Трудные случаи пунктуации
статья по русскому языку (11 класс)

Панченко Елена Александровна

В статье разбираются все трудные случаи пунктуации в  сложных предложениях с разными видами связи: запятая перед союзом И и на стыке союзов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудные случаи пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи: запятая перед союзом И и на стыке союзов

На третьем занятии следует отработать навык постановки знаков перед союзом И и на стыке союзов.

Напоминаем о двойной функции союза И.

Для этого предлагаем сравнить два предложения:

1)    Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы использовать их в своих книгах.

2)    В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

    Предлагаем определить, в каком из предложений перед союзом И ставится запятая, а в каком нет.

 Следуя алгоритму, учащиеся устанавливают, что в первом случае союз И соединяет однородные сказуемыеписатель (что делал?) приглядывался и записывал, значит, запятая не ставится, а во втором – два простых предложения в составе сложного, где грамматические основы мы ужинали, девочка сказала,следовательно запятая необходима.

Руководствуясь алгоритмом, доставляем оставшиеся знаки. В первом случае ответ 2,3,4, во втором – 1,2,3,4.

   В качестве закрепления навыка постановки запятой перед союзом И предлагаем учащимся следующее задание:

  проанализируйте условия постановки запятой перед союзом И  в следующих предложениях. Какое из них отличается от остальных? (Предложения можно вывести на экран через проектор, распечатать в виде карточек или дать под запись).

А) Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из  Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

Б) Когда художник жил на Волге (1) он много времени проводил на берегу(2) и(3) если погода не позволяла (4) он непременно сидел (5) за мольбертом в квартире.

В) Даша перелистывала старый альбом (1) и (2) пока гости расхваливали торт(3) разглядывала фотографии и думала (4) о том (5) как быстро изменились лица и характеры её знакомых.

Г) Когда Николай вернулся домой (1) все домашние стали интересоваться его здоровьем(2) и (3) поскольку он ничего не отвечал(4) строили мрачные предположения.

Ответ: Б, так как в нём союз И соединяет части ССП, а в предложениях А,В,Г –однородные члены.

 

 Закрепим навык постановки запятой на стыке союзов.

Стык союзов – это пространство в предложении между двумя союзами (между двумя подчинительными, сочинительным и подчинительным).

 Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза НЕТ продолжения в виде союзов ТО, ТАК, НО. Можно предложить учащимся схемы-шпаргалки (рисуем на доске или демонстрируем на экране). Запятые и вторые части составных союзов должны быть выделены (лучше красным цветом), тогда схема действительно сработает.

…ИЕСЛИ …

…НОКОГДА …

…ЧТОЕСЛИ …

…ЧТОКОГДА…

…И ХОТЯ…, НО

…И ЕСЛИ …, ТО

…НО КОГДА …, ТО

…ЧТО ЕСЛИ …, ТАК

…ЧТО КОГДА…, ТАК

 

 Предлагаем следующие упражнения.

Упражнение 1. Сравните предложения. Чем они отличаются? Как меняется пунктуация?

1 вариант.

А) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) поездку придется отложить.

Б) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) то поездку придется отложить.

2 вариант.

А) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) начался дождь.

Б) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) то начался дождь.

 

Упражнение 2.  Отрабатываем с учащимися способ проверки правильности постановки запятой на стыке союзов. Напоминаем, что при правильной постановке запятых придаточное можно изъять или переставить в другую часть предложений.

Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом.(Ч.)  — Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна.

Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарись голубоватым светом. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся И и ТО.

Докажите правильность постановки запятой на стыке союзов, используя предложенный способ проверки.

1)    Январь выдался студёный (1) и (2) хотя жарко топили печь (3) окна обмёрзли.

(Январь выдался студёный (1) и (2) окна обмёрзли. (3) хотя жарко топили печь).

2)     Сначала никто не мог  понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3)когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

(Сначала никто не мог  понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак (3) когда народ спустился к реке).

3)    Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (2) если учесть тёплую осень того года (3) море было не очень холодным.

(Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (3) море было не очень холодным (2) если учесть тёплую осень того года).

 

Упражнение 3. Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания.

1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдутесли она занята делом (В. Токарева). 4. Вы действительно согласны с тем что нужно подставить левую щёку когда вас ударят по правой щеке? (О. Погорелов)

 

Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запятая не ставилась.

1)    Старик шел по улице и, когда поравнялся со школой, свернул вправо и скрылся за её оградой.

(Старик шел по улице и когда поравнялся со школой, ТО свернул вправо и скрылся за её оградой).

2)    Был ветер, и, хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.

