Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская слова»
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Чурсина Алевтина Александровна

    Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_slova_rabochaya_programma.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Вешняковская школа»

Принята на заседании педагогического совета …

от «__»________________2021___г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор________________

«___»_____________________2021__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мастерская слова»

Направленность программы: общеинтеллектуальная

Уровень программы: основное общее образование

Возраст учащихся: 12-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

                                                                         Чурсина Алевтина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Москва

2021


1 раздел. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: общеразвивающая

Уровень программы: основное общее образование

Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель и задачи программы

Цель программы – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы:

1.  Углубление знаний, развитие умений, совершенствование навыков по лексике, фразеологии, морфологии и синтаксису русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.  

2. Развитие творческих способностей и обогащение словарного запаса, совершенствование общего языкового развития учащихся, совершенствование коммуникативной культуры учащихся, развитие умения пользоваться разнообразными словарями, организации личной и коллективной деятельности.

3.  Воспитание культуры обращения с книгой, воспитание любви и уважения к родному языку.

Категория учащихся по программе: возраст учащихся 12-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

Формы и режим занятий: кружок. Количество часов – 1 учебный час в неделю. За год (34 недель) – 34 занятия.

Форма обучения:

-  очная

-  групповая

- индивидуальная (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Режим занятий:

занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени).

Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты

В течение учебного года обучения учащиеся получат возможность узнать:

теоретические сведения по лексикологии, фразеологии, морфологии, синтаксису русского языка; лингвистические термины; виды словарей, строение словарной статьи; основные жанры сочинений,

В течение учебного года учащиеся получат возможность научиться:

выполнять практические задания (участвовать в тематических конкурсах, олимпиадах, грамматических турнирах, выполнять тесты, работать над словом, работать с книгой, словарём, составлять ребусы, диалоги, редактировать предложения, писать изложения, сочинения-миниатюры, готовить сообщения, выполнять проекты).

Личностные результаты:

бережное отношение к слову, языку, осознание их как универсальной ценности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации.

2 раздел. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

Языкознание. Разделы языкознания.

Опрос

2.

Язык – вековой труд поколений.

   2

Лингвистическая игра «Происхождение слов».

2.1.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

1

Понятие пословицы, поговорки.

Виды словарей. Строение словарной статьи.

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском

языке.

2.2

Пословицы и поговорки о родном языке.

1

Тематические группы пословиц и поговорок.

Работа с текстами

Тест.

3.

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

2

Конкурс

Практическая работа.

3.1.

Лексикография – наука о составлении словарей.

1

Понятие лексикологии

 Конкурс – аукцион на

лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

3.2

Лексикография – наука о составлении словарей.

1

Словарная статья.

Составление словарной статьи.

4.

Не все годится, что говорится.

2

4.1

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

   1

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

Составление диалогов.

Игра «Кто больше?»

4.2

«Крылатые выражения» и «афоризмы».

    1

Понятия «Крылатые выражения» и «афоризмы».

Нахождение афоризмов и крылатых выражений в

произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Опрос

5.

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

    2

5.1

Фразеологизмы

    1

Фразеологизмы – синонимы и антонимы.

Фразеологизмы со значением цвета.

Работа с фразеологическим словарём.

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

5.2

Фразеологизмы

    1

Работа с фразеологическим словарём.

Работа с фразеологическим словарём.

Работа со словарем.

6.

Каков человек, такова его и речь.

    2

6.1

Орфоэпические нормы

    1

Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском

литературном языке.

Фонетический КВН.

Игра

6.2

Орфоэпические нормы

   1

Нормы орфоэпии.

Конкурс.

Тест

7.

«С русским языком можно творить чудеса!»

   2

7.1

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском

языке.

   1

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском

языке.

Практическая

работа «Составление словообразовательных гнёзд»

Практикум

7.2

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

   1

Словообразовательные элементы

«Составление словообразовательных гнёзд»

Практикум

8.

Различай и отличай.

    2

8.1

Правописание приставок.

    1

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

Тренировочные упражнения на правописание

приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Творческая работа

8.2

Правописание приставок.

   1

Правописание приставок пре- и при -

Тренировочные упражнения на правописание

приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тест.

