Организация контроля в системе оценивания предметных результатов по русскому языку.
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Основной задачей проверки предметных результатов является установление уровня подготовки  обучающихся по русскому языку и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация контроля в системе оценивания предметных результатов

по русскому языку

Татаренкова Н.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка

Основной задачей проверки предметных результатов является установление уровня подготовки  обучающихся по русскому языку и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля. На уроках русского языка проверяются: знание полученных сведений о языке; орфографические и пунктуационные навыки; речевые умения.

В работе с обучающимися я использую следующие виды контроля результатов обучения:

  •  текущий контроль: сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности ключевых компетенций обучающихся. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. В этот период обучающийся должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с педагогом анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
  • тематический контроль: заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса. Специфика этого вида контроля: 1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку; 2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным; 3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает уровень его компетентности и интерес к учению.
  •  итоговый контроль: проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. При выставлении переводных отметок предпочтение отдается более высоким.

Методы и формы организации контроля:

  • устный опрос;
  • письменный опрос: заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ: а) диктант (контрольный словарный диктант, контрольный диктант);                        б) комплексная контрольная работа (диктант и дополнительное задание (фонетическое, грамматическое, орфографическое, лексическое); в) сочинение; г) изложение;                               д) самостоятельная работа; е) обучающая работа (упражнения и диктанты неконтрольного характера);
  • тестовые задания, которые позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, а также помогают выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи и т. д.

Одной из форм контроля освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования является комплексная итоговая диагностическая работа, которая проводится в 9 классе в конце года и позволяет оценить сформированность универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных на межпредметной основе. Такая работа является основным инструментом итоговой оценки.

На слайде представлена спецификация и текст итоговой комплексной работы по русскому языку и литературе, цель которой определить уровень сформированности у обучающихся 9 класса метапредметных умений (познавательных, регулятивных, коммуникативных) по усвоению содержания  учебных предметов «Русский язык» и «Литература» и выявлению существенных элементов программы, вызывающих затруднения. Время выполнения работы 60 минут.  Для диагностики используется 1 вариант заданий. Все задания объединены в группы в соответствии с контролируемым содержанием. Вариант работы состоит из 7 заданий разного типа. Это познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. В приложении 1 приведена таблица: «Универсальные учебные действия». В приложении 2 приведен план метапредметной контрольной работы. В приложении 3 дан текст работы. В приложении 4 представлена система оценивания работы. Работа оценивается в баллах, которые переводятся в отметки, каждой отметке соответствует свой определенный уровень. Анализ такой работы за прошлый учебный год мы видим на слайде.

Я считаю, что проведение итоговой комплексной работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных по одному предмету, на другие учебные ситуации и задачи, способствует также выявлению уровня компетентности ученика в решении разнообразных проблем.

Организация различных форм самоконтроля и взаимоконтроля не менее важна, чем оценка учителя.  Взаимопроверка развивает орфографическую зоркость; ученик, проверяя одноклассника, невольно оценивает и свою работу, сравнивая то, как выполнил задание он и его товарищ. Самооценка также способствует развитию аналитических способностей, помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывает у ребенка честность и объективность.

На уроках русского языка я использую следующие формы самоконтроля:

1. При письменной работе на уроке:

а) Словарно-орфографическая работа.

Эта работа связана с тем, что учащиеся самостоятельно ищут в словарях нужные слова, объясняют их лексическое значение и запоминают правописание.

б) Словарный диктант «Проверь себя».

Это небольшая по объему работа, которая включает в себя 5–6 строк. Заранее слова, словосочетания или предложения написаны на доске учителем и закрыты до конца диктанта. После записи диктанта учащиеся 3–4 минуты сверяют свою работу с доской, только после этого диктант проверяет учитель (выборочно или у каждого учащегося).

в) Графический диктант.

Такая форма работы приемлема только при изучении темы «Синтаксис и пунктуация». Учитель читает предложения, а учащиеся чертят их схемы, соответствующие постановке знаков препинания. Эти схемы заранее записаны педагогом на доске, но закрыты до окончания работы. При такой форме контроля учащиеся могут проверить свои знания самостоятельно, практически никогда не получают двоек, повышают самооценку и с удовольствием идут на следующий урок.

2. При устной работе на уроке:

а) Работа по плану.

На доске записывается план ответа, составленный учителем или учащимися под руководством педагога. Пользуясь этим планом, учащиеся рассказывают выученный теоретический материал. Так как ребятам зачастую тяжело воспроизвести в памяти лингвистический текст, то план помогает им выстроить свой ответ логически грамотно, не сбиться с мысли. Такая работа положительно влияет на развитие логического мышления, правильной монологической речи, а значит, и на общее развитие учащихся.

Для того чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему такая эффективная форма контроля, как оценочный лист. Оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы. После написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать, а анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним. (Примеры оценочных листов можно увидеть на слайдах).

После изучения конкретных тем, связанных с правописанием, можно использовать оценочные листы, позволяющие ученикам оценить свои предметные умения и знания.

Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать работу в соответствии со своими возможностями.

Одним из обязательных этапов урока является рефлексия, которая помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

На своих уроках я использую разнообразные приемы рефлексии: солнышко, ступени, корзина идей, смайлики, светофор, сигнальные карточки, синквейн и другие.

На освоение программы по русскому языку в 5 и 8 классах выделен дополнительный час на развитие языковой культуры, навыков смыслового чтения, речевой грамотности. Это позволило нам приобрести рабочие тетради по русскому языку. Дидактические сборники позволяют не тратить время на переписывание текстов, а сразу переходить к выполнению заданий, в системе повторять темы по разделам русского языка, осуществлять проверку усвоенного материала. С целью проверки уровня обученности и готовности обучающихся к сдаче итоговой аттестации в 9 классе работаем по учебному пособию Цыбулько И.П. «Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов». Для контроля учебных достижений применяем также Интернет- ресурсы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГОС

данный проект будет полезен для учителей русского языка, работающих в 5 классах.Внедрение ФГОС ООО выявило проблему : сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие мет...

Система оценивания на уроках русского языка

Система оценивания на уроках русского языка...

Система оценивания на уроках русского языка и литературы

Система оценивания на уроках русского языка и литературы...

Система оценивания на уроках русского языка и литературы

Система оценивания на уроках русского языка и литературы...

"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания  не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...

Система оценивания на уроках русского языка и литературы

Система оценивания на уроках русского языка и литературы...

Система оценивания на уроках русского языка и литературы

Система оценивания на уроках русского языка и литературы...