«Совершенствование орфографических умений и навыков учащихся на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку

Балашова Ольга Владимировна

Русские интеллигенты начала XX века (инженеры, врачи, юристы, банкиры, артисты и др.) с раннего детства усваивали простую истину – быть безграмотным неприлично! К сожалению, в наши дни резко упал уровень грамотности среди населения. Даже в газетах, журналах, книгах встречаются орфографические и пунктуационные ошибки. Своими корнями это бедствие уходит в начальную и среднюю школу и влечет за собой и скудость языка, и убогость мышления. Многие считают, что все ошибки за них “компьютер исправит”. Современные дети мало читают (книгу вытеснили TV, компьютер), их лексический запас ограничен, и поэтому проблема грамотности для них оказывается одной из самых сложных.       

 Известный лингвист Рождественский Н.С. в своей работе «Метод сопоставления в занятиях по орфографии» писал: «Русская орфография – явление довольно сложное. Не видя в орфографии системы, ученики представляют себе правописание как свод разрозненных, не объединенных правил. Одна из задач методики орфографии – сократить до минимума правила,  …дав такие общие нормы, под которые отдельные правила подходили бы как части к целому».                                                                                

       Я поддерживаю мнение учёного, так как считаю, что для повышения орфографической грамотности недостаточно  правильно объяснить, мало показать, где его применить. Нужно научить школьников, как применить правило. Очень часто в своей практике я сталкиваюсь с таким явлением, что ребёнок прекрасно знает правило, чётко отвечает его на уроке, а на письме воспользоваться им не может и делает коварные ошибки. Таких случаев можно привести очень много.

      Почему же знание правил зачастую становиться мёртвым грузом, ученик не знает,  как их можно применить?  Здесь нужно обратиться к опыту передовых учителей – словесников, включающих при объяснении материала помимо понятия «орфограмма» и ещё один немаловажный термин «опознавательный признак орфограммы». Именно такой подход  применяю на  своих уроках, где опознавательным признакам  отвожу огромное  внимание. Работая с детьми, мы должны идти от звука к букве, показывая, как слово произносится и как пишется. Изображая на доске схему, я делаю это цветными мелками для лучшего восприятия:

         зима,                                                                                                                                

 [и]   земля, 

         ряды

      Работая с пятиклассниками по этой схеме, предлагаю им следующие вопросы:

 - Ребята, давайте вместе  произнесём, записанные слова, а затем вы скажете, какой звук произносится на месте выделенных букв?

-Почему на месте произносимого звука [и]  пишутся буквы е, и, я? Затем предлагаю продолжить каждую из групп примерами и записать в тетрадки. Ребята видят противоречие между произношением и правописанием, определяют причину появления в словах орфограммы.                                                      

      Очень часто учителя сталкиваются с тем, что дети «как слышат, так и пишут». В моей практике был такой случай, когда мальчик писал в глаголах  в неопределённой форме и в третьем лице  единственного числа вместо тс-ц. Прибегнув два раза к следующей схеме, закрепив её объяснительным диктантом, я добилась желаемого результата.

 

            ц               цыплёнок

 [ц]      т                купается

         ться             купаться

          дс                городской

      Благодаря таким приёмам ученик подходит  к тому, что в последствие чётко видит в  слове орфограмму. Я всегда, записывая на доске дату, прошу назвать орфограммы. Учащимся нетрудно это сделать. А на вопрос: почему вы назвали эти буквы, они дают простой ответ: эти буквы вызывают затруднение при написании.                                                                                       

    Раздел «Орфография» -  самый сложный пункт в лингвистике. Начинать его изучение нужно с «Путешествия в страну Орфографию», уроки необходимо начинать, объявляя тему, остановку, станцию. Тогда уроки будут намного продуктивнее. В начальной школе, в 5-7 классах учитель должен приложить все усилия, показать мастерство, прибегая за помощью и к образной речи, и к жестам, порою-к мимике, дать детям опознавательный признак, изучая определённую орфограмму. Так, например, изучая тему: «Правописание и, а, у после шипящих»  я прибегаю к методу Л.И. Журавлёвой и начинаю урок с сообщения о том, что шипящие - капризные звуки. Они недаром предупреждают: «Осторож-ж-жно, мы ш-ш-шипящ-щ-щие: с одними гласными буквами вообще знаться не хотим (ы, я, ю), с другими стоим по настроению (о, ё). С детьми вместе произносим шипение шипящих, ребята приводят примеры слов, в которых употребляются ж, ш, ч, находят в них «ошибкоопасные места», а учителю необходимо при этом заметить, что это и есть сигнал, где может быть орфограмма.

