Исследовательская работа "Русские имена: значение и происхождение"
проект по русскому языку (6 класс)

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_imena.docx105.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

Всероссийская метапредметная научно-практическая конференция

«Слово и дело»

Направление:

гуманитарные науки

Исследовательская работа

«Русские имена: значение и происхождение»

Авторы работы:

Кузьмина Яна Григорьевна,

Раин Дарина Владимировна,

ученицы 6 класса

МОУ-СОШ с.Звонаревка

Научный руководитель:

Кузьмина Мария Сергеевна, 

учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ с.Звонаревка

2022 год

Оглавление

Введение___________________________________________________________3

Теоретическая часть________________________________________________4

Практическая часть

Результаты анкетирования____________________________________________7

Имена учителей и учащихся МОУ-СОШ с.Звонаревка_____________________8

Заключение_______________________________________________________10

Список литературы________________________________________________11

Приложение_______________________________________________________12

Введение

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Гомер

Имя – это своеобразный языковой знак, указывающий на конкретное лицо. Наука об именах собственных называется ономастикой. Имена часто отражают историю и традиции людей во временном пространстве, поэтому их изучение может помочь лучше узнать прошлое народа, его культурные связи. Особый интерес представляют имена русских людей, поскольку Россия – государство многонациональное и влияние ономастики других языков очень велико.

Актуальность данной работы определяется тем, что на изучение ономастики в школьной программе не отводится часов, о ней лишь упоминается при изучении имени существительного, когда говорится об именах собственных.

         Цель исследования: изучить историю возникновения и происхождения русских имён.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу об истоках русских имён, их происхождении и возникновении с точки зрения ономастики.
  2. Определить особенности происхождения некоторых имен в разные исторические эпохи;
  3. Сгруппировать имена учителей и учащихся МОУ-СОШ с.Звонаревка по принципу частотности их употребления.
  4. Проследить историю происхождения своего имени.

Предмет исследования: история происхождения русских имен, их значение и частотность употребления на примере имен учителей и учащихся МОУ-СОШ с.Звонаревка

Объект исследования: значение и происхождение русских имен.

При выполнении работы использовались следующие методы: анализ, обобщение, анкетирование, обзор литературы.

Гипотеза - мы предполагаем, что русские имена имеют богатую историю, с которой напрямую связано их значение и происхождение. Многие школьники владеют недостаточной информацией насчет значений своих имен.

                                                                                                                       

Теоретическая часть

Личные имена на всем протяжении существования человечества на Земле имели все люди, однако далеко не каждому из нас известно, откуда взялось его имя. Личное имя — это специальное слово, данное человеку с самого рождения в индивидуальном порядке.[1]

Во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. У русских имён интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно. Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени.

Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. Каждый человек знает не только свое имя, отчество и фамилию, но и имя рода, которому принадлежит он сам и члены его семьи.

Количество имен, которыми называют детей сегодня или называли в прошлые времена, исчисляются сотнями и тысячами. Имена могут быть очень разнообразными, и исследования их происхождения стали основой для целой науки. В любой народности можно выделить имена, имеющие национальные корни и отразившие в себе исторические события, и эпохи и возникшие под влиянием моды. Часть из имен прошла через множество поколений, а часть исчезла, не успев появиться. Даже в рамках одного народа можно отыскать как короткие, так и длинные имена, как красивые, так и смешные.

Каждый гражданин России является носителем и творцом русского языка и именослова, а значит – и нашей многовековой истории.

В истории существования русских личных имен выделяются три этапа:

1)  дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;

2) период после введения на Руси христианства;

3) этап, начавшийся после революции 1917 года.

До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, которые давались человеку по тому или иному признаку, отличающему его от других людей.

Благодаря этой способности людей в подборе соответствующего имени, древнерусские имена были достаточно разнообразны.

Например:

-имена из животного и растительного мира (Волк, Кот, Щука);

-имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк);

-имена, которые давались по внешнему виду (Черныш, Чернавка, Мал);

-имена по человеческим качествам (Храбр, Добр, Смеяна) и другие.

