Интеллектуальный марафон 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Фильчакова Ольга Владимировна

Интеллектуальный марафон 6 класс русский язык

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальный филологический марафон для 6 классов Вопросы подготовила учитель русского языка и литературы Фильчакова Ольга Владимировна

Слайд 2

I ТУР

Слайд 3

А) й м о к а ч ю о Д в Б) к я л к о п Ш а В) и н к а М т о р с т о к Г) р а Ч б у е к а ш Д) с р к а н а я о К ч а ш п а 1.Узнай героя

Слайд 4

А) Все слова в русском языке имеют окончания Б) В слове может быть две приставки В) Каждое слово имеет корень Г) Суффиксы и приставки образуют новые слова 2. Укажите ошибочное утверждение

Слайд 5

А) удивительный, удивительные, удивительная Б) удивительный, удивляться, дивный В) живой, живительный, живность Г) музей, в музее, музейный 3.В какой строке записаны только формы слова

Слайд 6

А) барс, барсук, барствовать Б) вечный, вечерний, привечать В) дворняга, двор, дворовый Г) проводник, проводить, водный 4.В какой строке записаны только однокоренные слова

Слайд 7

А) Майором Б) Генерал-аншефом В) Лейтенантом 5. Кирила Петрович Троекуров был отставным

Слайд 8

А) Покровское Б) Кистенёвка В) Арбатово 6. Как называлось село, принадлежащее К.П.Троекурову?

Слайд 9

Всегда услышать норовят То, что другие говорят 7. По данному описанию, определите знак препинания:

Слайд 10

II ТУР

Слайд 11

Её слагают и рассказывают, она о ком-нибудь или о чем-нибудь ходит 1.О каком существительном идет речь?

Слайд 12

2. Как название буквы превратить в муху?

Слайд 13

Сорока, Стриж, Червяк, Тритон. 3. Найдите лишнее слово :

Слайд 14

Насос, пила, мышка 4 . Переставьте буквы так, чтобы получились названия растений.

Слайд 15

5. Назовите русское женское имя, которое не заканчивается, как все остальные ни на –а, ни на –я.

Слайд 16

А) Вот где башмак жмет Б) Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. 6. Замените иностранные поговорки на соответствующие им по смыслу русские:

Слайд 17

II I ТУР

Слайд 18

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». 1.Определите писателя по биографическим фактам.

Слайд 19

2.Определите писателя по биографическим фактам. Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Слайд 20

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа». 3.Определите писателя по биографическим фактам.

Слайд 21

4 . Как звали няню Пушкина?

Слайд 22

5. С кем стрелялся А.С. Пушкин

Слайд 23

6 . Кто сотворил первую книгу Древней Руси?

Слайд 24

7 . Кто был первым летописцем на Р уси?

Слайд 25

8 . Самая первая древнерусская книга?



Предварительный просмотр:

Бланки  для  подсчета баллов

Класс__________

п/п

ФИ  уч-ся

I тур

IIтур

IIIтур

Итого

Место

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

__________________________________________________________________

Бланки  для  подсчета баллов

Класс__________

п/п

ФИ  уч-ся

I тур

IIтур

IIIтур

Итого

Место

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.



Предварительный просмотр:

Фамилия ______________________ класс____

ТУР I

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР I

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР I

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР I

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР I

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР I

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР II

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР II

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР II

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР II

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР II

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР II

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР III

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР III

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР III

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР III

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР III

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Фамилия ______________________ класс____

ТУР III

вопроса

        Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.



Предварительный просмотр:

    1. Замените иностранные поговорки на соответствующие им по смыслу русские:

1. Выставлять перед глазами цветы (китайская).

Пускать пыль в глаза.

2. Биться, как рыба на кухонном столе. (вьетнамская)

Биться, как рыба об лёд.

3. На море много чёрного, но не все это тюлени (финская)

Не всё золото, что блестит.

4. Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская)

После драки кулаками не машут.

5. Нищий степь пересечет (финская)

Дорогу осилит идущий.

6. Нет человека без недостатков (турецкая)

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

7. Разлука - смерть любви (французская)

С глаз долой - из сердца вон.

8. Везде хлеб с коркой (литовская)

Нет розы без шипов.

9. В новом кувшине вода холодная. (персидская)

Новая метла по - новому метет.

10. Не вози уголь в Ньюкасл

В Тулу со своим самоваром не ездят.

11. Тот не заблудится, кто спрашивает

Язык до Киева доведет.

12. Убить камнем двух птиц.

 За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

2. Фразеологические загадки.

Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет, читаю второе высказывание. У вас три- четыре попытки. И так начнем.

1.

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

НОС

2.

Не цветы, а вянут.

Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.

Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные

УШИ

3.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

ВЕТЕР

4.

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.

Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.

Её "просит" рваная обувь.