(Был ветер, и хотя порог был заложен мешковиной, НО всё равно по полу тянуло холодом).

3)    Бригадир сообщил, что, если погода будет хорошая, завтра комбайны пойдут в поле.

(Бригадир сообщил, что  если погода будет хорошая, ТО завтра комбайны пойдут в поле).

4)    Отсюда берегов не было видно, и, если смотреть к городу, казалось, что воде нет конца.

(Отсюда берегов не было видно, и если смотреть к городу, ТО казалось, что воде нет конца.

 

Упражнение 5. «Корректор»

Дано три предложения. В двух из них допущены пунктуационные ошибки на правило «Знаки препинания при стечении союзов». Найдите и исправьте ошибки.

1. Я вернулся, чтобы надеть сапоги и куртку, но пока натащил на ноги сапоги, опять забарабанило по крыше. Больной, я сошел с крыльца и, едва ступив на мокрую траву, почувствовал сквозь сапоги, какая она мокрая.

2. Захотелось уйти, чтобы никого вокруг, и разрыдаться, как в детстве, но, когда я уходил из дома, – куда бы ни уходил, – на речке, в поле, в лесу, всегда было так хорошо, что я забывал о слезах.

3. Я зашел в вагон, а сестра не уходила с перрона, хотя я махнул ей из окна рукой. Всегда в день отъезда грустно, но когда я увидел на лице у Юли слезы, невольно вспомнил, как после смерти бабушки дядя Сеня женился и привез в Брошку Ляльку.

 (Ошибки в первом и третьем предложениях.)

Запятая не ставится перед сочинительным союзом

  1. Если в сложносочиненном предложении имеются общие второстепенные члены, относящиеся в равной степени к каждому простому предложению, знак препинания не ставится перед союзом.

К концу дня дождь перестал _ и ветер начал заметно стихать. Вокруг нас гулко жужжали шмели и пчёлы_ или трещали кузнечики. Крылья у гуся были растопырены _ и клюв был открыт. У берегов речки вода струилась по перемытым пескам _ или стояли глухие и глубокие омуты.

  1.  Наличие общего вводного слова или конструкции — причина отсутствия запятой между частями сложносочиненных предложений:

Кажется, каждый цветок похож на мак _ и от них пахло весной. Каждый человек, безусловно, не равен другому _ и тут уж ничего не поделаешь. По моему мнению, счастливы оптимисты _ и тяжело живётся унылым людям. Как сообщают средства массовой информации, в Японии происходят подземные толчки _ или существует угроза цунами в большей мере, чем в других странах мира.

  1.  Если обе части сложносочиненного предложения имеют общую частицу, запятая перед сочинительным союзом не ставится.

Только ветер прошелестел чуть слышно _ и пропищала ночная птица.

  1.  Знак препинания не ставится между двумя вопросительными, побудительными, восклицательными или назывными предложениями.  

Кто это нарисовал_ и отчего такие деревья кособокие? Сколько интересного ушло_ и его уже не воротишь! Не отступайте перед трудностями _ и будьте решительными в своих поступках! Задуйте свечу _ или отойдите от окна! Тишина _ и безмолвие белого снега. Синь высокого неба_ или сумрак густой тени тополей.

  1.  Существует еще одна причина отсутствия запятой между частями сложносочиненного предложения — это наличие в нём общей придаточной части, например:

Когда песня была допета, пассажиры стихли_ и никто не сказал ни слова, пока не замелькали за окном первые заводы и посёлки столичного пригорода. (Борис Полевой) Как только мы вышли на крыльцо, солнце спряталось за тучу_ и повеяло холодом. Если принесут необходимые бумаги, я не желаю напрасно терять времени _ и тут же мы продолжим нашу работу. 

Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса. (М. П.).

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской... (Л. Т.).

Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало). (А. Фет.)

[Тот, (кто жизнью живёт настоящей), (кто к поэзии с детства привык), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.

Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...

Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Конспект урока в 11 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»

На уроке повторения и обобщения знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»,«Орфография» происходит закрепление и отработка умен...

Трудные случаи пунктуации

Материал содержит описание трудных случаев пунктуации и иллюстрирован примерами...

Рабочая программа факультативного курса "Синтаксис. Трудные случаи пунктуации". 9 класс

Данный курс является дополнительным к основному курсу русского языка для 9 класса. Может использоваться как подготовка к итоговой аттестации....

Рабочая программа "Трудные случаи пунктуации"

Предлагаемая программа рекомендуется для проведения курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в 8 классе в средней общеобразовательной школе....