Большая группа имен – имена, состоящие их двух корней (Святополк – святой полк, священное воинство, Владимир – владеющий миром, Радогост – рад гостям, гостеприимный).

Именами, состоящими из двух корней, называли своих детей люди знатные, богатые. Более простые имена имели бедные слои общества: холопы, смерды, крестьяне. Их имена в наше время и именами-то не считают. Для нас они звучат как прозвища. Помимо исконно славянских, родители давали своим детям и скандинавские имена, которые «принесли» викинги: Олег, Игорь, Глеб и т.п. Именно этими именами называли князей.

Второй период в истории образования русских имен наступил после введения христианства.

Имена выбирали по церковным календарям, в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю. Так на Руси появились дети с именами греческого происхождения: Агафья (в переводе с греческого означает «добрая»), Дмитрий (от имени древнегреческой богини плодородия Деметры), Евдоким («славный»), Ефросинья («радость»), Ирина («мирная»), Ксения («гостеприимная») и другие.

Переписывание богослужебных книг на Руси и перевод их на церковнославянский язык, начиная с 11 века, осуществлялось хорошо образованными людьми. Именно благодаря их усилиям и стараниям удалось сохранить наилучшие и наиболее приемлемые варианты имен того времени: Катерина, Нестор, Измаил, Демьян, Куприян. 

На протяжении следующих трех веков шла ассимиляция иноязычных имен и уже к 14 веку многие иноязычные имена стали привычными, своими для русских людей. Это время стало своеобразным рубежом в истории русской ономастики. Берестяные грамоты, сохранившие русские имена, наряду с календарными именами донесли до нас и дохристианские, языческие, и имена, которые можно рассматривать одновременно и как христианские, и как языческие. Так, могло быть старое русское имя Миронег и соответствовать христианскому Мирон, а имя Данша могло быть сокращением и от христианского Даниил, и от древнерусского Данслав.

Третий этап развития русских имен. До Октябрьской революции 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь. Однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от Владимир Ильич Ленин), появились и такие женские имена, как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+ мир), Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать ещё долго.

Вскоре это новомодное увлечение пошло на спад, и уже в предвоенные годы и особенно после Великой Отечественной войны для именования новорожденных стали использовать в основном старые, привычные русские имена.[2] Выяснилось, что большинство русского населения среднего и пожилого возраста являются носителями старых русских имен, в том числе и таких редких, как Афанасий, Герасим, Капитон, Аграфена, Матрена, Прасковья. 

Через два десятка лет уже в записях новорожденных начала 70-х годов самое большое место среди новых имен занимали имена народов тогдашнего СССР – татарские, узбекские, латышские, эстонские и многие другие.

Практическая часть

Результаты анкетирования

В рамках исследования было проведено анкетирования учащихся 5 и 6 классов (всего 30 человек) (приложение 1).

Результаты опроса приведены ниже.

На вопрос «Знаешь ли ты, что такое имя?» положительно ответили 90% опрошенных. Но сформулировать понятие учащиеся затруднились.

Информацией о значении и происхождении собственного имени владеют 60% респондентов, а 40% учащихся такими сведениями не располагают. Это говорит о том, что большая часть интересуется данными о возникновении и толковании своего имени. Мы считаем это правильным.

«Нравится ли тебе твоё имя?» - так звучал третий вопрос. Ответы на него распределились следующим образом: 86% опрошенных нравится собственное имя, 14% нет.

Следующий вопрос был связан со знанием собственной родословной: «Носили ли твои предки (дедушка, бабушка или другие родственники) такое же имя?» Результаты нас немного удивили. Оказывается, лишь у 16% опрошенных в родословной присутствовали схожие имена.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать некоторые выводы. Большинство опрошенных знают, что такое имя, но дать понятие этому определению затрудняются. Не все пятиклассники и шестиклассники обладают достаточной информацией о значении, происхождении своих имен.  Возможно, учащиеся не проявляют интереса к сведениям о собственных именах, хотя информация в достаточном объеме содержится в различных источниках.