Она в голове у путаников.

КАША

5.

Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

Её набирают в рот, когда молчат.

Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.

В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из неё сухими.

ВОДА

6.

Его проглатывают, упорно не желая говорить.

Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.

За него тянут или дергают, заставляя высказаться.

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

ЯЗЫК

  1. Когда мальчика называют женским именем? 
  2. Назовите слово, с двумя корнями, которые пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения. Водоотвод
  3. Кто написал стихотворение «Бородино»?.
  4. - Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
  5. - Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)
  6. - В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)
  7. - Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
  8. - Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
  9. - кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
  10. - Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
  11. - Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
  12. - Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
  13. - Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант» ? (Короленко)
  14. - Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)
  15. - Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
  16. - Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
  17. - Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
  18. - Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
  19. - Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
  20. - Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
  21. - Как правильно сказать: извините или извиняюсь?
  22. - Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)
  23. - Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  24. - Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
  25. - Кто был первым другом Пушкина?        (Пущин)




Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ  МАРАФОН   6 КЛАСС.

Вопросы

Ответы

I тур

1.

 «Узнай героя»

А) й м о к а ч ю о Д в

Б) к я л к о п Ш а

В) и н к а М т о р с т о к

Г) р аЧ б у е к а ш

Д) с р к а н а я оК ч а ш п а

А) Дюймовочка

Б)  Шапокляк

В)  Кот Матроскин

Г)  Чебурашка

Д)  Красная Шапочка

2.

Укажите ошибочное утверждение:

А) Все слова в русском языке имеют окончания.

Б) В слове может быть две приставки.

В) Каждое слово имеет корень.

Г)Суффиксы и приставки образуют новые слова.

А)

Все слова в русском языке имеют окончания.

3.

В какой строке записаны только формы слова?

А) удивительный, удивительные, удивительная

Б) удивительный, удивляться, дивный

В) живой,  живительный, живность

Г) музей, в музее, музейный

А)

 удивительный, удивительные, удивительная

4.

В какой строке записаны только однокоренные слова?

А) барс, барсук, барствовать                            

Б) вечный, вечерний, привечать                    

В) дворняга, двор, дворовый

Г) проводник, проводить, водный

В)

дворняга, двор, дворовый

5.

Кирила Петрович Троекуров был отставным

А) Майором

Б) Генерал-аншефом

В) Лейтенантом

Б)

Генерал-аншефом

6.

Как называлось  село, принадлежащее К.П.Троекурову?

А) Покровское

Б) Кистеневка

В) Арбатово

А)

Покровское

7.

По данному описанию, определите знак препинания:

Всегда услышать норовят
То, что другие говорят.

Кавычки

IIтур

1.

О каком существительном идет речь? Ее слагают и рассказывают, она о ком-нибудь или о чем-нибудь ходит (легенда)

Легенда

2.

Как название буквы превратить в муху?

Це-це

3.

Какое слово лишнее в ряду:

СОРОКА, СТРИЖ, ЧЕРВЯК, ТРИТОН.

Червяк

4.

Переставьте буквы так, чтобы получились названия растений.

Насос, пила, мышка.

Сосна, липа, камыш

5.

Назовите русское женское имя, которое не заканчивается, как все остальные ни на -а, ни на –я.

Любовь

6.

Замените иностранные поговорки на соответствующие им по смыслу русские:

А) Вот где башмак жмёт.

      Б) Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.

А) Вот где собака зарыта. Б)Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

IIIтур

1.

Определите писателя по биографическим фактам. Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

А.С.Пушкин

2.

Определите писателя по биографическим фактам.

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

М.Ю.Лермонтов

3.

Определите писателя по биографическим фактам.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

Л.Н.Толстой

4.

Как звали няню Пушкина?

Арина Родионовна

5.

С кем стрелялся А.С. Пушкин?

С Дантесом

6.

Кто сотворил первую книгу Древней Руси?

Нестор

7.

Кто был первым летописцем на Руси?      

Монах Никон

8.

Самая первая древняя русская книга?        

Повесть временных лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по русскому языку. 6 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс...

Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 5 класс

    Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по разным предметам. Eго цель-проверить знания, общую эрудицию и творческие сп...

Интеллектуальный марафон для учащихся 8-9 классов

Уважаемые коллеги! Я новичок на сайте.Предлагаю разработку внеклассного мереприятия" Интеллектуальный марафон", рассчитанный на  учащихся 8-9 классов....

Разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальный марафон", для учащихся 8-9 классов

Разработка интеллектуального марафона, который я подготовила для учащихся 8-9 классов, проводилась среди школ нашего района.Цель игры: ·        Неформальный срез зна...

Интеллектуальный марафон 2-4 класс

Данная работа предназначена для проведения Интеллектуального марафона в начальной школе.  Работу выполняет команда класса. В каждом задании класса дано по 5 заданий. Каждое правильно выполненное ...

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...