9.

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

   2

9.1

Чередование гласных в корнях.

   1

Корни с чередованием.

Работа с текстами.

Викторина «Узнай меня».

9.2

Чередование согласных.

   1

Чередование согласных.

Работа с текстами.

Тест.

10.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

    2

10.1

Самостоятельные и служебные части речи.

   1

Самостоятельные и служебные части речи.

Употребление в речи

существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

Грамматический турнир.

10.2

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

   1

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Игра

11.

Нет той тайны, чтобы не была явна

   3

11.1

Решение филологических задач.

   1

 Логогрифы. Шарады. Метаграммы.

Решение филологических задач.

Кроссворд

11.2

Решение филологических задач.

   1

Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

Решение филологических задач.

Опрос.

11.3

Лимерики.

   1

Знакомство с жанром лимерика.

Игры с рифмой.

Создание лимериков по школьной тематике.

12.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

    2

12.1

Телефонный разговор.

   1

Общие правила телефонного разговора: краткость,

Содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое

произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса;

умеренная эмоциональность.

Составление диалогов.

Опрос

12.2

Телефонный разговор.

  1

Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

Творческая работа.

13.

В многословии не без пустословия.

   3

13.1

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

   1

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений

языковых норм.

Анализ текстов.

Творческая работа.

13.2

Монолог

   1

Этапы подготовки монолога: отбор материала,

расположение материала

Отбор материала

Опрос

13.3

Монолог.

   1

Словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

Подготовка монолога.

Тест

14.

По речи узнают человека.

   3

14.1

Диалог.

   1

Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания

речевого контакта с собеседником.

Составление диалога.

Устный ответ.

14.2

Тематика разговора.

   1

Правила выбора

темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками.

Практикум по составлению диалогов.

Конкурс знатоков речи.

14.3

Тематика разговора.

   1

Тематика разговора.

Практикум по составлению диалогов.

Практическая работа.

15

Что в имени тебе моем?

   3

15.1

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке.

   1

Знакомство с наукой

антропонимикой.

Работа с текстами.

Опрос.

15.2

Проект о происхождении имен

   1

Выбор темы, алгоритм выполнения

работы.

Сбор материала.

Защита проекта.

15.3

Проект о происхождении имен

   1

Выбор темы, алгоритм выполнения

работы.

Сбор материала.

Защита проекта.

16

Итоговое занятие

   1

Лингвистические термины.

Аукцион знаний

Конкурс.

Итого:

  34

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 34 учебные недели;

– одну учебную группу.

2.2. Содержание учебно-тематического плана

1 раздел. Вводное занятие

Теория: Языкознание. Разделы языкознания.

Практика: Диалог.

2 раздел. Язык – вековой труд поколений.

Тема 2.1. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

Теория: Понятие пословицы, поговорки.

Виды словарей. Строение словарной статьи.

Практика: Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском

языке.

Тема 2.2. Пословицы и поговорки о родном языке.

Теория: Тематические группы пословиц и поговорок.

Практика: Работа с текстами.

           3 раздел. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

            Тема 3.1. Лексикография – наука о составлении словарей.

Теория: Понятие лексикологии.

Практика: Конкурс – аукцион на

лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

            Тема 3.2. Лексикография – наука о составлении словарей.

Теория: Словарная статья.

Практика: Составление словарной статьи.

            4 раздел. Не все годится, что говорится.

            Тема 4.1. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

Теория: Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

Практика: Составление диалогов.

           Тема 4.2. «Крылатые выражения» и «афоризмы».

Теория: Понятия «Крылатые выражения» и «афоризмы».

Практика: Нахождение афоризмов и крылатых выражений в

произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

           5 раздел. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

            Тема 5.1. Фразеологизмы.

Теория: Фразеологизмы – синонимы и антонимы.

Фразеологизмы со значением цвета.

Практика: Работа с фразеологическим словарём.

            Тема 5.2. Фразеологизмы.

Теория: Работа с фразеологическим словарём.

Практика: Работа с фразеологическим словарём.

            6 раздел. Каков человек, такова его и речь.

            Тема 6.1. Решение филологических задач.

