Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Олимпиадные задания школьного уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

9 КЛАСС.

Время выполнения работы – 120 минут.

1 задание. Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот слово КОД, то получится слово ДОК, а другой – что получится слово ТОК. Кто  из учеников прав? На каком основании?

( 5 баллов)

2задание.  Поставьте ударение в выделенных словах: 

Вошедший виновато кашлянул, мама поднималась на лифте, рассказали всю правду и облегчили совесть, отключенное из-за аварии отопление, отчасти соседи правы, салон массажа, пригубить запотевшую кружку.

(По 0.5 балла за каждое слово, всего - 3,5 балла)

3 задание. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: парусник (парусное судно), ценник, законник, вечерник, сонник. Первый учащийся выделил во всех этих словах суффикс -ник-, а второй выделил во всех этих словах суффикс -н- и суффикс -ик. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав. Во всех ли случаях мы можем получить однозначный ответ?

(10 баллов)

4 задание. В русском языке имеются существительные общего рода, которые могут обозначать и мужчин, и женщин. Есть ли такие слова среди существительных бухгалтер, староста, скрипач? Обоснуйте свой ответ.

(3 балла)

5 задание. Составьте два предложения, в одном из которых слово ОДНАКО будет вводным,   а в другом – союзом.    Аргументируйте  ваше  мнение о синтаксическом статусе слова ОДНАКО в каждом случае.

(6 баллов)

6 задание. В стихотворении М.И. Цветаевой «На вокзале» (1911) есть следующие  строки.

Решено за поездом погнаться,

Все цветы ЛЮБИМОЙ кинуть вслед.

В чём состоит синтаксическая неоднозначность выделенной словоформы?

(8 баллов)

7 задание. Вспомните фразеологические обороты, в состав которых входит слово КАК, например: ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА.

(По 0,5 балла за каждый фразеологизм. Максимум – 4 балла)

8 задание. Перепишите предложение. Расставьте знаки препинания и объясните свой выбор.

На сегодняшний день в Новгороде обнаружено 953 берестяных письма это при том что там исследовано не более 2 % средневекового культурного слоя а в городах Новгородской области Старой Pycce и Торжке 40 и 19 грамот соответственно.

(11 баллов)

9 задание.  Напишите мини-сочинение о том, как вы понимаете пословицу: «Острый язык – дарованье, длинный – наказанье» (10-15 предложений)    (до 20 баллов)

Максимальное количество баллов – 70.5



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

9 класс

Ответы и критерии оценивания.

1 задание. Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот слово КОД, то получится слово ДОК, а другой – что получится слово ТОК. Кто  из учеников прав? На каком основании?

Ответ:

Правы оба ученика, но у каждого — своё основание для правоты. Ученик, утверждающий, что КОД наоборот читается как ДОК, исходит из состава букв. А ученик, утверждающий, что КОД наоборот читается как ТОК, исходил из состава звуков слова, в котором конечный согласный оглушается, в результате чего слово произносится как [кот].

Критерии оценивания:

За указание правоты обоих учеников — 2 балла. За убедительное и аргументированное объяснение — 1 балл. За указание на оглушение конечного согласного и транскрипцию 2 балла.

Итого: 5 баллов.

2 задание.

Поставьте ударение в выделенных словах: 

Вошедший виновато кашлянул, мама поднималась на лифте, рассказали всю правду и облегчили совесть, отключенное из-за аварии отопление, отчасти соседи правы, салон массажа, пригубить запотевшую кружку.

Ответ: кАшлянул, на лИфте, облегчИли, отключЁнное, отчАсти, массАжа, пригУбить.

Критерии оценивания: по 0,5 балла за каждый ответ. Максимум – 3,5 балла.

3 задание.

 Ответ и критерии оценивания:

И первый, и второй учащиеся правы лишь отчасти. Первый учащийся прав в отношении слов ценник, законник, сонник (3 балла). Ценник — это не что-либо ценное, а справочник цен  или        указатель цены,        производящая основа существительное цена (1 балл). Законник — это не что-либо законное, а учёный, знающий законы и толкующий их, производящая основа — существительное  закон (1 балл). Сонник — это не кто-либо сонный, а книга для толкования снов, производящая основа — существительное сон (1 балл). Второй учащийся прав  в отношении слов парусник и вечерник (2 балла). Парусник — это парусное  судно, производящая основа — прилагательное парусный (1 балл). Вечерник — это учащийся вечернего отделения, производящая основа — прилагательное  вечерний (1 балл).

