ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Стилистика.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Сендирева Валентина Николаевна

Материал включает в себя таблицу по стилям речи и подборку текстов для практической работы с ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_rechi._tablitsa._praktika.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ -2022. СТИЛИ РЕЧИ

СТИЛЬ

ЗАДАЧА СТИЛЯ

СРЕДСТВА НА УРОВНЕ ЛЕКСИКИ

СРЕДСТВА НА УРОВНЕ МОРФОЛОГИИ

СРЕДСТВА НА УРОВНЕ СИНТАКСИСА

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ И ЖАНРЫ

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

1. Насыщенность терминами данной науки;

2.Использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительных со значением действия: переработка, приземление, использование;

3.Употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);

4.Частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому.

1.Редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;

2.Специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...Представляет-

ся необходимым...),

3.Использование причастий и деепричастий и оборотов с ними.

1.Употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;

2.Неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

3.Частые цитаты, ссылки;

4.Использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Основные типы речи – рассуждение, описание.

Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.

Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке

Сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.

1.Употребление полных наименований, точных дат;

2.Книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);

3.Использование слов в прямых значениях;

4.Отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;

5.Частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование);

6.Наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);

7.Ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы.

Отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица.

1.Осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;

2.Четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.

Основные жанры: монологические – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание, совещание, переговоры, интервью.

Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

1.Широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

2.Использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

3.Использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

4.Акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

5.Частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках).

1.Активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола.

1.Неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

2.Употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

3.Использование обращений;

4.Частые лексические и синтаксические повторы.

Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

1.Фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос.

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма)

Общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста

1.Использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

2.Преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

3.Экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

4.Частое использование фразеологизмов.

1.Наиболее частое употребление личных местоимений;

2.Преобладание употребления глаголов над существительными;

3.Редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

4.Употребление частиц, междометий.

1.Употребление односоставных и неполных предложений;

2.Отсутствие сложных предложений;

3.Частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

4.Употребление обращений.

ПРАКТИКА. Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты.
 В какой сфере общения используется каждый из них? Каковы языковые особенности текстов?

1)  Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом.

2) Присутствовали: Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Сталин, Иоффе, Сокольников, Муранов, Милютин.

1) Доклад о Северном фронте.
Тов. Свердлов сообщает о положении дел на Северном фронте.

2) Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов.
Тов. Дзержинский о полной дезорганизации в Исполнительном комитете, предлагает обязать всех членов Исполнительного комитета – большевиков непременно работать в Исполнительном комитете или выйти оттуда.
Постановлено: ввести в Исполнительный комитет для работы тт. Володарского, Юренева, Милютина, Скалова, Пахомова, Зорина, Дзержинского, Сталина, Лашевича, Иоффе.

3) Издание брошюры т. Ленина.
Тов. Дзержинский сообщает о том, что в типографию сдано письмо Ленина для издания брошюрой.
Решено отдельной брошюры не издавать.

3)  Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остаётся добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.

Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.

4)  Ну чего же тебе рассказать-то. В деревню люблю ездить. Отдыхаешь душой и телом. То в огороде покопаешься. То сорняки повыдёргиваешь. А когда молодой-то был, на велосипеде катал сестру свою. Вот. А ещё мы вечером любили в бадминтон играть. Ага. Я ей в руки стараюсь, а она то влево, то вправо пуляет. Я и бегаю туда-сюда за этим, за ракеткой маленькой, волан. А ты играла когда-нибудь в бадминтон?

5)  В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою...

6) Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Урок русского языка «Что изучает стилистика. Понятие о стиле и речевой ситуации"

Определение речевой ситуации трёх текстов.Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией.Стилистика – наука о стилях речи....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Статья по русскому языку на тему "Стилистика речи"

Все большее количество людей в мире становится многоязычным. Это является нормой: знание нескольких языков облегчает общение как в политической, экономической сферах, так и в бытовой. Однако человек, ...

Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...