     Изучая ту или иную  орфограмму, учитель вместе с детьми должен пройти определённый путь, прежде чем познакомиться с её формулировкой. При этом необходимо использовать не только материал учебника, но и различные наглядные пособия, например, таблицы. В случае их отсутствия можно воспользоваться классной доской и цветными мелками или презентацией.  Вот как можно, к примеру, начать урок «Правописание ь и ъ разделительных знаков». Материал для наблюдения на доске закрыт:  Солю - солью, Коля - колье,                                                                                                            сел - съел,  полёт - польёт.                                                                                                                                  Учитель произносит  данные слова по группам,   голосом выделяя  [й], обращается к классу:  - Чем отличается в произношении слова  второго столбика?   Какой в них общий звук?

- Как отразилось это на письме? (Открывается запись).         

- В словах, где слышится  [й] на письме есть ъ и ь разделительные знаки.                

- Выведем закономерность правописания ъ и ь, для этого обратимся к новому материалу на доске, предназначенного для наблюдения (Открывается запись).

Бьём, объём, сэкономить, вьюга, предъюбилейный, уехал, сагитировать, пьеса, въехать, доехал,                                                                  листья, объявился, появился, появимся, обучить, воробьи.                                                                                                                                       Рассмотрим первые два столбик и ответим на вопросы:                                                                                        - Что общего в положении ъ и ь разделительных знаков?                                                                         - Перед какими буквами они находятся?                                                                                                                                            - Перед е, ё, ю, я;  ещё перед и (воробьи).  Учитель или кто-то из учеников подчёркивает условия выбора орфограмм двумя чёрточками. 

 - Чем отличаются слова другого столбика? 

 - В них есть приставки, ъ пишется после приставки, ь-в корне.                                               

- Обратимся к третьему столбику. В словах тоже есть приставки.                                     

- Почему нет ъ? Чем различаются приставки?                                                                        

- Там, где ъ приставки оканчиваются на согласный звук. А где его нет - на гласный.                                                                                                                          - Почему же в словах сэкономить, сагитировать, обучить после приставок на согласный не пишется ъ?                                                                                               

  - Нет второго условия - букв е, ё, я, ю. И в них не слышно [й].                                

  - Какой делаем вывод?                                                                                 

 -  Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, я, ю только после приставок на согласные. В остальных случаях перед теми же буквами и и пишется ь.    

Такая устная работа требует определённого времени на уроке, но имеет, на мой взгляд, продуктивность.

       В последнее время я всё чаще обращаюсь к нетрадиционной методике Тацкого П.С., получая при этом желаемый результат. В основе его методики - орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребёнок должен несколько раз повторить, как оно пишется.

Многолетние наблюдения позволили сделать выводы, что чаще всего учащиеся допускают ошибки при письме в последних словах, в словах-сказуемых, в рематической части высказывания. Повысить уровень орфографической грамотности учащихся удается, если с первого года обучения в средней школе целенаправленно проводить работу по орфографии с ориентацией (на каждом этапе) на формирование определенной системы базовых данных, умений, навыков, которыми должны овладеть ученики. «Пиком интенсивности» в овладении учащимися орфографическими умениями является 5 класс. Начиная с пятого класса можно вычленить две  группы орфограмм, являющихся не только частотными, но и основными для достижения конечного результата.

 1 группа. Звуко - буквенные написания, регулируемые правилами (правилосообразные написания).

2 группа. Звуко - буквенные написания, не регулируемые правилами (то есть написания, определяемые в словарном порядке, а также слова, пишущиеся с прописной буквы).

Это деление условное, но оно дает возможность ориентироваться в написании проверяемых-непроверяемых орфограмм, овладевать общими правилами:

«Ищи проверочное слово, обратись к правилу» (для правилосообразных написаний).

«Ищи этимологию или загляни в словарь» (для нерповеряемых написаний).

«Определи, что слово  обозначает: собственное наименование или нарицательное» (для прописной буквы).

Приемы обучения грамотности.

