Урок: Наклонения глагола.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

 

Урок: Наклонения глагола.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_35.docx24.1 КБ
Файл urok_35.pptx73.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Наклонения глагола.

Ход урока.

                                          1.Мобилизирующий этап.

На доске написаны предложения:
Знайте, берегите и _________ свою землю.
Ох, лето красное! _________ бы я тебя, когда б не зной да пыль, да комары, да мухи.
_________ до боли сердечной Россию.

  1. [   ].
  2. [   ], (О, О, О)
  3. [О, О и О]

Учитель. Прочитайте про себя предложения. Сформулируйте два задания, которые надо выполнить с ними, соблюдая определенную последовательность.
Сначала надо вместо условных обозначений вставить в предложения подходящие по смыслу слова. Затем написать предложения в соответствии со схемами. Поставить недостающие знаки препинания.

Учитель. Давайте выполним первое задание. Подумайте, к какой группе относятся слова, которые надо вставить в данные предложения.
Это однокоренные слова.

Учитель. Верно. А теперь назовите по одному предложению в соответствии со схемами, вставляя в них подходящие однокоренные слова. Обоснуйте выбор каждого предложения.
Первое предложение: Знайте, берегите и любите свою землю. Оно простое, с однородными сказуемыми: знайте, берегите и любите. Слова знайте, берегите любите отделяются запятой. Между ними нет союза.
Аналогичным образом ученики работают с другими предложениями.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. К какой части речи относятся слова, вставленные в предложения?
Это глаголы.
Учитель. Что такое глаголы?
Назовите грамматические признаки глаголов. Приведите свои примеры.

3.Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся  еще с одним, очень важным грамматическим признаком глагола – наклонением.
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы:
1.Познакомимся с …;
2.Узнать виды… и их отличительные … .
Цель урока: познакомиться с новым грамматическим признаком глагола – наклонением; узнать виды наклонений и их отличительные черты.

4.Изучение нового материала.

Учитель. Приступим к реализации темы нашего урока. Вы сейчас узнали, что глаголы изменяются по наклонениям. Сколько их, как они называются и как отличить одно наклонение от другого, мы узнаем в процессе нашей совместной деятельности. Для этого вернемся к предложениям, с которыми работали в начале урока. Найдите среди них то, в котором говорящий считает действие реальным фактом. Обоснуйте свой выбор.
Это предложение Люблю до боли сердечной Россию. Здесь говорящий утверждает, что он действительно любит Россию.

 Учитель. Да, в этом предложении с помощью глагола люблю говорящий показывает свое действительное отношение к России. Иными словами, говорящий изъявляет свое отношение.
Учитель голосом выделяет слово изъявляет. 

Учитель. Используя выделенное слово, скажите, как называется наклонение глагола, которое показывает, что говорящий считает действие реальным фактом.
Наклонение глагола, которое показывает, что говорящий считает действие реальным фактом, называется изъявительным.
Учитель прикрепляет карточку с названием наклонения на доске.

Учитель. Прочитайте предложение, в котором глагол любить обозначает действие, возможное при определенных условиях.
Это предложение. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Здесь говорящий считает действие нереальным. Оно возможно только при определенных условиях.

Учитель. Как можно назвать наклонение глагола, которое обозначает действие, желаемое или возможное при определенных условиях?
Учитель голосом выделяет слово условиях.
Наклонение глагола, которое обозначает действие, желаемое или возможное при определенных условиях, можно назвать условным.
Учитель прикрепляет карточку с названием наклонения на доске.

Учитель. Прочитайте оставшееся предложение.
Знайте, берегите и любите свою землю.
Учитель. Назовите глаголы и скажите, какие действия они обозначают?
Глаголы знайте, берегите, любите обозначают действия, которые кто-то просит или требует выполнить.
Учитель. Другими словами, эти глаголы обозначают действия, которые кто-то повелевает выполнить. В связи с этим, скажите, как называется это наклонения глагола?
Учитель голосом выделяет слово повелевает.
Это наклонение глагола называется повелительное.

Учитель. Обобщите новый материал  в порядке наших рассуждений. Используйте для этого карточки на доске.
Вместо карточек учитель может для обобщения предложить план:
1. Назовите новый грамматический признак глагола.
2. Какие наклонения имеет глагол?
3. Какие действия обозначает глагол в изъявительном наклонении?
4. Какие действия обозначает глагол в условном наклонении?
5. Какие действия обозначает глагол в повелительном наклонении?

5.Закрепление изученного материала.

Упражнение 1.
1. Покуда слово сам (не) взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им (не) ранить
Того, кто слушает тебя. (В.Солоухин).
2. Слово жжет хуже огня.
Сначала подумай, потом говори..
Слово не стрела, а пуще стрелы.
(Не) сказал бы – не страдал бы.
Малое слово большую беду творит.

Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения Солоухина «Слово о словах». Укажите наклонение глаголов (устно).
Познакомьтесь с пословицами. Отметьте, какие из них подходят по смыслу к стихотворению Солоухина и соответствуют теме урока. Укажите наклонение глаголов.
Почему вы не отметили пословицу
Слово не стрела, а пуще стрелы?
Эта пословица не соответствует теме урока. В ней нет глаголов.

Учитель. Назовите слова с одинаковой орфограммой из стихотворения и пословиц.
В каком слове стихотворения (из числа самостоятельных частей речи) происходит процесс оглушения?
Лед.
Учитель. В одной из пословиц есть слово,  в котором все согласные сонорные, твердые и звуков больше, чем букв. Какое это слово?
Малое.

Упражнение 2.
В воздухе запахло оттепелью, за крыши цепляются хлопья тумана.
Повеяла крылом душистая весна.
Скоро оденется лес листвою, зацветет на опушке черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи.
Кивает красноватыми прутьями веселая верба, благоухают сочные тополиные почки.
|_______    ________!

Изъявительное наклонение

Сослага-тельное
наклонение

Повели-
тельное
наклонение

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

1

1

2

1

1

3

2

4

3

5

1

Учитель. Хотелось, чтобы наши с вами слова приносили радость, хорошее настроение. Попытаемся это сделать сейчас, выполняя очередное упражнение. В процессе работы над ним у вас должна получиться осенняя зарисовка. Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.
Предложение надо написать, ориентируясь на таблицу. Последнее предложение составить самостоятельно, чтобы оно подходило по смыслу к остальным предложениям. В нем должно быть два слова, одно из них глагол в повелительном наклонении. Например: Встречайте весну! (односост.)

Учитель. Назовите слова из последнего упражнения с такими же орфограммами, которые вы выделяли в предыдущими упражнении.
На какие две группы можно разделить все предложения последнего упражнения?
В этом упражнении два простых предложения и три сложных.
Учащиеся обосновывает ответ, объясняют постановку знаков препинания в сложных предложениях.

Учитель. Сделайте синтаксический разбор простого предложения, в котором есть полная основа.

6. Итог урока.

Учитель. С каким грамматическим признаком вы познакомились сегодня?
Мы познакомились с наклонениями глагола.
Учитель. Расскажите все, что вы узнали о наклонениях глагола.
Ответы детей.
Учитель объясняет домашнее задание. Оценивает работу детей на уроке.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знайте , берегите и _________ свою землю. Ох , лето красное! _________ бы я тебя, когда б не зной да пыль, да комары , да мухи. _________ до боли сердечной Россию. [ ]. [ ], (О, О, О) [О, О и О]

Слайд 2

План. 1. Назовите новый грамматический признак глагола. 2. Какие наклонения имеет глагол? 3. Какие действия обозначает глагол в изъявительном наклонении? 4. Какие действия обозначает глагол в условном наклонении? 5. Какие действия обозначает глагол в повелительном наклонении?

Слайд 3

1. Покуда слово сам (не) взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лед расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им (не) ранить Того, кто слушает тебя. (В.Солоухин). 2. Слово жжет хуже огня. Сначала подумай, потом говори.. Слово не стрела, а пуще стрелы. (Не) сказал бы – не страдал бы. Малое слово большую беду творит.

Слайд 4

В воздухе запахло оттепелью, за крыши цепляются хлопья тумана. Повеяла крылом душистая весна. Скоро оденется лес листвою, зацветет на опушке черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Кивает красноватыми прутьями веселая верба, благоухают сочные тополиные почки. ___________ _________ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Презентация к уроку "Наклонение глагола"

Презентация к уроку "Наклонение глагола"...

Конспект урока "Наклонения глаголов" 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Наклонения глаголов"...

Презентация к уроку «Наклонение глагола»

Наклонение глагола как непостоянный грамматический признак, его образование, значение и изменение форм....

Тема урока: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Тема урока: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение....