Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Чернышова Виктория Павловна

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rmo_26.11.21.zip1.2 МБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ

В 2018 году в порядке эксперимента ввели  новая форма мониторинга знаний по русскому языку – собеседование в устной форме. Эксперимент предполагает оценку «зачёт» / «незачёт», которая не влияет на допуск к ОГЭ.

Устная часть ОГЭ по русскому языку направлена на выявление коммуникативных навыков школьников. Она проверит способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, пересказывать прочитанное, с привлечением дополнительной информации, умение вести монолог и диалог. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Коммуникативные навыки важны для познавательной деятельности, культурного роста, будущей профессиональной деятельности и самовыражения, взаимодействия с окружающими людьми, миром.

Цель моей статьи: поделиться системой заданий для создания условий для формирования коммуникативной и языковой компетенции учащихся посредством работы с упражнениями для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
  2. Выявить наиболее оптимальные способы формирования коммуникативной и языковой компетенции. 3. Разработать, подобрать эффективные задания для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь предполагает наличие собеседника, поэтому она  зависит от ее восприятия. Реакция слушателей, их реплики – все это влияет на характер речи и может изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий создает свою речь, одновременно работая над содержанием и формой текста, предложения и слова.

Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменную речь мы читаем и записываем. Пишущий может совершенствовать, изменять и исправлять написанный текст.

Устная речь

Для допуска к ОГЭ достаточно получить «зачёт». Само испытание длится всего 15 минут. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

  • Устное собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет»
  • Количество баллов:
  • Чтение  - 2 б, пересказ  - 4 б + речь и выполнение заданий 4 = макс.10б
  • Монолог – 3б, диалог  - 2б + речь и выполнение заданий 4 = макс.9 б
  • Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов.
  • Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения обычно содержит информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).

Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.

Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

РАЗБОР ЗАДАНИЙ

Задание 1 «Чтение текста вслух» предполагает работу с интонацией и темпом речи. Для этого необходимо прежде всего понимать текст.

Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, «приближение к себе». Вся подготовительная работа от первого прочтения «про себя» до чтения вслух сводится к тому, что чтец стремится текст автора сделать своим, встать на место автора. Выразительное чтение во многом зависит от заинтересованности читающего информацией текста. Если содержание вызывает интерес, то все требования к выразительному чтению, как правило, соблюдаются.

При тренировке чтения текстов учащиеся отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных.

Готовясь к чтению, работаем над содержанием:

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.

Способ сфокусировать внимание — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация.

Готовясь с учениками к 1 части зачётной работы, говорим о неотъемлемых частях выразительного чтения:

  • логических ударениях;
  • темпе;
  • дикции;
  • дыхании;
  • ритме;
  • паузах;
  • эмоционально-образной выразительности (сопереживании).

Задание №2 Готовясь ко 2 заданию устной части «Пересказ текста с включением приведённого высказывания», вспоминаем план работы над подробным изложением и записываем его в тетради (можно раздать готовый план после обсуждения).

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ПЕРЕСКАЗУ  (ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ)

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
  7. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
  8. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
  9. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Монологическая речь – вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

В 3 задании учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описанием, повествованием или рассуждением), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Вспоминаем вначале, каковы основные признаки текста (законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между предложениями), затем обсуждаем  назначение типов текстов.

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д. Языковые средства: при описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.

Задача при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом? Языковые средства – обилие глаголов и деепричастий.

При рассуждении задача автора — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?

Повторяем особенности построения текстов различных типов речи. Обсуждаем возможный план ответа при описании картины или фотографии и записываем его:

  1. Что изображено на переднем и заднем плане.         
  2. Кто изображен? Что делают герои? Что для них важно в этот момент?
  3. Какие особенности пейзажа, времени года можно отметить?
  4. Какие цвета, оттенки использованы? Почему?
  5. Каково настроение?
  6. Какие впечатления у вас вызвала фотография, картина?

При обсуждении текста повествования вспоминаем элементы композиции и  составляем такой план:

  1. Экспозиция.
  2. Завязка.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация.
  5. Развязка.
  6. Эпилог. (В тексте небольшого объёма его может не быть.)

Если выбирается текст рассуждение, то план ответа может быть такой:

  1. Тезис (основная мыль, которая может быть спорной).
  2. Доказательства в защиту изложенной мысли.
  3. Аргументы из литературных источников, жизненного опыта.
  4. Вывод по теме.

Памятка к речевому оформлению монологического высказывания:

  1. Определи основную мысль высказывания.
  2. Продумай план ответа.
  3. Определи ключевые слова-помощники.
  4. Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
  5. Используй разнообразные синтаксические конструкции.
  6. Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.
  7. Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.

В учебниках русского языка даны упражнения, которые предлагают описать репродукцию картины на цветной вклейке. Работаем с ними по вопросам упражнений, когда готовимся к заданию 3 теме 1.

Для того чтобы диалог состоялся, составляем памятку для участников диалога.

  1. Выделите ключевые слова в вопросе. Определите тему беседы.
  2. Сохраняйте тему диалога.
  3. Дайте исчерпывающий ответ на заданный вопрос.
  4. Следите за речевым оформлением ответов.

Для подготовки к заданию 4 предлагаю вопросы для беседы вначале с учителем, после чего обсуждаем ответы.

Возможные вопросы к теме 1:

  1. Какие пейзажи Вам больше всего нравятся в Пензенском крае?
  2. Чем больше всего Вы любите заниматься на природе?
  3. Как Вы считаете, зачем люди выезжают на природу? 

Вопросы к теме 2:

  1. Нужно ли отдыхать от основного вида деятельности? Почему?
  2. Где и как Вы любите отдыхать?
  3. С кем Вы чаще всего отдыхаете и почему?

Вопросы к теме 3:

  1. Можно ли стать друзьями, общаясь в Интернете?
  2. Можно ли до конца узнать человека, общаясь в Интернете?
  3. Какие качества характера Вы больше всего цените в дружбе?

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

 29 ноября 2019 года было проведено пробное устное собеседование по русскому языку, в котором приняли участие 62 учащихся 9-х классов из 67 (94%) 5 учеников отсутствовали по болезни. В результате  45  участников получили «зачет» (73%), 17 – «незачет»(27%).

Результаты 9 А класса

Из 28 учащихся сдавали 26, двое отсутствовали по болезни.

24 обучающихся получили «зачет», 2- «незачет» (Смоилов Н., Абайханова А.)

Максимум (19-18 баллов) получили   5 учащихся (Ешерова А., Рева А., Юдина Ж., Темиркулова Л., Зильбухарова М.)

Минимум получили  6 учащихся (Дагужиев А., Аджиев Э., Крячко С., Эсеккуев И., Дмитрюков Д., Харатоков А.)

Критерий

Справились

Не справились

Задание 1. Чтение вслух

ИЧ Интонация соответствует // не соответствует пунктуационному оформлению текста

96%

4%

ТЧ Темп чтения соответствует // не соответствует коммуникативной задаче

92%

8%

Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания

П1 Все основные микротемы исходного текста сохранены // упущена или добавлена микротема (1 или более)

80%

20%

П2 Фактических ошибок нет // допущены фактические ошибки (1 или более)

73%

27%

П3 Высказывание включено в текст уместно, логично // не включено или приведено неуместно и нелогично

69%

31%

П4. Ошибок при цитировании нет //есть ошибки при цитировании (1 или более)

92%

8%

Грамотность речи (задания 1 и 2)

Г Грамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 или более)

50%

50%

О  Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) // допущены 2 или более орфоэпические ошибки

65%

35%

Р Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок

92%

8%

Иск Искажения слов нет // допущены искажения слов (1 или более)

11%

89%

Задание 3. Монолог

М1 Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более)

57%

43%

М2 Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена

84%

16%

М3 Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения // высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более)

61%

39%

Задание 4. Диалог

Д1  Даны ответы на все вопросы // ответы не даны или даны односложные ответы

96%

4%

Д2 Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена

69%

31%

Грамотность речи (задания 3 и 4)

Г Грамматических ошибок нет // допущены (1 или более)

38%

62%

О Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // допущены 3 или более орфоэпических ошибок

76%

24%

Р Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок

88%

12%

РО Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции

19%

81%

По результатом таблицы можно сделать вывод, что наименьшее количество баллов обучающиеся набрали по критериям ИСК (11%) и РО (19), т. е. учащиеся  допустили искажение слов. Речь учащихся не отличается богатством  и точностью словаря, используются однотипные  синтаксические конструкции.

Хорошо справились с заданиями 1 (чтение текста), заданием 4 (диалог)

Как видим, устная часть по плану должна стать своеобразным организационно-методическим фильтром выпускников 9-ых классов. 

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...

РЕЧЬ ЭКЗАМЕНАТОРА-СОБЕСЕДНИКА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9-ом КЛАССЕ

  Алгоритм речевого поведения экзаменатора-собеседника во время итогового собеседования (носит характер рекомендательной инструкции)...

Приказ МБОУ "СОКШ №4" № 711 от 28.12.2021 г. "Об организационно-технических мероприятиях по обеспечению проведения итогового собеседования по русскому языку учащихся 9-х классов в 2022 году"

Приказ № 711 от 28.12.2021г. "Об организационно-технических мероприятиях по обеспечению проведения итогового собеседования по русскому языку учащихся 9-х классов в 2022 году" (МБОУ "СОК...

ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

—Устная речь – форма речи, состоящая из— умения понимать звучащую речь (аудирование) ;—умение производить речь в звуковой форме (говорение)...