Теория: Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.

Практика: Фонетический КВН.

           Тема 6.2. Орфоэпические нормы.

Теория: Нормы орфоэпии.

Практика: Конкурс.

            7 раздел. «С русским языком можно творить чудеса!»

            Тема 7.1. Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

Теория: Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

Практика: Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд».

            Тема 7.2. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

Теория: Словообразовательные элементы

Практика: Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд».

            8 раздел. Различай и отличай.

            Тема 8.1. Правописание приставок.

Теория: Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

Практика: Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

             Тема 8.2. Правописание приставок.

Теория: Правописание приставок пре- и при -

Практика: Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

             9 раздел. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

             Тема 9.1. Чередование гласных в корнях.

Теория: Корни с чередованием.

Практика: Работа с текстами.

              Тема 9.2. Чередование согласных.

Теория: Чередование согласных.

Практика: Работа с текстами.

               10 раздел. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

                Тема 10.1. Самостоятельные и служебные части речи.

Теория: Самостоятельные и служебные части речи.

Практика: Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

                Тема 10.2. Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Теория: Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Практика: Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

                 11 раздел. Нет той тайны, чтобы не была явна.

                 Тема 11.1. Решение филологических задач.

Теория: Логогрифы. Шарады. Метаграммы.

Практика: Решение филологических задач.

                 Тема 11.2. Решение филологических задач.

Теория: Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

Практика: Решение филологических задач.

                  Тема 11.3. Лимерики.

Теория: Знакомство с жанром лимерика.

Практика: Игры с рифмой.

                  12 раздел. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

                   Тема 12.1. Телефонный разговор.

Теория: Общие правила телефонного разговора: краткость,

Содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое

произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Практика: Составление диалогов.

                     Тема 12.2. Телефонный разговор.

Теория: Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте.

Практика: Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

                     13 раздел. В многословии не без пустословия.

                      Тема 13.1. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Теория: Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм

Практика: Анализ текстов.

                      Тема 13.2. Монолог.

Теория: Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала.

Практика: Отбор материала.

                      Тема 13.3. Монолог.

Теория: Словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

Практика: Подготовка монолога.

                     14 раздел. По речи узнают человека.

                     Тема 14.1. Диалог.

Теория: Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания

речевого контакта с собеседником.

Практика: Составление диалога.

                     Тема 14.2. Тематика разговора.

Теория: Правила выбора

темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками

Практика: Практикум по составлению диалогов.

                    Тема 14.3. Тематика разговора.

Теория: Тематика разговора.

Практика: Практикум по составлению диалогов.

                   15 раздел. Что в имени тебе моем?

                   Тема 15.1. История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке.

Теория: Знакомство с наукой антропонимикой.

Практика: Работа с текстами.

                   Тема 15.2. Проект о происхождении имен.

Теория: Выбор темы, алгоритм выполнения работы.

Практика: Сбор материала.

                   Тема 15.3. Проект о происхождении имени.

Теория: Выбор темы, алгоритм выполнения работы.

Практика: Сбор материала.

                   16 раздел. Итоговое занятие.

Теория: Лингвистические термины.

Практика: Аукцион знаний.

                   

3 раздел. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

– входной контроль (срок проведения, форма);

–текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения);

– промежуточный контроль (формы контрольный занятий в течение учебного года);

– итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года).

Формы и критерии оценки учебных результатов программы: … (балльная, уровневая или символическая система оценивания, показатели, позволяющие фиксировать определенный балл, уровень или символ).

Формы подведения итогов реализации программы: … (формы публичной презентации образовательных результатов программы).

4 раздел. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Материально-техническое обеспечение программы

Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса …

Требования к мебели: Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Требования к оборудованию учебного процесса: Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации основной образовательной программы; обеспечен  дидактическими, дифференцированными раздаточными материалами  в соответствии с образовательной программой  образовательного учреждения, комплектом   заданий, тестов,  контрольных работ для диагностики выполнения требований образовательного стандарта, электронные образовательные ресурсы. В учебном кабинете должны быть в наличии постоянные и сменные учебно-информационные стенды.

Требования к оснащению учебного процесса: Помещение кабинета должно быть оснащено     техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.  

4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Перечень методических материалов к программе

Название учебного раздела (учебной темы)

Название и форма методического материала

1. Лексика и фразеология.

Валгина Н.С. и др.  Методическое руководство.

2. Орфоэпия.

Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева.

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ

Учебное пособие.

3. Словообразование.

Вепрева И.Т. Морфемика и словообразование современного русского языка: практикум: (учебно-методическое пособие).

4. Орфография.

Е. В. ЛИТУС.

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И

ПУНКТУАЦИИ. Методические материалы.

5. Морфология.

Методические материалы по курсу «Морфология». http://www.kspu.ru/page-13607.html

6. Культура речи.

 Землякова Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методическое пособие

7. Этимология.

Галинова Н.В. Русская этимология: учебно-методическое пособие.

Нормативно-правовые акты и документы

  1. Доступное дополнительное образование для детей: Федеральный проект. Утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года № 11.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242.
  4. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности (Департамент образования города Москвы, 2016 год).
  5. О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году: Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 (с изменениями от 7.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035).
  6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599.
  7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196.
  9. Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СаНПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
  10. Успех каждого ребёнка: Федеральный проект Национального проекта «Образование». Утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 3 сентября 2018 года № 10.
  11. Устав ГБОУ Вешняковская школа

                  Список литературы

Основная литература:

1. Большой академический словарь русского языка / Под ред. К. С. Горбачевича. СПб., 2004.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник. – 4-е изд. – М., 2003.

3. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. М., 2001.

4. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М., 2004.

Объяснительный словарь русского языка: Структурные слова: предлоги, союзы, частицы, междометия, вводные слова, местоимения, числительные, связочные глаголы / Под ред. В. В. Морковкина. – 2-е изд. – М., 2003.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.

6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006.

Рогожникова Р. П. Толковый словарь сочетаний, эквивалентных слову. М., 2003.

7. Русская грамматика: В 2 т. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.

8. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. М., 2003.

Дополнительная литература

  1. Словарь наречий и служебных слов русского языка / сост. В. В. Бурцева. М., 2005.
  2. Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд. – М., 1999.
  3. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1991

Интернет-сайты:

1. http://new.gramota.ru

2. https://www.textologia.ru

3. http://yagramotniy.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

Календарно-тематический план

N

Тема

1

Вводное занятие.

2

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

3

Пословицы и поговорки о родном языке.

4

Лексикография – наука о составлении словарей.

5

Лексикография – наука о составлении словарей.

6

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

7

«Крылатые выражения» и «афоризмы».

8

Фразеологизмы.

9

Фразеологизмы.

10

Решение филологических задач.

11

Орфоэпические нормы.

12

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

13

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

14

Правописание приставок.

15

Правописание приставок.

16

Чередование гласных в корнях.

17

Чередование согласных.

18

Самостоятельные и служебные части речи.

18

Звукоподражательные слова.

20

Решение филологических задач.

21

Решение филологических задач.

22

Лимерики.

23

Телефонный разговор.

24

Телефонный разговор.

25

Многословие.

26

Монолог.

27

Монолог.

28

Диалог.

29

Тематика разговора.

30

Тематика разговора.

31

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке.

32

Проект о происхождении имен.

33

Проект о происхождении имен.

34

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»

Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская журналистики"

Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская костюма»

Программа "Мастерская костюма" способствует формированию социально активной, критически мыслящей, креативной личности, обладающей ключевыми компетенциями, мотивированной на творчество, иннов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская подарков»

Цель программы: научить изготавливать подарки в технике "Модульное оригами".Задачи программы:Обучающие:познакомить с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника;учи...

Индивидуальный учебный план Сорокиной Ирины по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Мастерская чудес»

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения ручной труд занимает особое место. Он, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетичес...

Индивидуальный учебный план Разиньковой Натальи по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Мастерская чудес»

Направленность индивидуального учебного плана – художественная. Занятия по данному индивидуальному учебному плану  необходимы для того, чтобы ребенок смог раскрыть в них свои творческие спо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская солнца"

Дополнительная общеобразовательная программа "Мастерская солнца".Предназначение : обучение изобразительному искусству в целях дополнительного образования...