курс «Секреты грамотности»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Смирнова Елена Евгеньевна

Данный элективный курс рассчитан на 17 часов и призван помочь обучающимся успешно подготовиться к  устному собеседованию по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el.kurs_9_klass.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя школа

«Рассмотрено»


Руководитель МО

_____________/_______________/

ФИО

Протокол № ___
от «__  » __________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________/_________________/

ФИО

«__»____________20___г.

Утверждена

Приказом директора школы

 № _____
от «__»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Секреты грамотности»

(Подготовка к устному собеседованию)

для 9 класса

         

Учитель: Смирнова Елена Евгеньевна

Квалификационная категория: высшая

                                           

                                         2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Секреты грамотности» (Подготовка к устному собеседованию по русскому языку) для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);

Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (В редакции приказов Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001 г. N 1022; от 25.06.2002 г. N 2398; от 21.01.2003 г. N 135; Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»);

Учебный план  и образовательная программа основного общего образования МБОУ Михейковская СШ на 2020-20121 учебный год.

Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно:

  • выразительно читать текст вслух,
  • пересказывать текст с привлечением дополнительной информации,
  • умение создавать монологические высказывания на разные темы,
  • принимать участие в диалоге.

Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются:

  1. Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
  2. Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
  3. Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
  4. Совершенствовать культуру устной речи.


Данный элективный курс рассчитан на 17 часов и призван помочь обучающимся успешно подготовиться к  устному собеседованию по русскому языку.

Содержание элективного курса «Секреты грамотности» (Подготовка к устному собеседованию по русскому языку)


1. Чтение текста вслух ( 4 часа)

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания ( 4 часа)

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.

Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.

3. Монологическое высказывание ( 5 часов)

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.

4. Диалог ( 2 часа)

Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.

5.Контроль знаний (2 часа)

Знать

Уметь

Владеть

Выразительное чтение текста

Правила пунктуационного оформления текста;

Орфоэпические нормы русского языка

Выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами

Орфоэпическими нормами русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических конструкций

Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Выразительно читать текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

Техникой чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста

Определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ цитирования при пересказе текста

Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово)

Монологическое высказывание

Типы речи, композицию текстов, соответствующих различным типам речи

Строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом речи

Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей: орфоэпическими, лексическими, синтаксическими нормами, нормами построения текста.

Диалог

Условия речевой ситуации, нормы современного русского литературного языка; этикетные формулы

Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей

Владеть культурой общения


                                                           ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование тем, разделов

Количество часов

4

Выразительное чтение текста

                              4

5

Пересказ текста с включением цитаты

4

6

Монологическое высказывание

5

7

Диалог

2

8

Контроль знаний

2

Всего

                             17


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата

План

Факт

1

Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий

1

Слушание. Анализ структуры итогового собеседования, критериев оценки

4.09

2

Основные правила выразительного чтения текста

1

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направлен.

11.09

3

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.

1

Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однород. чл. предл., обособл чл. пред., обращение, вводные слова,  и проч.)

18.09

4

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль.

1

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности.

25.09

5

Способы запоминания текста.

1

Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению; выделение ключевых слов и микротем

2.10

6

Способы цитирования текста

1

Тренировка в употреблении предложений, с использованием различных способов цитирования: прямой и косвенной речи, вводных слов.

9.10

7

Уместное, логичное включение цитаты в текст.

1

Работа с дидактическим материалом по включению цитаты в текст.

16.10

8

Пересказ текста с включением цитаты. Контроль.

1

Пересказ фрагментов текста с включением цитаты.

23.10

9

Культура ведения монолога. Тип речи повествование.

1

Подготовка и выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта.

20.11

10

Культура ведения монолога. Тип речи описание.

1

Создание монологического текста-описания по фотографии.

13.11

11

Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение.

1

Выступление - рассуждение на одну из тем с использованием цитирования фраз известных личностей.

27.11

12


Грамматические нормы.

1

Анализ деформированного текста. Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения. 

4.12

13

Речевые нормы. Орфоэпические нормы.

1

Воспроизведение содержания текста. Работа с орфоэпическими словарями.

11.12

14

Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.

1

Участие в диалоге. Орфоэпические пятиминутки на уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению коммуникативных задач.

12.12

15

Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

1

Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися (например, при работе над правилами)

18.12

16-17

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку

2

Участие в итоговом собеседовании

25.12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать систему и критерии оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

При подготовке к устному собеседованию учащиеся научатся:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

.- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения;

- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение;

-уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения.

Программа элективного курса по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1.Основной государственный экзамен. Итоговое собеседование Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения  итогового собеседования   авт.сост.: И.П. Цыбулько М.: ООО «Издательство «Национальное  образование»

2. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.

3. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. В том числе образцы контрольно-измерительных материалов для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку. – М., 2018. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

4.Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинта, 2002. – 197с.

5.Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан-Удэ, 1974. – 257с.

6.Соловьева Н. М. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение, 1983. – 111с.

7.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Секреты грамотного письма"

Правописание безударных гласных в корне слов – одна из центральных тем русской орфографии. Самое большое количество ошибок делается именно на эту орфограмму. Поэтому очень важно, чтобы ученики, изучая...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса

Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...

Отчёт по итогам проведения курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма»

Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма»для учащихся 9 класса.У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.Из своего опыта я могу выделить след...

Рабочая программа проектной деятельности "Секреты грамотности" в 6 классе.

Рабочая программа проектной деятельности "Секреты грамотности" в 6 классе рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), описывает виды проектов по русскому языку и содержит календарно-тематическо...

Рабочая программа курса по выбору «Секреты грамотного письма»

Курс по выбору «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с треб...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...