситуации слова «однажды, потому что, красивые пейзажи» и т.д. Группы: Аникина+Головастова+Самойлов+Крылов, Мурашов+Галченков+Кирьянова, Шаповалов+Дерюгина+Рубцова+Микаилов.

YII. Рефлексия.

YIII. Д/з: Прочитать предложения: Плывёт по морю лодочка. Сделана она из старой шляпы. Плывёт по морю лодочка. Вдруг поднялся ветер. Плывёт по морю лодочка. Почему её пассажирам весело? Определить тип речи, доказать по схеме к № 270. (письменно). Продолжить тексты (2-3 фразы). Записать.

или

№ 270 – текст о шоколадном ольшаннике, по схеме определите тип речи (письменно):

1. Части речи. Примеры. Вывод. 2. Тема текста (сформулировать, записать). 3. Цель говорения (сформулировать, записать). 4. Сделать вывод о типе речи.

План урока

1. Море. Ваши впечатления от увиденного.

2. Мы на уроке русского языка, море от нас далеко … Или нет? Послушайте звуки. Звуки моря и услышанные звуки связаны (в переносном смысле).

3. Передача информации:

                                                                сюжет поэмы «Руслан и Людмила»;

                                                               

                                                                внешность Людмилы;

                                                               

                                                                поэма «Руслан и Людмила»  имеет                      

                                                                сказочный сюжет.

Слушая выступления, определите и запишите:

  • одинаковые ли части речи (сущ., прил., глаголы) использовали ребята для передачи информации;

Смотри части речи здесь:

  • сюжет поэмы: Людмила, Руслан, Ратмир, отправился, боролся, похитили;
  • внешность Людмилы – жемчужный пояс, лазурный, пышный сарафан, фата, длинная коса, золотистые волосы;
  • поэма «Руслан и Людмила» имеет сказочный сюжет – во-первых, конечно, итак, следовательно.

  • отчего зависел выбор частей речи (NB: о чём говорят ребята, это есть в тексте);
  • какие цели (зачем?) говорения преследуют ребята при передаче информации;

4. Реши уравнение с одним неизвестным, откроешь тему урока:

 

тема+часть речи+ цель говорения = ? (сущ.  в им.п.)  передачи информации

5. В стихотворении восстанови пропущенные элементы, тогда легко определишь способ передачи информации, т.е. тип речи.

Рассказывать, доказывать, изображать –

Нам это всё легко понять:

Лишь … ты определи,

На … посмотри,

Определи  … говоренья –

И это всё стихотворенье.

А ты, лишь следуя по этому пути,

Найдёшь повествованье,

описанье, рассужденье.

6. Пытаемся следовать схеме и решить, какой тип речи перед нами:

 

1.      Андрюшка, его соседка Галка и я готовились к экзамену по географии. Мы сидели в комнате у Андрюшки. Нам очень не хотелось заниматься. Вдруг раздался звонок. Через несколько секунд с треском распахнулась дверь комнаты. Пошатнулась этажерка, полетел на пол стул. Воробей в испуге слетел с подоконника... Это пришел Вовка Грушин. Он прищурил свои близорукие глаза и громко спросил:

        - Готовитесь?  

                                                                           (Ю.В.Сотник «Архимед» Вовки Грушина»)

2.      Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...

                                                                                                          (Л.Н.Толстой)    

3.     Виктория – гигантская кувшинка. Ботаники открыли её недавно. Листья  виктории с загнутыми кверху краями огромны. Сверху листья ярко-зелёные, а снизу фиолетовые. Неподвижная гладь реки сплошь покрыта чудесными цветами, которые переливаются от чисто-белого до розово-красного цвета.    

                                                                                (Статья из научно-популярного журнала)

7. По теме определи тип речи:

1. Почему нужно беречь птиц?

2. В осеннем парке.

3. Смешной случай на уроке.

4. Наш класс дружный.

8. Интересно, что можно выбрать одну тему, но разработать её в разных типах речи.

     

      Интересная вещь – путешествия …

      Представьте продолжение этого предложения (2-3 других), используя повествование, описание, рассуждение. NB: используйте в зависимости от ситуации слова «однажды, потому что, красивые пейзажи» и т.д.

Группы: Аникина+Головастова+Самойлов+Крылов (повествоание),  Мурашов +Галченков+Кирьянова (описание), Шаповалов+Дерюгина+Рубцова+Микаилов (рассуждение).

