Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка
статья по русскому языку

Ахмедова Ильсияр Ильясовна

Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.

Технология проблемного обучения универсальна, ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахмедова И.И., учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 639 с углубленным изучением

 иностранных языков Невского района

Санкт-Петербурга

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка .

Слово “проблема” в русском языке многозначно. Наиболее общее его значение - “сложный вопрос, задача, требующая решения”

С.И. Ожегов

Не секрет, что одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно выразить мысли. Задача словесника – сделать урок русского языка интересным наряду со сложным материалом, воспитать ученика так, чтобы он чувствовал закономерности языка, был грамотным. Пути достижения этого могут быть разными: это и добрый учитель, который идет на поводу, это и нетрадиционные формы проведения уроков, это и использование элементов игры.  Но, самое главное, мы должны научить ребенка мыслить.

Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.

Технология проблемного обучения универсальна, ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.

Итак, проблемное обучение — это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.  Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий.

Любая проблема берет свое начало в проблемной ситуации: осознав возникшее затруднение как неразрешимое при данном уровне знаний, ученик проникается желанием найти выход из создавшейся ситуации посредством мышления, т.е. принимать проблему к решению. С этого момента проблема превращается для него в задачу, требующую мыслительной активности, так как ученику известно, для чего говорить, о чем говорить и неизвестно, как надо формулировать мысль, какие средства общения следует использовать.

Проблемное обучение позволяет:

-учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;

-создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере возможности;

-построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования;

-способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной литературой, целесообразно использовать информационные технологии;

-научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями

Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для них познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы».

 Чаще всего проблемное обучение используется на уроках объяснения нового материала. В процессе проблемного изложения материала ученики сами находят решение, выдвигают гипотезы, доказывают свою точку зрения, формулируют тему урока, цель. У них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования. Средствами проблемного обучения являются проблемные вопросы, ситуации, задачи.

Какими бы ни были программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке.

Известно, что творческие способности человека чаще всего рождаются стихийно, ими нельзя управлять напрямую. Они развиваются в совместной деятельности с учителем. Эта деятельность будет носить продуктивный характер, если будет организовываться систематически, если окажется увлекательной для всех, если каждый из ребят сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.

На мой взгляд, проблемное обучение является наиболее эффективным способом активизации мышления учащихся. Поэтому в своей работе я стараюсь применять на уроках технологии методы проблемного обучения, например, приём выдвижения гипотез, экспериментальное исследование, эвристическую беседу, проблемное изложение материала.

ПРИМЕР (из опыта работы)

5 класс, тема «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова».

НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

Ж..лтый
ч..рный
пч..лка
ш..пот

Ш..рох
крыж..вник
ш..колад
ш..в

- почему слова распределены на 2 столбика?

-  какая проблемная ситуация возникает при написании данных слов?

- что общего в данных словах?

     Структура урока в системе проблемного обучения: возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы, поиск решения (выдвижение предположений), выражение решения (воспроизведение знаний), реализация продукта.

      Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использования ранее усвоенных знаний в новых практических условиях.

    «Открытие» детьми нового знания строится на основе мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включать задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Это задания типа: найди лишнее (можно в форме игры «3» лишний), раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти. Здесь можно использовать парную, групповую работу.

       Творческое взаимодействие осуществляется при помощи мотивационной последовательности, позволяющей школьнику заинтересованно и грамотно решить проблему. Эта последовательность обеспечивает, во-первых, активизацию внимания привлекательностью самого обращения к ним и диалога; во-вторых, поддерживает интерес к теме урока как непременного условия творческого обучения; в-третьих, зримо, конкретно воспринимается учебный материал. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила. Деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, организует учебно-познавательную деятельность учащихся.

6 класс. Понятие о причастии.  ( Учеб / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.)

Держу в руках мячик и показываю, задаю вопросы, в ходе диалога делаю записи на доске

КАКОЙ?

                      Маленький                                                           падающий

                      Желтый                                                                 упавший

                      Теннисный                                                            летящий

 - Ребята, к какой части речи вы отнесете данные слова?

 - Как вы это определили?

Дальше идет работа по теме урока.

Дети должны чувствовать себя непринужденно на уроке; видеть, что любое их мнение принимается, что в любой теме (даже знакомой) есть что-то новое, которое, опираясь на уже известное, они должны увидеть, вывести, запомнить.

