Рабочая программа учебного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" 7 кл
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Зябкина Елена Петровна

"Трудные вопросы орфографии и пунктуации". Рабочая программа учебного курса по русскому языку для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_voprosy_orfografii_i_punktuatsii_7_kl._word.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

Смаглеевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № 1 от 28.08.2020г.

Руководитель ШМО

_________ Е.П.Зябкина

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР ____________М.Н.Богодухова

Утверждено

приказ № 54  от 31. 08.2020г.

Директор СОШ

_________О.О. Квитко

Рабочая программа

по предмету «Трудные вопросы орфографии

и пунктуации»

7 класс

Разработала
Зябкина Елена Петровна,

учитель высшей квалификационной категории

2020-2021 учебный год

         Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана в соответствии с  Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования  на основе Примерной программы  для общеобразовательных учреждений    линии учебников  Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой  Л.А. для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы.  Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.- 13-е изд.- М.: Просвещение, 2016);

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2. Содержание учебного предмета

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

7 класс

Содержание

Формы организации и виды деятельности учащихся

Повторение изученного в 5-6 классах

Орфография. Орфограммы приставки, корня, суффикса и окончания. Слитное и дефисное написание. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений. Пишут диктант.

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами.

Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию.

Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками.

Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными, фонетическими, морфологическими условиями.

Причастие .

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом.

Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота.

Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах.

Распознают действительные причастия настоящего времени.

Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Распознают страдательные причастия настоящего времени.

Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях.

Распознают страдательные причастия прошедшего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглагольных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом

Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Деепричастие.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями.

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи.

Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений.

Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов.

Усваивают правило написания не с деепричастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Опознают деепричастия несовершенного вида.

Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.

Опознают деепричастия совершенного вида.

Списывают текст, работая над отдельными видами орфографии и пунктуационным выделением деепричастий и деепричастных оборотов

Наречие.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия.

Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы.

Усваивают правило написания букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написаний не или ни на материале упражнений.

Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Служебные части речи.

 Предлог.

 Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Различают предлоги.

Распознают производные и непроизводные предлоги.

Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Союз.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Определяют союз как часть речи.

Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Усваивают правила написания союзов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют разные виды орфограмм и пунктограмм.

Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм

Частица

Раздельное и дефисное написание частиц.

Изучают определение частицы как части речи.

Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса.

Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант.

Изучают теоретические сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не. Составляют словосочетания и предложения с частицами. Дифференцируют слова разных частей речи с приставкой не.

Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.

Междометие.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи.

Изучают орфографическое и пунктуационное правила. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания

3. Тематическое планирование учебного предмета

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

7 класс

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

Повторение изученного в 5-6 классах

4 часа

2.

Причастие

9 часов

3.

Деепричастие

 2 часа

4.

Наречие

9 часов

5.

Служебные части речи.

 Предлог

1 час

6.

Союз

3часа

7.

Частица

1 час

8.

Междометие

2 часа

9.

Повторение изученного. Резервные уроки

4часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"

Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В ЕГЭ» ДЛЯ 11 АКЛАССА

В 2008 году закончился эксперимент по введению единого государственного экзамена. С 2009 года для всех выпускников ЕГЭ становится обязательным. Поэтому данный элективный курс представляет интерес для ...

Рабочая программа учебного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 9 класса

Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются спецкурсы, которые позволяют расширить и систематизировать знания учащихся.Программа предполагает изучение вопросов, которые входят в школьный курс м...

Рабочая программа учебного предмета "Избранные вопросы математики" 11 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку , планируемые результаты,содержание , тематическое и календарное планирование....

Рабочая программа учебного курса "Избранные вопросы математики", 10-11 классы

Рабочая программа учебного курса "Избранные вопросы математики", 10-11 классы...

Рабочая программа учебного курса "Трудные вопросы экономики"

Рабочая программа учебного курса направлена на повышение финансовой грамотности 11-классников. Рассчитана на 68 уч.часов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 7-9 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценнос...