Занимательный русский язык
классный час по русскому языку (5 класс)

закрепить и обобщить навыки и умения, полученные на уроках русского языка, а именно разделы: фонетика, лексика и фразеология, морфемика, морфология

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С В О Я И Г Р А Русский язык. 5 класс

Слайд 2

В гостях у слова 100 200 400 600 800 В мире звуков и букв 100 200 400 600 800 Королевство морфем 100 200 400 600 800 Части речи 100 200 400 600 800 В стране предложений 100 200 400 600 800

Слайд 3

Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня … ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 4

Прохлада ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 5

Какая (какие) буква (буквы) в русском алфавите не обозначают звука? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 6

Ь ,Ъ ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 7

Что изучает морфемика ? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 8

Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 9

Кто живёт в стране Морфология? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 10

Части речи ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 11

Подлежащее и сказуемое им не являются. В нём одно слово главное, а другое зависимое. Что это такое? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 12

Словосочетание ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 13

Корень мой находится в «цене», В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» все встречали, В целом на уроках получали. ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 14

Оценка ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 15

Укажите слово, в котором нет -приставки : -походка ; -полёт ; -побережье ; -покой . ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 16

Покой ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 17

Строение, какого слова соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание? прибежал приставка промёрз стенка ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 18

Приставка ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 19

Какой суффикс имён существительных выдаёт кассир в магазине? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 20

Чек – замочек, кусочек ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 21

В каких словарях разъясняется лексическое значение слов? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 22

ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 23

Чего не хватает в предложении? Ребята! Вы молодцы! - похвалил учитель. ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 24

Кавычек «Ребята! Вы молодцы!» - похвалил учитель. ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 25

Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 26

Однородные члены предложений ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 27

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Сопровождаются словами автора. ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 28

Прямая речь ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 29

На какие группы делятся части речи? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 30

Самостоятельные и служебные части речи ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 31

Какие слова нельзя разбить для переноса? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 32

Слова, состоящие из одного слога ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 33

Какое слово является многозначным: -топор ; -кисть ; -человек . ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 34

Кисть ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 35

В каком слове есть звук [Д , ]? -Дело ; -Подкова ; -Семнадцать ; -Отдать . ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 36

Дело ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 37

В каком слове звуков больше, чем букв: иней, осёл, пьёт, ёлка. ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 38

Ёлка ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 39

Наш алфавит произошел от кириллицы. Назовите её три первые буквы. ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 40

ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 41

Определите, какой частью речи является выделенное курсивом слово: Кто-то, накинув плащи, заторопился в столовую. ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 42

Имя существительное ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 43

Отметьте грамматическое значение слова снегопад: -выпадение снега; -существительное, мужской род, единственное число, именительный падеж. ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 44

существительное , мужской род, единственное число, именительный падеж ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 45

Расшифруйте ребус ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 46

Санкт-Петербург ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 47

Вставьте в предложение обобщающее слово: В пятом классе ребята изучают разные ________: математику, литературу, русский язык. ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 48

Предметы, дисциплины ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 49

К какой части речи относятся слова жгуч, могуч, хорош? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 50

Имя прилагательное ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 51

Какого рода существительное кофе? ВОПРОС Узнать ответ

Слайд 52

Мужской род ОТВЕТ ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Слайд 53

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Тема: «Занимательный русский язык»

Класс: 5

Тип: конкурс-викторина

Цель: закрепить и обобщить навыки и умения, полученные на уроках русского языка, а именно разделы: фонетика, лексика и фразеология, морфемика, морфология

Планируемые результаты:

Предметные: закрепление знаний учащихся по следующим разделам: «Фонетика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Лексика».

Метапредметные: развитие коммуникативных компетенций учащихся; осуществление продуктивного взаимодействия со сверстниками, умение находить выход из спорных ситуаций; расширение кругозора учащихся, развитие навыков практического применения имеющихся знаний; развитие творческого мышления, логики, воображения, внимания, наблюдательности; развить логическое мышление, письменную и устную речь; воспитывать любовь к русскому языку.

Личностные: способствовать воспитанию мобильной личности (мобилизация сил и энергии для решения поставленной задачи).

Оборудование: презентация, грамоты.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашей игре. Хорошего Вам настроения. Удачи!

- Сегодня у нас необычайный урок. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучноватым, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного, очень интересного.

- Ребята, сегодня мы проведём с вами игру по русскому языку. Для этого вам нужно разделиться на три команды  и выбрать капитанов.

-  А теперь, я объясню вам правила нашей игры. На экране  вы видите таблицу, в ней 5 тем:

В гостях у слова

В мире звуков и букв

Королевство морфем

Части речи

В мире предложений

-Далее, для каждой темы вы видите цифры 100,200,400,600,800 – это баллы, которые вы можете получить, если верно ответите на вопрос. У каждой команды есть возможность в порядке очереди выбирать любой вопрос и в течение минуты дать на него ответ. Если ответ правильный, то команда получает соответствующее вопросу количество баллов, если вопрос не верен, то на этот вопрос может ответить другая команда.

     -В ходе игры мы повторим все разделы русского языка, которые были изучены вами ранее, а также будем развивать логику, воображение и мышление. А также, мы увидим, насколько интересен и удивителен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нём знаменитые русские писатели:

А. С. Пушкин: «Русский язык – это выразительный и звучный язык, ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Л. Н. Толстой: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – бойкий и живой».

Иван Сергеевич Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

-Начнем игру, вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность. Как и всегда, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача!

В гостях у слова

100

200

400

600

800

 В мире звуков и букв

100

200

400

600

800

Королевство морфем

100

200

400

600

800

Части речи

100

200

400

600

800

В мире предложений

100

200

400

600

800

В гостях у слова

100 - Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада)

200 - В каких словарях разъясняется лексическое значение слов?

( Толковый словарь)

400- Какое слово является многозначным:

  • топор;
  • кисть;
  • человек.

(кисть)

600 -  Отметьте грамматическое значение слова снегопад:

-выпадение снега;

-существительное, мужской род, единственное число, именительный падеж.

(существительное, мужской род, единственное число, именительный падеж)

800 – Расшифруйте ребус

(Санкт-Петербург)

В мире звуков и букв

100 - Какая (какие) буква (буквы) в русском алфавите не обозначают звука?

(Ъ, Ь)

200- В каком слове есть звук [Д,]?

  • Дело;
  • Подкова;
  • Семнадцать;
  • Отдать.

(Дело)

400- Какие слова нельзя разбить для переноса?

(Слова, состоящие из одного слога)

600- В каком слове звуков больше, чем букв:

иней, осёл, пьёт, ёлка.

(елка)

800- Наш алфавит произошел от кириллицы. Назовите её три первые буквы.

Королевство морфем

100- Что изучает морфемика?

(Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы)

200-  Корень мой находится в «цене»,

 В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

В целом на уроках получали.

(оценка)

400- Укажите слово, в котором нет приставки:

  • походка;
  • полёт;
  • побережье;
  • покой.

(покой)

600- Строение, какого слова соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание?

прибежал           приставка  

промёрз               стенка

(приставка)

800- Какой суффикс имён существительных выдаёт кассир в магазине?

(Чек – замочек, кусочек)

Части речи

100- Кто живёт в стране Морфология?

(Части речи)

200- На какие группы делятся части речи?

(Самостоятельные и служебные)

400- Какого рода существительное кофе?

(Мужской род)

600- Определите,  какой частью речи является выделенное курсивом слово:
Кто-то, накинув плащи, заторопился в столовую.

(Имя существительное)

800- К какой части речи относятся слова жгуч, могуч, хорош?

(Имя прилагательное)

В стране предложений

100 - Подлежащее и сказуемое им не являются. В нём одно слово главное, а другое зависимое.

Что это такое?

(Словосочетание)

200 - Чего не хватает в предложении?
Ребята! Вы молодцы! -  похвалил учитель.

(кавычек)

400 - Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову?

(Однородные члены предложения)

600- Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Сопровождаются словами автора.

(Прямая речь)

800- Вставьте в предложение обобщающее слово:

В пятом классе ребята изучают разные ________: математику, литературу, русский язык.

(Предметы, дисциплины)

Физминутка

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Все вопросы разгаданы, теперь самое время обратиться к результатам нашей игры, чтобы узнать, кто же стал победителем.

(подведение итогов, награждение победителей).

Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше мероприятие. Надеюсь, что вы узнали много нового и интересного, а также восстановили в памяти знания по русскому языку, которые вы получили ранее.

Ребята, наша игра подошла к концу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса

данное мероприятие поможет  проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"

Цель:  закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.Задачи: привить интерес к русскому языку, с...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией

Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".

Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия.  Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка....