Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»
статья по русскому языку

Кривушина Юлия Леонидовна

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС  по русскому языку и литературе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Областное автономное образовательное учреждение

«Новгородский институт развития образования»

Центр дополнительного                                     профессионального образования

 

Реализация системно-деятельностного подхода

  на уроках русского языка (литературы) в процессе изучения темы «Междометие как часть речи»                     в 7 классе

(технология проблемного обучения)

 

Выпускная работа                                                                               Киселёвой Юлии Леонидовны,                                   учителя русского языка и литературы                                МАОУ «Средняя школа п. Батецкий»                                            – слушателя курсов         «Современные образовательные технологии как одно из условий

         реализации ФГОС  по русскому языку и литературе»

 

                                           

                                                               Научный руководитель:                                                 д.филол.н. С.Л.Каганович

Великий Новгород

2015

Пояснительная записка

      ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога  -  создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

      Поэтому в педагогическом процессе актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.

      Постоянная необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования  образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

      Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

      На мой взгляд, технология критического мышления – это попытка преодоления формального  подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика  к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную,  эмоциональную и волевую сферы обучаемых. И сегодня целью моей педагогической деятельности стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование технологии развития критического мышления. Все это актуально и в рамках проведения экзаменов в 9,11 классах в формате ОГЭ, и в рамках  решения задач «Стандартов второго поколения». Нельзя забывать и о том, что учебный процесс  строится в первую очередь на отношениях  учитель – ученик. Сегодня должна измениться роль педагога: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.  

      Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что:

-осуществляется направленность на практическое использование. Педагогу предлагается большой набор приемов, способствующих активизации учебного процесса.

-акцент делается на формирование социальных навыков.

-внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания.

-технология направлена на развитие собственного мышления.

-технология направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.

       ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить.

     На уроке «Правописание безударных гласных в корне слова» (5 класс), разработанном в технологии развития критического мышления, присутствуют три этапа технологии. На стадии вызова учащимся использован прием «Ромашка Блума» для определения целей урока и заполнение таблицы «Знаю-хочу узнать» для осознания неполноты знаний.

     На стадии осмысления организуется работа в группах. Учащиеся распределяют роли, проводят работу с источниками, делают выводы по теме урока.

     На стадии рефлексии учащиеся оценивают работу друг друга по таблице, дозаполняют таблицу «Знаю - хочу узнать» (графа «Знаю»), определяя для себя, что узнали на уроке по теме.

Перед учащимися были поставлены следующие цели:

образовательная: сформировать знания учащихся о правописании безударных гласных в корне слова; развивающая: развить представления учащихся об орфографии; воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи «слабому» однокласснику; деятельностная: формировать у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы, доказывать гипотезу и делать выводы на основе полученных результатов. По моему мнению, выбранная технология ТРКМ соответствует теме урока и тем целям,  которые были поставлены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"

Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...

Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"

Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования

В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП).    Цель данной образовательной...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Статья на тему: "Современные образовательные технологии, используемые в обучении русскому языку и литературе"

В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включа...

Доклад «Современные образовательные технологии как одно из условий достижения качества образования»

Современные образовательные теехнологии как одно из условий достижения качества образования...