Списывание недеформированного связного текста с предварительным анализом правописания определенных слов. Это развивает у учащихся способность видеть орфограммы. Тексты для списывания использую связные. Чтобы воспитать учащихся на лучших образцах современного русского литературного языка, рекомендую дома заучивать наизусть поэтические тексты, крылатые выражения,  используемые в этих упражнениях. В начале учебного года даю ученическую памятку «Как списывать текст».

Если требуется только списать текст:

Если задание «списать текст» является одним из заданий к упражнению:

1.Прочитай внимательно текст.

2. Выясни смысл незнакомых слов.

3.Выпиши эти слова. Подчеркни в них все орфограммы. Составь с каждым из данных слов предложение или словосочетание.

Проговорить текст по слогам.

4. Проговори сложные и трудные для тебя слова по слогам.

Спиши текст.

5. Спиши текст.

   

 

Такая работа развивает внимание к графической стороне письма, способствует отработке навыков чистописания и безошибочного оформления записи. навыков самоконтроля.

Немного замечаний о письме по памяти

При работе в среднем звене (6 -8 кл.) обнаружилось плохое знание ранее выученных стихотворений по литературе. В качестве итоговой контрольной работы на уроке русского языка ученики писали по памяти выученный наизусть текст из предложенных трех на выбор 8 кл.

Лермонтов. «Мцыри»

Паустовский . «Телеграмма»

Рубцов. «Посвящение другу»

Результат этой работы значителен. Это не только оценка, но и приобщение к поэзии, художественному слову, культуре, это насыщение памяти, что важно

для каждого ученика как личности.

Выборочное письмо.

В ходе выполнения таких упражнений внимание учащихся акцентируется на правописании слов с орфограммами связных текстов с иной (по сравнению с начальными классами) лексической основой. Объяснение, обоснование написанного (на основе краткого логического рассуждения). Эти упражнения необходимы как звено, связующее теорию с практикой. С помощью данных упражнений вырабатываются умения.

IV. Классификация орфограмм

В ходе выполнения данных упражнений формируется дифференцированный подход к орфограммам.

Изучение нового правила. Знание правила и умение его применять – не одно и то же. Работа над правилом

После изучения правила, руководствуясь алгоритмом, объяснить грамотно написанное на доске слово с орфограммой. Первое упражнение – списывание с пропущенными орфограммами только на это правило. Ученики по очереди объясняют.

Полусамостоятельная работа с использованием сигнальной карточки:  сначала объясняют, только после этого записывают. (Предупредительный диктант).

Последнее упражнение – самостоятельно. Проверка после записи. Диктант «Проверяю себя», предложения, где 3-5 слов на данную орфограмму. Самопроверка или взаимопроверка.

Важно, чтобы ученик понимал суть орфографического и пунктуационного правила. Тогда он легче, успешнее научится им пользоваться. Учу анализу правила, выделять его структурно-смысловые части. Для этого использую в работе общий ключ к анализу (по Ладыженской, Зельмановой).

- что пишется (норма);

- в каком случае (условие);

- как действовать (действие);

- как обозначать (обозначение);

- как озаглавить (заголовок).

Пример:

«Буквы ё-о после шипящих в корне»

В корне после шипящих пишется ё – норма.

Условие: если обозначает ударный звук, если он в корне

Модели описания способов применения правила эффективны для учеников с логическим типом мышления. Для детей с наглядно-образным восприятием мира эти модели сложны или совсем неприемлемы. На этапе обучения правилосообразным действиям использую иллюстрацию на альтернативу алгоритму и схеме.

Части слова – морфемы

Сообщаю о важности этого раздела: 64% всех орфографических правил требует знания частей слова, умения их определить.

«Если знаешь части слова,

Ты напишешь их толково».

Даю план разбора:

1.Даю определение части речи.

2.Грамматическое значение окончания

3.Основа (членимая-нечленимая, производная-непроизводная).

4.Корень, однокоренные слова.

5.Приставка.

6.Суффикс.

7.Словообразовательный разбор.

Одной из причин неверного написания слов является морфемная слепота. Если человек не видит приставки, корня, суффикса, то он не может реализовать информацию о том, что на стыке двух морфем (приставки и корня, корня и суффикса) пишутся удвоенные согласные.