5 класс. «Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах».  ( Учеб / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.)

Внимание! Проблема!

[вад’и́ца] [вад’и́ца] [во́д’ица]

Води́ца; води́ться; во́дится

[т’э́пл’ица] [т’э́пл’ица][т’ипл’и́ца]

Те́плиться; те́плится; тепли́ца

Что заметили?

Переносица; переносится; переноситься.

Водица; водится; водиться.

Теплица, теплиться, теплится.

 Не путайте формы глаголов с существительными,

 которые оканчиваются на –ца!

Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

   Это задание на ошибку, которая возникает при путанице форм глаголов с существительными, оканчивающимися на –ца. При выполнении надо учитывать лексическое значение слов.

     При изучении русского языка надо пытаться сделать так, чтобы ребята не формально подходили к правилам, а осознанно. Применение проблемного обучения в этом помогает. Практика показывает, что ученики легче применяют полученные знания в новых условиях, правильно выполняют разные закрепляющие упражнения, одновременно развиваются творческие способности. А уроки, в основе которых лежит проблемная ситуация, проходят живо и интересно. На таких уроках учитель вооружает ребят не только знаниями, но и учит их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры для создания проблемной ситуации на уроке

( Учеб / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.)

1.        Класс 7

Тема: «Правописание наречий, образованных от существительных»

- Перед вами следующие слова, прочитайте их и подумайте, являются ли данные слова наречиями, что общего между ними в написании и чем они отличаются (слова выводятся на экран)?

(В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти, (в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)уздцы, (в)смятку, (на)изусть. (Данные слова являются наречиями, так как отвечают на вопросы как? где? почему? и др. Написание этих слов объяснить пока мы не можем, но можем посмотреть в словарях).

- Правописание наречий – сложнейшая область современного русского письма. Сегодня в центре нашего внимания наречия, образованные от имен существительных, которые составляют очень многочисленную группу слов.

2.        Тема «Способы подчинительной связи» (8 класс)

                   Книга

  племянника   мужа    учительницы     сына     моего    соседа

 - Легко ли найти владельца книги в этой запутанной конструкции?

4.        Тема «Слово и его формы» (5 класс)

         Рука руку моет

   - Сколько слов в предложении?

5.        Тема «Наклонения глагола» (5 класс)

          Словарный диктант: понял бы, бережет, жжет, напиши, собери, сыграл бы, прочитай, вернулся, чувствуют, участвовал бы.

  - Распределите слова на группы…

  - В какой группе глаголы изъявительного наклонения? условного? повелительного?

  - Тема, цель (формулируют ученики)  

6. Тема: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы» (5 класс).

Чтобы узнать тему нашего урока, проанализируем предложение

Ловкий спортсмен вырвался вперёд.

Определите часть речи всех слов в предложении.

       прилаг.            сущ.                   глаг.             нареч.

Слово «вперед» - наречие. Что такое наречие? (Наречие – самостоятельная часть речи, которая чаще всего относится к глаголам и обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? почему? зачем? и другие).

Это изменяемая или неизменяемая часть речи? (Неизменяемая)

Как вы это понимаете? (Это значит, что наречие в любых условиях в предложении остается неизменным)

        Изменяются ли другие слова в предложении? (Имена существительные прилагательные и глаголы изменяются)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Сформулируйте цель урока.

Вспомнить, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы, уметь определять их грамматические признаки.

Литература

1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М., : Знание. 1991.- 80 с. (серия «Педагогика и психология», №4

2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., «Просвещение», 1977., 240 с.

3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, 181 с.

4. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., «Просвещение», 1975, 148 с.

5. Статья Г.П. Кирилиной «Проблемное обучение на уроках технологии как условие повышения качества учебной деятельности» (Открытый урок, SSN 2410-2830. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-65466 от 04.05.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка

Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе....

"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...

Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».

Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики.

В статье описана суть проблемного обучения; классические, сокразенные и мотивирующие приемы создания проблемных ситуаций на примере урока математики (из опыта работы)....

«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»

Данная статья предназначена  для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка

Данная статься посвящена роли проблемных ситуаций в уроке иностранного языка. Автор раскрывает актуальность данного методического подхода как в связи с обновлениями ФГОС. В материале рассматриваются в...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка (из опыта работы)

Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Задача учителя не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать...