Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку (5, 6 класс)
Изучая опыт коллег, анализируя продуктивность учебной деятельности, стремясь сделать урок более динамичным, в своей работе с учащимися я стала применять технологии, направленные на сохранение физического здоровья учащихся – так называемые здоровьесберегающие технологии. В данной статье я описываю опыт использования на уроках русского языка технологий В.Ф. Базарного (зрительная гимнатика в сочетании с учебными упражнениями для снятия напряжения глаз).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках русского языка и литературы.
Мой опыт интересен тем, что моя педагогическая деятельность имеет перерыв, во время которого я от школы была отделена совершенно, т.е. работала совсем в иной сфере (занималась защитой прав потребителей). Поэтому, когда спустя 12 лет я вернулась в педагогику, меня ждал сюрприз – школа изменилась до неузнаваемости, не только снаружи – как мне сначала показалось – из-за обилия электронных технологий, но и изнутри – поменялась кардинально методика преподавания: учитель из всесильного руководителя, из ведущего урок источника информации превратился в исследователя, предлагающего детям различные инструменты для получения знаний, в фокусника, извлекающего из волшебной шляпы таинственные предметы, которые ученикам необходимо разгадать, факира, держащего в напряжении зрительный зал. Я словно побывала в машине времени, - эффект, надо сказать, ошеломительный и на первых порах не слишком приятный. Готовилась к работе я тщательно, научилась делать презентации, вспомнила структуру урока. Уверенная в своих силах и знаниях методики, я камерно вела первые уроки – ученики меня восприняли всерьёз и стали побаиваться, а вот коллеги по цеху, пришедшие на уроки, - развенчали мои педагогические опусы, подвергли критике вечные, как мне казалось истины.
Пережив первый шок, я пришла в себя и осознала: спустя много лет мне придется учиться, а ещё я поняла главное – учиться я хочу, потому что новая школа мне нравится, а ее возможности позволяют делать уроки интересными, живыми, помогают ученикам подготовиться к реальной жизни, учат думать и действовать в ритме 21 века, т.е. работать в условиях многозадачности. Мне стало ясно, что учитель внутри меня за все прошедшие годы никуда не делся, он ждал, когда я вернусь в школу, мне есть что дать детям, сегодня я могу поделиться с ними жизненным, человеческим опытом, научить любить литературу, научить их мыслить.
Я отметила для себя, что, как и прежде, учеба отнимает у маленького человека много времени, сил и здоровья. Отрадно, что современная школа и новый стандарт большое внимание уделяют укреплению здоровья школьников, в том числе в урочном режиме. Изучая опыт коллег, анализируя продуктивность учебной деятельности, стремясь сделать урок более динамичным, в своей работе с учащимися я стала применять технологии, направленные на сохранение физического здоровья учащихся – так называемые здоровьесберегающие технологии.
Мне нравятся принципы методики Владимира Филипповича Базарного, в числе которых в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки". Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета. Базарный использует плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются при выключенном электрическом освещении.
На потолке моего кабинета русского языка, конечно же, нет зрительных траекторий, но эти траектории есть в презентациях, которые я включаю в урок. На базе методики Базарного программистами, учителями информатики, а теперь и учителями других предметов создано множество ярких красочных презентаций, кои можно найти в Цифровых образовательных ресурсах.
Я предлагаю вашему вниманию примеры таких презентаций, которые за прошедший год уже накопились у меня. Возможно, кому-то будет интересно. Данные презентации могут быть использованы в качестве тренажера для своих заданий (или включения в них других образов), они легко трансформируются, могут заменяться, а также в готовом виде могут быть включены в презентации к нашим урокам. По системе Базарного, упражнения в тренажерах меняются один раз в две недели.
Желаю Вам и Вашим ученикам успехов и сохранения крепкого здоровья!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современная школа большое внимание уделяет укреплению здоровья школьников, в том числе в урочном режиме. Изучая опыт коллег, анализируя продуктивность учебной деятельности, стремясь сделать урок более динамичным, в своей работе с учащимися я стала применять технологии, направленные на сохранение физического здоровья учащихся – так называемые здоровьесберегающие технологии. Мне нравятся принципы методики Владимира Филипповича Базарного, в числе которых в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки".
Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий . На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются при выключенном электрическом освещении .
На потолке моего кабинета русского языка, конечно же, нет зрительных траекторий, но эти траектории есть в презентациях, которые я включаю в урок. По системе Базарного, упражнения в тренажерах меняются один раз в две недели. На базе методики Базарного программистами, учителями информатики, а теперь и учителями других предметов создано множество ярких красочных презентаций, кои можно найти в Цифровых образовательных ресурсах. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких презентаций, которые за прошедший год уже накопились у меня. Возможно, кому-то будет интересно. Данные презентации могут быть использованы в качестве тренажера для своих заданий (или включения в них других образов), они легко трансформируются, могут заменяться, а также в готовом виде могут быть включены в презентации к нашим урокам.
Гимнастика для глаз
Вам пришло письмо
Выполни гимнастику для глаз по схеме:
Берегите свое здоровье!
хлопок подпрыгнуть присесть белый Физкульминутка краснота белизна белеть синеть синь славные хороша зеленеть молодую веселых деревянное красивым красить зелень синева
Физкультминутка п и сатели созд а ют укр е плению сбл и жает нас е ления б о льшинство г о ворят я вляется р о дной З е мле рад и о т е рритории о фициальные д о кументы р е спублик эт а лон г о сударственный н а роды е диным Безударная гласная в корне, проверяемая ударением Безударная гласная в корне, НЕ проверяемая ударением Подпрыгните Присядьте
Физкультминутка Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Обстоятельство Что ? Что делать? Что сделать? Вопросы косвенных падежей Какой ? Где ? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? присесть прыгнуть вверх поднять руки вверх хлопнуть в ладоши присесть на стул Жить – Родине служить. Прошу Вас ( о чем?) не шуметь . Я ( что делаю?) иду в школу. Желание (какое?) готовить было постоянно. Мы (что делаем?) готовим суп. Мечта (какая?) накормить гостей становилась сильнее. Я пришел на урок ( с какой целью?) учиться . Жить – Родине служить. Прошу Вас ( о чем?) не шуметь . Я ( что делаю?) иду в школу. Желание (какое?) готовить было постоянно. Мы (что делаем?) готовим суп. Мечта (какая?) накормить гостей становилась сильнее. Я пришел на урок ( с какой целью?) учиться . Сейчас начнут появляться предложения. Какова синтаксическая роль выделенных глаголов в этих примерах? Будьте очень внимательны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"
Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...