 

Имена учителей и учащихся МОУ-СОШ с.Звонаревка

Сведения о происхождении имен можно найти в антропонимических словарях. В 1966 г. вышел «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского, содержащий более 3000 имен. Книга «Собственные имена в русском языке» содержит около 35 000 собственных имен, из которых 2000 новые. Из этой книги исключено около 1000 слов, потерявших актуальность и вышедших из употребления. Также информацию о значении русских имен можно найти в различных словарях имен.

Многие имена, не признавая границ, «путешествуют» по нашей планете, переходя из одного языка в другой, хотя несколько изменяются, иначе звучат, но вполне узнаваемы.

Интересны приводимые варианты имен различных народов и стран. Например: Иван (Иоанн – црк.-слав.) из др.-евр. «Бог милует»: Джованни (итал.), Ханс (нем.), Ян (пол.), Ованес (арм.), Вано (груз.), Хуан (исп.), Джон (англ.), Жан (фр.).

Также нами была поставлена задача сгруппировать имена учителей и учащихся МОУ-СОШ с.Звонаревка по принципу частотности их употребления.

Мы проанализировали имена 108 лиц женского и 98 лиц мужского пола, выявив 52 мужских и 52 женских имени (приложение 2). Самыми употребляемыми мужскими именами в нашей школе являются имена Артем и Егор (по 5 чел.), Илья и Евгений (по 4 чел.), Александр (3 чел.), а также имя Данил и его вариации Даниил, Данила, Даниэль (10 чел.).

Популярные женские имена учеников и учителей нашей школы – Ирина (6 чел.), Дарья, Виктория, Ольга, Екатерина, Елена (по 5 чел.), Мария и Вероника (по 4 чел.), а также София (3 чел.).

Рассмотрим историю происхождения наших имен.

Яна - женское имя, поздняя западнославянская транскрипция имени Иоанна. Женская форма имени Ян.

Женское имя Яна встречается не только в славянских языках, но и в скандинавских: датскомшведскомнорвежскомфарерском и передаётся как Jana. Пиком называния девочек в Скандинавии в честь святой Иоанны (с др.-евр. милость Божия) была середина 1960-х годов. Имя в христианстве восходит к праведной жене-мироносице Иоанне, жене Хуза - царедворца Ирода.

Издавна имя Дарина употребляется славянскими народами. Буквальные и простые трактовки слова («дарованная Богом», «подарок») являются основанием для предположения, что оно славянское. Эту версию можно считать основной, но не стоит игнорировать другие.

Имя Дарина часто употребляется как производная форма женского христианского имени Дария, образовавшегося от подобного мужского (Дарий). В свою очередь Дарий - форма древнеперсидского имени Дараявауш, которое состоит из частей «дара» («тот, кто владеет») и «вауш» («добрый», «благой»).

Заключение

Итак, имена представляют огромный пласт живой русской речи, который многое может рассказать о человеке, истории государства, культурных и исторических традициях народа.

Личное имя – это значимая часть русской национальной культуры, которая складывалась на протяжении многих веков и которая еще может заявить о себе с новой, недостаточно изученной стороны.

Ономастика, как часть лингвистики, – это малоизученный раздел современного русского языка, способный дать полезную и интересную информацию учащимся как с целью расширения их общего развития, так и для понимания его роли в жизни человека, начиная с древних времен и до наших дней, на пути всего исторического развития.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Анализируя имена русских людей, мы расширили свои знания и открыли новые грани такого удивительного раздела лингвистики, как ономастика. Практическая значимость исследования очевидна: его можно применять при изучении имен собственных на уроках русского языка и литературы и во внеурочных занятиях.

Анкетирование показало, что не все учащиеся обладают достаточной информацией о значении, происхождении собственных имен. Проанализировав имена учителей и учащихся нашей школы, мы сделали вывод о том, что большое количество имен повторяются, либо схожи по звучанию. Это является подтверждением того. что русские имена имеют богатую историю, с которой напрямую связано их значение и происхождение. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.

«НЕ ИМЯ КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК ИМЯ!», поэтому нужно стремиться к тому, чтобы наши имена стали известны добрыми делами и поступками.

Список литературы

1.Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М.: Просвещение, 1983, 245 с.

2.Веселовский С.Б. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. - М.: Наука, 1974, 409 с.

3. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. - М., 2000, 389 с.

4. Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. - М.: Просвещение, 2001, 378 с.

5. Шмелева Т.В. Ономастика.  Учебное пособие. - Славянск-на-Кубани, 2013, 350 с.

6. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2002.

7. http://www.infoname.org

           

   

Приложение 1

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

  1. Знаешь ли ты, что такое «имя»?

  1. Знаешь ли ты что-то о значении и происхождении своего имени?

  1. Нравится ли тебе твоё имя?

  1. Носили ли твои предки (дедушка, бабушка или другие родственники) такое же имя?  

Приложение 2

Имена учителей и учащихся МОУ-СОШ с.Звонаревка

Мужские имена

           Азамат

Айдар

Александр

Алексей

Амир

Андрей

Анатолий

Арсений

Артем

Артур  

Аскар

Виктор

Виталий  

Владислав

Григорий

Даниил

Данил

Даниэль

Джумавай

Денис

Дмитрий

Евгений  

Егор

Иван

Измаил

Ильдар  

Илья

Ильяс

Кирилл

Лев

Максим

Матвей

Михаил

Никита

Николай

Петр

Равиль

Равшан

Расим  

Ренат

Родион

Роман

Рустам

Семен

Сергей

Станислав

Степан

Тарас

Тимофей

Тимур

Эльдар

Ярослав

   

Женские имена

Айгуль

Адэль

Александра

Алена

Алина

Анжелика

Ангелина

Анастасия

Анна

Валентина

Валерия

Варвара

Вера

Вероника

Виктория

Влада

Гаяне

Дарина

Дарья

Диана

Евгения

Екатерина

Елена

Елизавета

Зинаида

Злата

Изабелла

Ирина

Камилла

Карина

Каролина

Кристина

Ксения

Лариса

Людмила

Мадина

Мария

Марина

Марфа

Надежда

Оксана

Ольга

Полина

Раиса

Самира

Светлана

София

Софья

Тамара

Ульяна

Юлиана  

Яна


[1] Шмелева Т.В. Ономастика.  Учебное пособие. - Славянск-на-Кубани, 2013, С. 109

[2] Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. - М.: Просвещение, 2001, С. 159


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Имена в судьбе Н.А.Дуровой"

Цель данной исследовательской работы заключается в том, чтобы выяснить, как имена (данное при рождении и изменённое в связи с обстоятельствами) повлияли на жизнь известной кавалерист-девицы....

Этимология-наука о значении и происхождении слов (презентация)

Данная презентация поможет учителю на уроке....

Научно - исследовательская работа на тему "История происхождения названий джинсов в современном мире"

Исследовательская работа участвовала в конкурсе "Открытие мира" секция Лингвистика. Английский язык. 3 место....

Видеоролик "Бить баклуши". Значение и происхождение фразеологизма. 6 класс

  Ресурс включает видеоролик, пояснительную записку, рабочую словарную статью о данном фразеологизме. В видеоролике рассказывается о происхождении данного фразеологизма. Ссылка для скачива...

Значение и происхождение фразеологизмов

Материал к урокам русского языка по теме "Фразеология" 6 класс...

Значение и происхождение фразеологизмов

Презентация на тему "Значение и присхождение фразеологизмов"...

Презентация к исследовательской работе "Прозвища и их происхождение"

Существует мнение, что прозвище - категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?...