фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Маскыр-оол Акырмаа Байлаковна

Фразеологизмы 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frazeologizm.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: пятый

Тема: «Фразеологизмы»

Цель урока: познакомить с понятием фразеологизмы; актуализировать происхождение фразеологизмов; начать формировать представление о фразеологизмах как об устойчивом выражении, умение находить синонимы фразеологических оборотов.

Тип урока: изучение нового

Основной метод: частично-поисковый

Этапы

Ход урока

Орг. Момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Хорошо выспались?

Изучение нового

Предъявление и восприятие (6 мин)

Разъяснение и осознание (9 мин)

Открываем тетради, записываем число, оставляем строку для темы.

Итак, сейчас мы поиграем в игру «Найди слово». Нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь. Я вам диктую ЛЗ, а вы отгадываете и записываете в тетрадь. Если вы не знаете ответа, то ставите знак вопроса (?).

1. Произведение киноискусства; кинокартина (фильм).

2. Тот, кто занимается ловлей рыбы (рыбак).

3. Профессиональный исполнитель ролей в театральных спектаклях, фильмах и т.п. (актер).

4. Самое холодное время года, наступающее вслед за осенью и сменяющееся весной (зима).

5. То же, что и пища (еда).

6. Отверстие в стене здания или стенке какого-л. транспортного средства, предназначенное для света и воздуха (окно).

7. Самое теплое время года, наступающее вслед за весною и сменяющееся осенью (лето).

8. Домашнее животное семейства лошадиных с длинными ушами (осёл).

9. Звуки, издаваемые человеком при пении; способность к пению (голос).

10. Название шестого месяца календарного года (июнь).

11. Африканское млекопитающее рода лошадей, имеющее полосатую окраску (зебра).

12. Знак вычитания, обозначаемый горизонтальной чертой (минус).

Ребята, в каких словах возникли затруднения? Какие ЛЗ мне продиктовать еще раз?

Кто желает выйти к доске и записать все слова, которые у него получились? Все согласны?

Теперь подчеркните первые буквы, получившихся слов. Составьте из этих букв слово. Какое слово получилось? (Фразеологизм). Правильно. Все молодцы.  

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с фразеологизмами, научимся объяснять значения фразеологизмов, находить различия фразеологизмов от словосочетаний.

Записываем тему урока «Фразеологизмы».

Ребята, кто знает, что такое фразеологизм? (Фразеологизмы – это устойчивые выражения (повседневно используемые именно в таком виде), одна из особенностей которых состоит в том, что их практически невозможно перевести на другие языки).

Итак, я вам продиктую определение фразеологизма, а вы запишите в тетрадь:

«Фразеологизм – это устойчивые, неделимые по структуре сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову». Например: душа в пятки уходит, душа в душу, средь бела дня.

Какие фразеологизмы вы сами знаете? (ученики приводят примеры фразеологизмов). Молодцы, спасибо.

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега — много хлеба); другие появились в связи с историческими событиями (пусто, словно Мамай прошел), третьи вышли из песен, загадок, сказок.

А раздел языкознания, который изучает фразеологизмы, называется фразеологией.

  Как вы думаете, есть ли отличие фразеологизмов от словосочетаний? Если есть, то в чем оно? Например: унести ноги – унести сумку. (Различия в том, что обычные сочетания слов можно мы можем изменять по структуре, а фразеологизмы – не можем; фразеологизмы мы можем заменить единым словом-синонимом, а свободные словосочетания – нет).

Сейчас я вам раздам памятки, которые помогут вам различить фразеологизмы от свободных сочетаний слов. Они вам помогут в дальнейшем, когда будем делать упражнения.

Свободное словосочетание

Фразеологический оборот

1. можно заменить любое слово в словосочетании другим словом

1. замена слов невозможна

2. слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

2. по смыслу каждое зависит от другого

3. создаются в речи, не требуют запоминания

3. не создаются в речи, требуют запоминания

Закрепление

1 стадия. нахождение и анализ изученного языкового явления в тексте без деформации (5 мин)

2 стадия. Анализ изученного языкового явления в тексте с одной изученной деформацией. 10 минут

Задание 1. Я вам раздам листочки с заданием. Кто прочитает предложение?

 

(выполняется устно) Какие из сочетаний слов являются устойчивыми, неделимыми оборотами речи, а какие по смыслу делятся на отдельные слова? Объясните, почему.

1. «А теперь, не разгибая спины, поднимите руки вверх», - говорил тренер.

Ребята трудились не разгибая спины до самого вечера.

2. Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.

Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно.

3. Таня не стала тянуть кота за хвост и решительно отправила подруге письмо по электронной почте.

Маленький Миша обрадовался и легко потянул кота за лапу в знак приветствия.

4. Я заварила кашу, мне и расхлебывать.

«Может, мне заварить чай?» - спросил хозяин дома.

(Вызывать по желанию) В каком предложении мы видим обычное словосочетание, а в каком — устойчивое выражение? Почему?

Задание 2. Данное задание мы выполняем устно. Вам нужно заменить фразеологизмы синонимом:

 

1) делать из мухи слона (преувеличивать)

2) рукой подать (близко)

3) мозолить глаза (надоедать, досаждать, раздражать)

4) как две капли воды (очень похож)

5) бить баклуши (бездельничать)

6) набрать в рот воды (упорное нежелание говорить)

7) когда рак на горе свистнет (никогда)

8) зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко)

9) хоть пруд пруди (очень много)

10) кожа да кости (очень худой)

Учащиеся заменяют фразеологические сочетания синонимами. Каждый ученик зачитывает одно выражение. Либо по цепочке, либо по желанию (если они будут).

Задание 3 (письменно, самостоятельно, с последующей проверкой): подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимичные фразеологизмы из другого столбика, записать парой.

1) хоть пруд пруди

2) с пустыми руками

3) как снег на голову

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство

8) куда ноги несут

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4) ни рыба, ни мясо

5) как гром среди ясного неба

6) несолоно хлебавши

7) доводить до белого каления

8) кто во что горазд

Ответ:

1-3, 2-6, 3-5, 4-8, 5-2, 6-4, 7-7, 8-1.

Задание 4. Это задание мы будем выполнять устно. Вам нужно будет продолжить фразеологический оборот.

Без задних … (лап); брать себя в … (руки); бросать слова на …(ветер); взять голыми … (руками); водить за … (нос); кривить … (душой); вывести на чистую … (воду);  держать язык за …; держать камень за … (пазухой); за тридевять … (земель); ; заговаривать … (зубы); гроша медного не … (стоит); днём согнём не … (сыщешь); палец о палец не … (ударил).

Итоги (2 мин)

Ребята, что мы изучили на сегодняшнем уроке?

Какие затруднения у вас возникли? Что было полезным?

Домашняя работа (1 мин.)

Дома попрошу вас найти историю наиболее понравившегося фразеологизма и объяснить значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...