Мастер-класс "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Жуковский Александр Владимирович

Мастер -класс по теме "Фразеологизмы" был предназначен для выступления в рамках конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс "Фразеологизмы"25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Детективное агентство. Дело о фразеологизмах».

Цель: показать систему работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

-Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги! Сегодня я хочу провести с вами «Мастер-класс». Так что же это такое?

 Мастер-класс —  это современная интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

 Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Один мудрец сказал: «Трудно оставаться философом, общаясь со стеной». Этим я хочу сказать, что мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель — слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю — вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения. Я надеюсь, наша встреча пройдет интересно, творчески и плодотворно и для вас, и для меня.

- Вы как коллеги понимаете, что перед учителем всегда встает проблема: как не сесть в калошу перед учениками. Хочется урок сделать и интересным, и познавательным. Но я зарубил себе на носу – нельзя гоняться за двумя зайцами одновременно, ведь лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Я вижу, вы встали ни свет ни заря, примчались сюда сломя голову, надеюсь, будете слушать меня, держать ушки на макушке. Работать будете засучив рукава. Не будете бить баклуши, навострите уши.

Постановка проблемы.

- Послушайте небольшой текст.

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

-Что имела в виду мама Светланы?

-Почему девочка не поняла её?

-Как вы думаете, чему будет посвящено   сегодняшнее занятие? (Оно будет посвящено особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам).

- Что такое фразеологизм все, конечно, знают. Есть необходимость вспомнить? (Устойчивые сочетания слов, целостное по значению, его можно заменить одним словом или сочетанием слов)

- Зачем нужны фразеологизмы, есть ли необходимость в их изучении?  Давайте поразмышляем над этими вопросами (служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности).

Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах сейчас стоит особенно остро. Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания, да и сейчас ещё нет разработанных принципов отбора фразеологического материала, определенного списка фразеологизмов (как, например, список словарных слов, рекомендованных для усвоения школьниками). Это сказывается на том, что школьники слабо владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речи. Но ведь в материалах ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку есть задания, связанные с фразеологизмами!  Но ведь фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, они должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Всё вышесказанное подтверждает, что задача возрождения живого русского языка, обогащение его фразеологизмами, повышение культуры общения становится важной педагогической задачей, которую мы должны решать.

Постановка целей. Определение задач.

-И я сегодня приглашаю вас на мастер-класс, посвящённый фразеологизмам.

-Какие цели поставим для себя? (узнаем…., будем учиться…..)

1. вспомнить всё о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать свою речь.

2. расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать знания.

3. прививать любовь к русскому слову, развивать устную и письменную речь учащихся.

Ход мастер-класса.

- Так как тема моего самообразования «Игровая деятельность», я подобрал задания, которые могли бы помочь нам усвоить данный материал в игровой форме. Итак, давайте начнём.

- Позвольте представиться. Я директор детективного агентства «Следствие ведут», а вы – ценные сотрудники этого заведения. К нам сегодня обратился очень уважаемый клиент Фразеологический словарь. С ним случилась такая беда: один ученик вырвал из него страницы, украв некоторые из фразеологизмов. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию.

-Я предлагаю вам поработать в группе, в которой будут работать детективы, толкователи, расшифровщики, художники и писатели. Каждый из них получит своё задание.

-Как вы думаете, что будет делать каждый участник группы?

Итак, переходим ко первому заданию. Оно для художников. Ваша задача создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов, которые я вам дам. Проиллюстрируйте, данные фразеологизмы.

«вставлять палки в колеса»

«биться как рыба об лёд»

 «как снег на голову»

«вешать лапшу на уши»

 «делать из мухи слона»

«лететь стрелой»        

 «держать   в ежовых рукавицах»

«глаза разбежались»

Перед вами второе задание. Для толкователей. Вы должны восстановить картину преступления. Для расследования нам нужны сознательные граждане, которые дадут нам ценные сведения. Итак, уважаемые коллеги, ваша задача – расшифровать фразеологизмы (напечатаны на листочках):

  1. Спустя рукава (плохо, небрежно, с ленью)
  2. Положа руку на сердце (искренне, откровенно)
  3. Разинув рот (быть рассеянным, невнимательным; проявить крайнее изумление, удивление)
  4. Засучив рукава (усердно, энергично, со старанием)
  5. Затаив дыхание (сосредоточенно, напряжённо вслушиваясь или с большим интересом).
  6. С гулькин нос (мало, чуть-чуть).
  7. Куда глаза глядят (в любую сторону, без конкретной цели, в неопределённом направлении).
  8. Водой не разольёшь (очень дружные).
  9. Считать ворон (отвлекаться, быть невнимательным).
  10. Ломать голову (мучительно стараться решить какую-либо проблему, найти выход из положения).

Молодцы! Вы очень ценные свидетели. Посмотрите, сколько значений фразеологизмов мы с вами только что вернули нашему клиенту Фразеологическому Словарю.

Третье задание.  Ну что, я вижу, что вы готовы к творческому заданию. Вам, дорогие писатели, нужно составить текст на тему «Конкурс «Учитель года» -2020».

Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, держать ушки на макушке, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки, искра божья, с замиранием сердца, дело в шляпе, находить общий язык, держать руку на пульсе, где раки зимуют, места не находить, на седьмом небе от счастья.

ТЕКСТ.

Покоя нет уже полгода _______________________. Просыпаюсь __________

___________. Директор сулит ____________________________. Но денег на призы _______________________________. Поэтому я не жду _____________

________ и всегда держу ____________________. Для этого я______________  __________________________ беру ___________________________, иду в библиотеку и_______________________________. Здесь во мне пробуждается ____________________ и я ______________________________

жду нового этапа конкурса. И у меня уже  _______________________. Мы сумели __________________________  с конкурсантами. Во время конкурсов мы ______________________________, потому что надо всем показать _____________________________. Участники ночью себе ______________________________________ и ждут, когда всё закончится, чтобы оказаться _____________________________________.

Четвёртое задание. А для вас, уважаемые расшифровщики, у меня такое задание.

Один художник стал свидетелем этого происшествия и оставил нам картинки. Он был иностранцем, и не смог передать переносный смысл наших фразеологизмов. Давайте попробуем расшифровать то, что он пытался нам сказать.

Рубит сук, на котором сидит (вредит самому себе).

Вставлять палки в колёса (намеренно мешать кому-либо в достижении его целей).

Сесть в калошу (галошу) (оказаться в неловком, глупом положении; потерпеть неудачу).

Взять быка за рога (Начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле).

Белая ворона (человек, который чем-то отличается от других).

Водить за нос (обманывать, обещать, и не выполнить обещанного, вводить в заблуждение).

Держать в ежовых рукавицах (держать кого-либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем-либо).

Зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко, навсегда).

Крокодильи слёзы (фальшивое, неискреннее выражение эмоций, притворный плач).

Писать как курица лапой (писать неразборчиво, неряшливо, некрасиво).

Пристало как корове седло (совершенно не подходит). 

Наш клиент остался доволен, ему вернули очень много фразеологизмов.

Пятое задание.

Это будет задание для детективов. Тут нам нужны будут улики. Первую улику нам подбросили – это полено.  Посмотрите, какое оно? (гладкое, без сучков) какой фразеологизм приходит нам на ум? (без сучка, без задоринки). Задоринка – это шероховатость на гладкой поверхности. И это первый фразеологизм, который мы возвращаем словарю.

Преступник, убегая, пытался замести следы. Он поставил нам задачу. Нам нужно её разрешить и получить вторую улику. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко). Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов). Молодцы. Вот и второй фразеологизм, возвращаем его хозяину.

Вот мы вернули еще два фразеологизма. А наши агенты принесли ещё одну улику. Это бумага. Какие фразеологизмы возникают в голове при слове бумага?  Что они означают? (Бумага все стерпит – в написанном тексте может быть клевета, ложь; бумага не краснеет – написать можно всё, что угодно).

Нам в агентство по почте пришла посылка с последней уликой – мышеловкой. Какой фразеологизм мы вспоминаем со словом мышеловка? (Бесплатный сыр бывает только в мышеловке). Что он обозначает? (Всё бесплатное имеет какой-нибудь скрытый подвох). Мы с вами вернули нашему клиенту ещё один фразеологизм.

Уважаемые коллеги, спасибо за работу. Клиент остался доволен!

Рефлексия.

На этапе рефлексии мне бы хотелось использовать приём «Синквейн». Составлять cинквейн очень интересно. И к тому же, работа над его созданием  развивает образное мышление, воображение.

 Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, характеризующая предмет.

5 строка – одно существительное (ассоциация с первым словом).

Пример синвейна на тему «Русский язык»:

Русский язык

Великий, могучий

Повествует, описывает, развивается

Единственный государственный язык России

Славянский язык

Пример синквейна на тему «Учитель года»

Учитель года

Интересный, креативный

Выявляет, поддерживает, продвигает

Показывает профессиональное мастерство учителей

Конкурс

Вам необходимо будет составить синквейн на тему «Фразеологизмы».

Пример синквейна на тему «Фразеологизмы»:

Фразеологизмы

Яркие, точные.

Украшают, дополняют, уточняют.

Смысл спрятан между строк.

Образ.

- Уважаемые коллеги, друзья! Вы сегодня хорошо поработали. Мы не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из терпения, взяли себя в руки, засучили рукава и завершили работу! Обогащайте свою речь фразеологизмами.

Уважаемые конкурсанты, я желаю, чтоб вам любой конкурс давался без сучка, без задоринки, а жюри желаю всегда быть на седьмом небе от счастья!

Если останется время, можно дать следующие задания:

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди                                                                      1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                                                                     2) в двух шагах

3) как снег на голову                                                                   3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                                                                      4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                                                                            5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут                                                                       6) ни то ни сё

7) с пустыми руками                                                                   7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице                                                                 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления                                                   9) как мел  

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать                                                                            1) мастер на все руки

2) на вес золота                                                                            2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу                                                                   3) у черта на куличках

4) песок сыплется                                                                        4) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке                                                            5) грош цена

6) мастер кислых щей                                                                 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава                                                                         7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско                                                                    8) потерпеть фиаско

9) душа в душу                                                                             9) одержать победу

10)засучить рукава                                                                      10) на всех парах

Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).

 Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм (в шкатулках образных выражений)

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….