Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс 2019-2020 учебный год
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Линькова Вита Викторовна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район  п.Тарасовский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1

Рекомендовано к утверждению на заседании

педагогического совета МБОУ ТСОШ №1

Протокол №1 от 28.08.2019 г.

Председатель педагогического совета

____________А.С. Малов

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ТСОШ №1

______________А.С. Малов

Приказ № 235 от  28.08.2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому родному языку

9 г   класс

Уровень общего образования: основное общее

Количество часов: 18

Учитель: Линькова В.В.

2019-2020   учебный год

 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «Оязыках

народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации».
  2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в РоссийскойФедерации"».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1576).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот

17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ТСОШ№ 1

- учебный план МБОУ ТСОШ №1 на 2019-2020 учебный год;

- авторская программа О. М. Александровой, О. В. Загоровской, Ю. Н. Гостевой и др.; под ред. О. М. Александровой;

 - учебник (апробируется как учебное пособие)  Русский родной язык: 9 класс: [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. О. М. Александровой.] — М.: «Просвещение»,2018.

В соответствии с учебным планом МБОУ ТСОШ №1 на 2019-2020 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в  9 г классе отведено 18  часов (0,5 часов в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе

Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии

«Язык и культура»научится:

  • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
  • понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
  • приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • понимать и истолковывать значения русских слов с национально- культурным компонентом, правильно употреблять их в речи, выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
  • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
  • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
  • характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
  • понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
  • характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
  • комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
  • понимать особенности освоения иноязычной лексики;
  • определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
  • распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
  • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»научится:

  • осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
  • употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
  • понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
  • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
  • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
  • различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
  • анализировать и различать типичные речевые ошибки;
  • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
  • объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
  • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

                   анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного         языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам   современного литературного языка;

  • редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
  • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
  • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
  • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
  • понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
  • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;

«Речь. Речевая деятельность. Текст»научится:

  • использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
  • анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
  • анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
  • строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

 Содержание учебного предмета «Русский родной язык».      

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет- дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях деловогообщения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой        стиль.        Деловое        письмо,        его        структурные элементы и языковыеособенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Раздел № 4.  Календарно-тематическое планирование.

урока

Тема

Основноесодержание

Параграф

Кол-во

часов

Дата

Дата

Язык и культура

7

План

Факт

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка.

Понятие о русской языковой картине мира. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 1-2

16.01

2

Крылатые слова и выражения в русском языке

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Орфографический и пунктуационный практикум

§ 3

23.01

3

Развитие русского языка как закономерный процесс

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, Орфографический        и пунктуационный

практикум

§ 4-5

30.01

4

Новые иноязычные заимствования        в современном русском языке

Активизация        процесса заимствования иноязычныхслов.

Орфографический        и пунктуационный практикум

§ 6

6.02

5

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов. Орфографический        и        пунктуационный практикум

§ 7

13.02

6

Переосмысление значений слов в современном русском языке

Общее        представление        о процессах переосмысления    имеющихся    в    языке слов; отражение  в  толковых  словарях  изменений в лексическом значении слова. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 8

20.02

7

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке

Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов. Орфографический и пунктуационный практикум.

Ключевые слова раздела. Обобщение материала

§ 9

27.02

 Культураречи

4

8

Орфоэпические нормы

Современного русского литературного языка

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях

§ 10

5.03

Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

Орфографический и пунктуационный практикум

9

Лексические нормы

Современного русского литературного языка

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичныео шибки‚ связанные с нарушением

лексической сочетаемости

§ 11

12.03

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Орфографический и пунктуационный практикум

10

Грамматические нормы современного русского литературного языка

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Управление: управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки.

Типичныеграмматическиеошибки.

§ 12

19.03

Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и количественными числительными (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний  по  типу  управления  (отзыво

книге — рецензия на книгу,  обидеться  на  слово —      обижен      словами).     Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания        (приехать из Москвы— приехать с Урала). Типичные грамматические ошибки Нормы        употребления        причастных идеепричастных оборотов‚         предложений с косвенной речью.

11

Речевой этикет в деловом общении

Этические нормы, правила этикета интернет- дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Орфографический и пунктуационный практикум

§ 13

2.04

 Речь. Текст

7

12

Русский язык в Интернете

Русский        язык        в        Интернете.        Правила информационнойбезопасностиприобщениив

социальных сетях. Контактное и дистантное общение

§14- 15

9.04

Этикет интернет-переписки.

Орфографический        и пунктуационный практикум

13

Виды преобразования текстов

Текст как единица языка и речи.

Виды преобразования текстов: аннотация. Орфографический и пунктуационный практикум.

Виды преобразования текстов: конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации

§ 16

16.04

14

Разговорная речь. Анекдот, шутка

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Орфографический        и пунктуационный практикум

§ 17

23.04

15

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Орфографический и пунктуационный практикум

§ 18

30.04

16

Научно-учебный подстиль. Доклад,сообщение

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Орфографический        и пунктуационный практикум

§ 19

7.05

17

Публицистический стиль. Проблемный очерк

Публицистический стиль. Проблемный очерк. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 20

14.05

18

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

Язык        художественной литературы. Диалогичность        в художественном произведении. Текст иинтертекст

§ 21

21.05

Афоризмы. Прецедентные тексты. Орфографический        и пунктуационный практикум.

Ключевые слова раздела. Обобщение материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 8 класс 2019 – 2020 учебный год

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по математике для 5 класса (2019-2020 учебный год)

Рабочая программа по математике для 5 класса (2019-2020 учебный год)...

Рабочая программа по математике для 6 класса (2019-2020 учебный год)

Рабочая программа по математике для 6 класса (2019-2020 учебный год)...

Рабочая программа по алгебре для 9 класса (2019-2020 учебный год)

Рабочая программа по алгебре для 9 класса (2019-2020 учебный год)...

Рабочая программа по геометрии для 9 класса (2019-2020 учебный год)

Рабочая программа по геометрии для 9 класса (2019-2020 учебный год)...