9. Д/з: Прочитать предложения: Плывёт по морю лодочка. Сделана она из старой шляпы. Плывёт по морю лодочка. Вдруг поднялся ветер. Плывёт по морю лодочка. Почему её пассажирам весело? Определить тип речи, доказать по схеме к № 270. (письменно). Продолжить тексты (2-3 фразы). Записать.

или

           № 270 – текст о шоколадном ольшаннике, по схеме определите тип речи (письменно): 1. Части речи. Примеры. Вывод. 2. Тема текста (сформулировать, записать). 3. Цель говорения (сформулировать, записать). 4. Сделать вывод о типе речи.

5 класс

Русский язык

Тема. Типы речи. Общее представление.

Цель: формирование общих представлений о функционально-смысловых типах речи;

Задачи: - сформировать общее представление о типах речи;

              - развивать умения сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать ассоциативное мышление;  

              - совершенствовать навыки общения;

Технология: проблемно-диалогическое обучение, побуждающий от проблемной ситуации диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом – приём «актуальность», элементы дифференциации, использование опорного конспекта.

План занятия:

 I.         Погружение в тему. Приём «актуальность».

      1. Бывали ли вы на море? Ваши впечатления от увиденного.

     

      2. Вернёмся в реальность: мы на уроке русского языка, море от нас далеко …  Или нет? Море рядом, но это море информации. Чтобы не утонуть в этом море, нужно обладать определёнными знаниями, иметь определённые навыки передачи и обработки информации.

II.      Формулировка темы.

      1. Передача информации.

 

При передаче информации попробуйте обратить внимание на следующие компоненты:

  • одинаковые ли части речи использовали ребята для передачи информации;
  • отчего зависел выбор частей речи;
  • какие цели говорения преследуют ребята при передаче информации;

                                                                сюжет поэмы «Руслан и Людмила»;

                                                               

                                                                внешность Людмилы;

                                                               

                                                                поэма «Руслан и Людмила»  имеет сказочный сюжет.

       2. Обсуждение информации. Что же необходимо знать прежде всего, чтобы передавать информацию?

       3.  «Открытие» темы через уравнение с одним неизвестным: тема+часть речи+ цель говорения =? (сущ.  в им.п.)  передачи информации

       4. Уточнение темы: cпособы передачи информации – типы речи (как передавать информацию).

III. Анализ нового материала.

Рассказывать, доказывать, изображать –

Нам это всё легко понять:

Лишь … ты определи,

На … посмотри,

Определи … говоренья –

И это всё стихотворенье.

А ты, лишь следуя по этому пути,

Найдёшь повествованье,

описанье, рассужденье.

IY.Закрепление.

                       1.

1.       Андрюшка, его соседка Галка и я готовились к экзамену по географии. Мы сидели в комнате у Андрюшки. Нам очень не хотелось заниматься. Вдруг раздался звонок. Через несколько секунд с треском распахнулась дверь комнаты. Пошатнулась этажерка, полетел на пол стул. Воробей в испуге слетел с подоконника... Это пришел Вовка Грушин. Он прищурил свои близорукие глаза и громко спросил:

        - Готовитесь?  

                                                                           (Ю.В.Сотник «Архимед» Вовки Грушина»)

2.         Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

                                                                                                          (Л.Н.Толстой)  

3.      Виктория – гигантская кувшинка. Ботаники открыли её недавно. Листья  виктории с загнутыми кверху краями огромны. Сверху листья ярко-зелёные, а снизу фиолетовые. Неподвижная гладь реки сплошь покрыта чудесными цветами, которые переливаются от чисто-белого до розово-красного цвета.    

                                                                                (Статья из научно-популярного журнала)

                       2.

По теме определи тип речи:

1. Почему нужно беречь птиц?

2. В осеннем парке.

3. Смешной случай на уроке.

4. Наш класс дружный.

                       3.

Задания для групповой работы.      

Интересная вещь – путешествия …

Представьте продолжение этого предложения (2-3 других), используя повествование, описание, рассуждение.

Y. Домашнее задание.  Прочитайте  предложения: Плывёт по морю лодочка. Сделана она из старой шляпы. Плывёт по морю лодочка. Вдруг поднялся ветер. Плывёт по морю лодочка. Почему её пассажирам весело? Определите тип речи, докажите  по схеме к № 270. (письменно). Продолжите тексты (2-3 фразы). Запишите.

или

           № 270 – текст о шоколадном ольшаннике, по схеме определите тип речи (письменно): 1. Части речи. Примеры. Вывод. 2. Тема текста (сформулировать, записать). 3. Цель говорения (сформулировать, записать). 4. Сделать вывод о типе речи (записать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Функциональные стили речи.Типы речи.

Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.

Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....