Для слова парусник возможна и другая мотивация: судно под парусами или судно с парусами, так что здесь можно выделить и суффикс -ник-. Если учащийся обосновал своё решение — 1 балл.

Итого 10 баллов.

4 задание. Критерии и ответы:

В русском языке имеются существительные общего рода, которые могут обозначать и мужчин, и женщин. Есть ли такие слова среди существительных бухгалтер, староста, скрипач? Обоснуйте свой ответ.

1 балл за ответ: СТАРОСТА.

2 балла за объяснение: Существительные общего рода имеют окончание -А/-Я. У слова БУХГАЛТЕР нет этой флексии, а слово СКРИПАЧ имеет пару СКРИПАЧКА.

Максимум – 3 балла.

5 задание.

 Составьте два предложения, в одном из которых слово ОДНАКО будет вводным,   а в другом – союзом.    Аргументируйте  ваше  мнение о синтаксическом статусе слова ОДНАКО в каждом случае.

Ответ:

Учащийся, приведя примеры, должен будет указать на то, что союз ОДНАКО занимает в предложении строго определённое место (то же, что и союз НО), то есть в роли вводного слова ОДНАКО не может стоять на границе соединяемых элементов.

Критерии оценивания:

Правильно составленные предложения — 2 балла (по 1 за каждое предложение). Аргументация 4 балла (по 2 балла за аргумент по каждому предложению).

Итого: 6 баллов.

6 задание. Ответ и критерии оценивания:

Синтаксически неоднозначная словоформа ЛЮБИМОЙ может управляться как глаголом кинуть и, играя роль косвенного дополнения, стоять в дательном падеже (кинуть кому? любимой), так и существительным цветы (1 балл). Завися от слова цветы, эта словоформа стоит в родительном падеже, и в этом случае она играет роль несогласованного определения (цветы чьи? любимой) (3 балла). Неоднозначность толкования словоформы вызвана омонимией родительного и дательного падежа единственного числа женского рода у существительных подобного типа: это страдательное причастие в полной форме (4 балла).

Итого: 8 баллов.

7 задание. Ответ и критерии оценивания:

Вспомните фразеологические обороты, в состав которых входит слово КАК, например: ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА.

(По 0,5 балла за каждый фразеологизм.  Максимум – 4 балла)

8 задание.

На сегодняшний день в Новгороде обнаружено 953 берестяных письма (это при том, что там исследовано не более 2 % средневекового культурного слоя), а в городах Новгородской области — Старой Pycce и Торжке — 40 и 19 грамот соответственно [Истоки новгородской государственности].

  1. Скобки при присоединительной конструкции — 2 балла. Поставлены скобки, но нет объяснения — 1 балл.
  2. Запятая перед что сложноподчинённая конструкция 2 балла. Нет объяснения 1 балл.
  3. а в городах Новгородской области — Старой Pycce и Торжке — 40 и 19

грамот соответственно. Уточнения (пояснения) выделяются тире, когда акцентируются в большей степени согласно задаче речи. 2 балла. Нет объяснения 1 балл.

  1. а в городах Новгородской области, Старой Pycce и Торжке, — 40 и 19

грамот соответственно. Уточнения (пояснения) Старой Рycce и Торжке должны выделяться запятыми, тире ставится на месте слова обнаружено. — 2 балла. Нет объяснения — 1 балл.

  1. а в городах Новгородской области: Старой Pycce и Торжке — 40 и 19

грамот соответственно. Двоеточие после обобщающего слова, тире при продолжении предложения. 2 балла. Нет объяснения 1 балл.

  1. Запятая после скобок перед союзом «а» — 1 балл.

За ошибку в расстановке знаков препинания и (или) ошибку в объяснении снимается 1 балл (соответственно по 0,5 балла).

Итого: 11 баллов.

10 задание.

Напишите мини-сочинение о том, как вы понимаете пословицу:

« Острый язык – дарованье, длинный – наказанье»

Критерии оценивания:

За речевую, стилистическую грамотность и композиционную стройность – 0-5 баллов;

За орфографию – 0-5 баллов;

За пунктуацию – 0 -5 баллов;

За объём – 0-5 баллов.

Итого:  20 баллов

Максимальное количество баллов – 70.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7 класса

Олимпиадные задания в форме теста. Ответы прилагаются....

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7 класса

Олимпиадные задания в форме теста. Ответы прилагаются....

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса (школьный этап)

Олимпиадные задания по русскому языку: 9 класс, школьный этап: вопросы и ответы...

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап)

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап)...

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 10-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 10-11 классов...