Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.
статья по русскому языку

Алимова Зарема Ремзиевна

Как предупреждать ошибки? Какую работу следует проводить учителю?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rasshiren_zased_mo.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Алимова З.Р.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

1. Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи. Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников:

1) предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания;

2) правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

3) находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов. Текст диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Умение использовать языковые средства в соответствии с темой и избранным учеником стилем речи проверяется на уроках, посвященных написанию контрольных изложений и сочинений.

Поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению, объяснению. Появление ошибок у обучающихся в письменной форме – закономерное явление. Этой цели служат специальные уроки. 

2. Подготовка учителя к уроку по анализу ошибок складывается из следующих этапов: проверки тетрадей, составления учетного листа орфографических и пунктуационных ошибок, составления плана урока, на котором намечается работа над ошибками. Остановимся на составлении плана урока работы над ошибками. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

3. Работа над орфографическими ошибками – важный этап в формировании у детей орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно и в определенной системе. Работа над орфографическими ошибками проводится и в рабочих тетрадях обучающихся.  школьники.)

Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе, в том числе и в X-XI. Поэтому перед письменной работой учитель предупреждает возможные орфографические трудности, не включает их в число ошибок при оценке орфографической грамотности.

Учителя русского языка (учителя-предметники) придерживаются традиционной формы работы над ошибками: слово записывается в исправленном виде, указывается вид орфограммы, обозначаются графически условия выбора орфограммы, подбираются проверочные слова и слова-примеры. Например,

Деревья – безуд..гл.в корне слова, дерево (лесной, м..сной);

скрипучие (половицы)- безуд.гл.в корне слова, скрип (примеры);

Анализ орфографических ошибок позволил определить список слов, которые, как правило, вызывают трудности в правописании: бесславный, бесчеловечный, ввиду (предлог), в заключение, иметь в виду, интеллигент, интеллектуальный, искусство, по-русски, прийти, профессия, сострадание, сожаление и др.

Ошибаются ученики и в написании неопределенной формы глагола на -ться и глаголов 3 лица на –тся.

Затруднения у обучающихся вызывает правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий, а также орфограммы, связанные с написанием Н и НН в разных частях речи. Причём чаще дети допускают ошибки в словарных словах и исключениях из правил: блаженный, жеманный, невиданный, нечаянный, отчаянный и др.

Особые трудности вызывает слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Это одна из самых сложных тем в русской орфографии.

В контрольных работах много ошибок, связанных с правописанием НЕ и НИ. Особенно это касается причастий и прилагательных с зависимыми словами.

В 9 классе обучающиеся не всегда разграничивают краткие прилагательные и наречия (ответил туманно – улица туманна).

4. Работа над пунктуационными ошибками.

Самая распространенная ошибка в контрольных работах 5 класса – отсутствие точки (или другого знака) в конце предложения. Например: Ты слышал шум леса? (знаки препинания в конце предл, вопр. предл. (Как Ваше здоровье? Который час?)).

Говоря о пунктуационных ошибках в сочинениях (5-9 кл.), надо выделить постановку лишних знаков препинания. Особенно часто запятые ставят в начале предложения, неправомерно обособляя обстоятельства времени и места. Например: В век компьютерной техники (,) люди меньше стали читать. Недалеко от моего дома (,) протекает река Салгир.

Лишние запятые нередко встречаются и в предложениях с составными союзами: Вместо того (,) чтобы помочь товарищу, он бросил его. Несмотря на то (,) что прошло много времени, он не простил сына.

Следует отметить, что часты обособления так называемых «ложных» вводных (ведь, даже, между тем, тем не менее, однако, порой, вдруг и др.).

Пропуск знаков препинания наблюдается в СПП с придаточными, связанными с главным союзами и союзными словами: ли, чей, какой, насколько, кто и что в косвенных падежах: кем, чем, кому, чему и др. Например: Не знал, кем хочет стать.  Вспомнил, кем он был. Автор показывает нам, какими должны быть отношения между взрослыми и подростками.

Часто союзы, частицы, наречия принимают за вводные слова. Особого внимания требует слово однако, т.к. оно часто употребляется и в сочинениях обучающихся, и приводится в тестовых заданиях. Как правило, дети видят в нём вводное слово, особенно если однако находится в начале предложения.

Самая распространенная ошибка в контрольных работах – постановка запятой в СПП между двумя однородными придаточными, особенно в тех случаях, когда второй союз опущен: Я знал, что ребята заедут за нами и мы вместе отправимся дальше.

Причиной подобных ошибок, по моему мнению, является то, что ученики не анализируют предложение, не видят его синтаксическую структуру, а также плохо знают (или не знают!) правила расстановки знаков препинания в простых предложениях, в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью.

При подготовке к ОГЭ выявилась еще одна ошибка: путают эпитеты в словосочетаниях с фразеологизмами (стальной характер).

Чтобы сделать работу доказательной, в сочинении-рассуждении ОГЭ необходимо умело использовать цитирование. Ошибки допускаются, когда цитата оформляется как косвенная речь после союза что или включается в предложение при помощи вводных сочетаний типа как писал, как утверждал, по словам, по мнению и др. Довольно часто обучающиеся смешивают косвенную речь с прямой.

Чем объясняются ошибки? Неполным усвоением материала и нарушением последовательности формирования умений и навыков.

5. Работа над другими ошибками.

Регулярно ведётся работа над ошибками речевыми, грамматическими. Детям трудно объяснить эту ошибку в классе, и потому часто обучающиеся доделывают анализ ошибок (речевых, грамматических, фактических, логических) после уроков или на дополнительных занятиях. Например: Г - Ихний веселый гомон раздавался отовсюду. – нарушение в образовании формы местоимения. Их веселый гомон раздавался отовсюду. 

6. Работа по предупреждению ошибок. Как предупреждать ошибки? Какую работу следует проводить учителю?

  • Орфографический тренинг. На каждом уроке проводится орфографический тренинг (в каждом параграфе уч. есть «орфографический практикум»). 
  • Приём «Шаг за шагом». Цель – проверка терминологической базы обучающихся. (Напр., в 5 классе при изучении темы «Морфемика»)
  • Работа со справочником. Цель – формирование и развитие умения применять алгоритм по выявлению правильного написания буквы-орфограммы/пунктограммы.
  • Работа со словарём. В программу для V класса включены два понятия: орфограмма и орфографический словарь. В учебниках (в материалах для наблюдений, в заданиях к упражнениям) используются следующие понятия: орфограмма-буква, орфограмма-пробел, слитное написание, раздельное написание, дефис, вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма (или непроверяемое написание), условия выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм.
  • Этимологический анализ слова. В русском языке есть слова, которые не проверить, не объяснить. Часто на помощь приходит такой интересный раздел языкознания, как этимология. И орфограммы проверяются историческими или заимствованными корнями еликолепный – вель). Причем исторический или заимствованный корень обозначается пунктирной дугой. Такая работа вносит некоторое оживление, т.к. дети соприкасаются с историей языка.
  • Работа с пословицами и поговорками. Допущена ошибка на орфограмму «Буква ь на конце глаголов после шипящих». Вспомним правило. Записываем пословицы, поговорки с глаголами на шипящую. Поспешишь – людей насмешишь» (гл. 2-е л. ед. ч.); семь раз отмерь, один раз отрежь (гл. пов. накл.).

Каждый учитель русского языка ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. При этом надо помнить: работа над ошибками должна быть регулярной, гибкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)

Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...

Анализ контрольного диктанта (работы)

Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....

Анализ и разбор контрольного диктанта.Работа над ошибками.

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Анализ и разбор контрольного диктанта.Работа над ошибками"....

Технологическая карта урока "Анализ контрольной работы. Работа над ошибками" Spotlight, 6 Module 7

Данная разработка урока содержит тест, презентацию и упражнения и может использоваться как урок - обобщение и повторение материла перед контрольной работой по модулю 7 (Spotlight, 6)  так и при р...

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

формирование навыков работы над ошибками в 5 классе....

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

 Одной из важных задач, стоящей перед школой, является самостоятельная деятельность. Учащиеся должны уметь анализировать свою работу. Они должны находить и исправлять свои ошибки. И это сп...