Понятие о спряжении глагола
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: ознакомление с понятием «спряжение» и личными окончаниями глаголов I и II спряжения (пропедевтически), овладение умением определять спряжение глаголов по личным ударным окончаниям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_spryazhenii_-_kopiya.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие о спряжении глагола

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: ознакомление с понятием «спряжение» и личными окончаниями глаголов I и II спряжения (пропедевтически), овладение умением определять спряжение глаголов по личным ударным окончаниям.

Этап

Организационно-мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята. У нас урок русского языка. Пусть наш урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головах. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

-Я предлагаю девизом нашего урока выбрать следующую пословицу: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» (вывешивается на доску)

-Как вы понимаете её смысл?

-Совершенно верно! Ребята, если вы что-то не знаете, то этого не нужно стесняться, ведь знания можно получить в любой момент. Наоборот, стыдно не учиться, т.е. не стремиться узнать новое.

Запишем в тетради дату.

-Посмотрите внимательно на девиз нашего урока. Найдите в пословице часть речи, которую вы изучали на предыдущих уроках русского языка.

-Правильно. Как вы думаете, всё ли мы уже знаем о глаголе?

-Поднимите руку те, кто хочет сегодня на уроке открыть тайну о ещё одном грамматическом признаке глагола?

Тогда - в путь. Маршрут нашего урока вы можете увидеть на доске:

  1. Учебный старт.
  2. Определение темы урока.
  3. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам.
  4. Спряжение глаголов.
  5. Грамматическая тренировка.
  6. Учебный финиш.

На каждом этапе вы будете оценивать свою работу на листах самооценки. Вам необходимо будет выбрать столбик, соответствующий вашей работе и поставить знак «+».

Актуализация знаний

1 этап – Учебный старт.

Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе:

1) Что такое глагол?

2) Что обозначают глаголы?

3) На какие вопросы отвечают глаголы?

-Оцените свою работу на 1 этапе маршрута.

Целепо-лагание

2 этап -  Определение темы урока.

-Я приготовила ещё один вопрос. Посмотрите на доску

              Время, лицо, число, род, склонение, спряжение.

-Какого из этих грамматических признаков точно нет у глаголов?

-А какую часть речи характеризуют остальные признаки?

-Все ли признаки вам знакомы?

-Итак, на какой главный вопрос сегодня мы должны ответить?

-Как мы сформулируем тему нашего урока?

-Оцените свою работу на 2 этапе маршрута (Определение темы урока)

Откры-тие новых знаний

Первич-ное закреп-ление

3 этап - Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам

-Прочитайте название 3 этапа маршрута.

-Для этого откроем учебник на с. 170 и рассмотрим запись в рамке.

-Какая часть речи помогает изменять глаголы по лицам и числам?

-Определите, в каком времени стоят глаголы сижу, иду?

-Какая часть слова изменялась?

-Это личные окончания глаголов (личные - от слова лицо).

-Какую особенность личных окончаний глаголов вы заметили? Зачитаем еще раз, как изменяется глагол иду, обратим внимание на его окончания.

-Зачитаем, как изменяется глагол сижу.

ед.ч.

1 л.

я

иду

сижу

2 л.

ты

идёшь

сидишь

3 л.

он

идёт

сидит

мн.ч.

1 л.

мы

идём

сидим

2 л.

вы

идёте

сидите

3 л.

они

идут

сидят

-Сделайте вывод о характере личных окончаний глаголов

-Проверим, подчиняются ли такой же закономерности другие глаголы. Для этого глаголы «спою» и «прилечу»  будем изменять по лицам и числам.

Работа на доске и в тетрадях (2 человека)

- Проверяем вашу работу.

-Подчиняются ли установленной нами закономерности другие глаголы?

-Оцените свою работу на 3 этапе маршрута

Физминутка

-Я называю глагол, а вы выполняете действия.

Встали, потянулись, распрямились, присели, поднялись, улыбнулись, сели.

Глазки закрыли, открыли, посмотрели направо, налево, вниз, наверх, прямо. И удобно сели.

-Как вы изменяли глаголы в предыдущем задании?

-Значит, можно предположить, что изменение глаголов по лицам и числам как-то связано со спряжением?

-Давайте проверим свои предположения. Для этого мы отравляемся на 4 этап нашего маршрута – «Спряжение глаголов».

-Посмотрите на с.170  и прочитайте вторую запись в рамке.

-Итак, что такое спряжение?

-В каких временных формах спрягаются глаголы?

-А как вы думаете, сколько спряжений может быть у глагола? Обратите внимание на окончание глаголов 1 и 2 столбика. Какие общие гласные встречаются в личных окончания этих глаголов? 

-Глаголы, в большинстве окончаний которых встречается буква Е относятся к 1 спряжению; если в большинстве окончаний буква И - ко  2 спряжению. (Вывешиваются название спряжений I и II)

-Итак, каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может. Подробнее о спряжении мы будем говорить на следующих уроках.

-Применим новые знания на практике. Опираясь на личные окончания, найдите среди данных глаголов «лишний». Определите, в каком времени он стоит.

Работа в парах.

1. Идёшь, поёшь, кричишь, растёшь.

2. Звенишь, горишь, цветёшь, лежишь.

3. Говорите, поёте, растёте, идёте.

4. Поём, шумим, плывём, растём.

5. Принесём, прилетим, закричим, поспешим.

6. Польёшь, зазвенишь, приплывёшь, зашумишь.

Оцените свою деятельность на 4 этапе маршрута

5 этап – Грамматическая тренировка

Задание 1.

Мы начали наш урок с пословицы, и сейчас я хочу узнать, а как вы знаете пословицы. Вам нужно восстановить пословицу, опираясь на данные слова, а еще выделить личные окончания и определить лицо и число у глаголов.

-Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е)

-Какие числа имеют глаголы? (ед.ч. и мн.ч.)

-Как определить лицо и число глагола?

  1. ____________ - людей ____________ .
  2. С кем __________ , от того и ____________ .

-Проверяем работу.

Задание 2.

А сейчас я предлагаю вам сложное задание. Я буду называть глагол, а вы должны его записать, выполнив условие:

«поёт» в форме 1 л. ед. ч.      (пою)

«кричит» в форме 1 л. мн. ч. (кричат)

«идёт» в форме 2 л. ед. ч.      (идёшь)

«прилетит» в форме 2 л. мн. ч. (прилетите)

 «молчит» в форме 3 л. ед. ч.    (молчит)

«зацветет» в форме 3 л. мн. ч.  (зацветут)

Оцените свою деятельность на 5 этапе маршрута

Рефлексия

-Мы не успели оглянуться, как оказались уже на 6 этапе – Учебный финиш

- Что называется спряжением?

- Какая часть слова изменяется при спряжении?

Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итог, закончите предложения:

Я понял(а), что ………..

Я узнал(а), что …………

Мне было интересно …

– Оцените себя на уроке, прокомментируйте свой результат.

Д.з. с. 170 п. у. 232

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение» 8 класс

Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»8 класс Цель: обобщить знание о спряжении глагола; умение отличать глаголы I  и II спряжения. Задачи: Обучающие: закрепить...

Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени".

Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и  être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени". 2 варианта....

«Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Урок обобщения и систематизации знаний.      Основная цель урока: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения...

Проверочная работа 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов" (спряжения глагола)

Проверочная работа для учащихся 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов"  (спряжения глагола)...

Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....

Наглядный материал по русскому языку для 5-6 кл. Спряжение глаголов/Разноспрягаемые глаголы

Наглядный материал, который можно распечатать и раздать учащимся. В файле 2 таблицы -спряжение глаголов и разноспрягаемые глаголы....