Рабочая программа по родной литературе для учащихся 6 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рупышева Наталья Николаевна

Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_6_klass.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

№ ________ от «____» __________ 20____г.

Утверждаю

                           Директор школы

           ___________/А.А. Еграшина/                  

                    Приказ №______от

                    «______» ________20_____ г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе

для учащихся 6 класса

Срок реализации программы

(на 2021/2022 учебный год)

Уровень базовый

Составитель: учитель русского языка

высшей категории,

Рупышева Наталья Николаевна.

с. Старый Онохой

2021г.

Нормативно-правовые документы,

на основании которых составлена программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 13.07.2021)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  • Примерная  основная образовательная  программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
  • Учебный план МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» на 2021-2022 учебный год.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
  • «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 6 класса МБОУ «Старо- Онохойская ООШ». Программа рассчитана на 17,5  часов в год. Программа предусматривает работу с текстом: выразительное чтение, пересказ, устное монологическое высказывание, сочинения, анализ произведения.  При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1- 5  классах при изучении литературы

Цель: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты с учетом рабочей программы воспитания:

  • Основные направления воспитательной деятельности:

1. Гражданское воспитание – формирование активной гражданской позиции,      гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

2. Патриотическое  воспитание – ценностное  отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях в области литературы, заинтересованность  в научных знаниях об устройстве мира и общества;

3. Духовно-нравственное  воспитание  - представление  о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов;  стремление  к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

4. Физическое   воспитание -    формирования    культуры    здоровья    и эмоционального благополучия, осознание  ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

5. Трудовое  воспитание -  коммуникативная  компетентность  в общественно полезной, учебной,  исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес  к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

6. Экологическое  воспитание - экологически целесообразное  отношение  к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознание  ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способность  применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике

7.Ценность  научного познания – мировоззренческое  представление  соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представление  об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей;  познавательные  мотивы, направленные  на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная  и        информационная  культура,        в том        числе        навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес   к обучению и познанию, любознательность,  готовность        и способность  к самообразованию,        исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;
  • установлению целевых приоритетов;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Учебно-тематический план с учетом воспитательной программы:

Раздел

Воспитательные задачи        

Кол-во часов

1

Введение.

  1. Формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы.

1

2

Русский фольклор

  1. Понимание прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

2

3

Древнерусская литература

  1. Понимание сочетания исторических событий и вымысла, осознание народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

2

4

Литература 18 века

  1. Определение морали басен.

1

5

Литература 19 века        

  1. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, оценивать поведение человека в различных жизненных ситуациях картину жизни на уровне не только эмоционального, но и интеллектуального осмысления.

3

6

Литература 20 века.

  1. Воспитание нравственных понятий честности, доброты, долга.

5

7

Современная литература

  1. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции).

3,5

Итого:

17,5

Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»:

Введение. Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении.

Русский фольклор. Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Древнерусская литература. «Житие Александра Невского».

Литература 18 века. Г.Р.Державин «Лебедь». Размышления о судьбе поэта.

Литература 19 века. Д.В.Давыдов «Партизан». Ф.Н.Глинка «Москва». Е.А.Баратынский «Родина».

Литература 20 века. К.Г, Паустовский «Бакенщик». В.К.Железников «Чудак из 6 Д». В.П.Астафьев «Деревья растут для всех». А.Г.Алексин «Домашнее сочинение».

Современная литература. Л.Улицкая «Счастливый случай», «Бумажная победа». Б.Минаев «Детство Левы».

Календарно – тематическое планирование:

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Календар

ные сроки

Фактичес

кие сроки

Введение.

1

1

Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении.

1

Русский фольклор.

2

2-3

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств.

2

Древнерусская литература.

2

4

«Житие Александра Невского». Первое русское житие князя-воина.

1

5

Сочинение. Нравственные проблемы в литературе.

1

Литература 18 века.

1

6

Г.Р.Державин «Лебедь». Размышления о судьбе поэта.

1

Литература 19 века.

3

7

Д.В.Давыдов «Партизан». Отечественная война 1812 года глазами ее участника.

1

8

Ф.Н.Глинка. Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики.

1

9

Е.А.Баратынский «Родина». Состояние души лирического героя.

1

Литература 20 века.

5

10

К.Г.Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик»

1

11

В.К.Железников «Чудак из 6»Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки.

1

12

В.П.Астафьев. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех»

1

13

А.Г.Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение».

1

14

Сочинение. Нравственность и милосердие в литературе.

1

Современная литература.

3,5

15

Л.Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай»

1

16

Л.Улицкая. Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа»

1

17-17,5

Б.Минаев. Восприятие окружающего мира ребенком в романе «Детство Левы».

1,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе...

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса разработана на основе Примерной  рабочей  программы  учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных орг...

Рабочая программа по родной литературе 5-9 класс

Программа разработана на основе требований государственного стандарта основного общего образования. Срок реализации программы -5 лет (5-9 класс)...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 7 класса

Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 7 класса...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 8 класса

Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 8 класса...