Карточки-задания. «Вставь пропущенную морфему»

                                        Карточка 1

Какую картину представляете при чтении этого стихотворения?

Спишите, вставляя и графически обозначая пропущенные морфемы.

Ночь выходит из горы,

Ночь обходит все дворы,

Все сады лимон..ые.

Тёмные,

Сон..ые,

Синие,

Все долины чайные,

Чёрные,

Тайные,

Все заливы пен..ые,

Лун..ые,

Бледные.

Только в утрен..юю пору

Ночь опять уходит в гору.

                  Э. Мошковская

Правило «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

Ошибки в разборе по составу слов типа по-смотр-еть, о-слыш-ал-ся и т.п. свидетельствуют о том. что учащиеся не воспринимают глагольные суффиксы перед –ть в неопределенной форме и перед  -л- в прошедшем времени как самостоятельную морфему. предлагаемое упражнение помогает увидеть «трудный» суффикс, осознать его самостоятельность в составе слова и его правописание.

                                                            Карточка 2

Списать предложения, вставляя и графически обозначая опущенные морфемы.

Сошли снега, раста..л лёд, земля строительство ведет. (В.Шефнер)

Раста..ла снегов печаль и пролегла дорога вдаль. (М.Стельмах)

Мы жито се..ли, а ветры ве..ли, былинку каждую для нас леле..ли. (Н.Рыленков)

Я замет..л первый, я увид..л первый шерстяные рукавички на руках у вербы. (Б.Белова)

Большое внимание в работе уделяю дифференцированному подходу к учащимся при изучении темы «Суффиксы –о  -  -а в наречиях с приставками из-, до- ,с-  и  в- , на- , за-» (карточки, кубики с морфемами на составление слов). Такие задания даются не только слабым, но и сильным учащимся.

Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к упражнению и их выполнение. Задания на сравнения, сопоставления, творческие задания. «Что бы я хотел получить в наследство»  (условное наклонение). Использование книг по занимательной грамматике, словарей при подготовке сообщений.

Стараюсь представлять материал по повышению грамотности, опираясь на опознавательные признаки орфограмм, блоками. Изучение некоторых тем объединяю по сходству. Например: учащиеся видят противоречия между произношением и правописанием: слышится [ -ца ] (правописание  -тся – ться в глаголах)

Белая курица                           Вулкан курится

Болит переносица                  Собрание переносится

Чистая водица                         Не стоит с ним возиться

Ответьте на вопросы:

- Что общего в произношении? (слышится [ -ца ]).

- А как написано? (по-разному). Вывод: значит, здесь есть орфограмма.

- Каков опознавательный признак? ([-ца ]).

- Что повлияло на правописание? Чем они различаются? (части речи разные)

Словарная работа.

На уроках постоянно ведется словарная работа. Ученики при выполнении упражнений работают со словарями. Начиная с 5 класса, дети в начале урока записывают словарные слова из различных разделов, проговаривая их и объясняя написание:

словарь трудных слов;

словарь корней;

словарь «Говори правильно»

Работа над ошибками.

Дети выписывают слова с орфограммами, в которых допустили орфографические ошибки, подчеркивают их, указывают пунктуационные ошибки.

Орфограммы должны знать. Это дополнительный вопрос при ответе

Два-три слова  на данную орфограмму самостоятельно.

Диагностика при обучении орфографии и при поступлении детей.

Предварительно-диагностический словарный диктант. (Выбираю наиболее трудные для класса слова). В первый день ученики пишут в рабочей тетради словарный диктант из 10-12 слов, содержащих выбранную орфограмму. Диктант проверяется сразу: слова записываются на доске, я поясняю их написание, ученики исправляют ошибки в тетрадях. Домашнее задание: составить рассказ из 4-5 предложений с использованием слов из словарного диктанта. В классе – взаимопроверка. (1-2 работы проверяет учитель). Домашнее задание: подготовьтесь к контрольному диктанту (написать дома под диктовку 10-15 слов). Третий день: контрольный диктант из 20 слов с той же орфограммой (10 прежних + 10 новых). Такая работа эффективна, количество ошибок уменьшается.

Компактное ознакомление с орфографическим материалом

Сравнительно небольшие по количеству часов орфографические темы постоянно сменяются длительными «неорфографическими» периодами. В неорфографический период удержать практические умения крайне сложно.

Поэтому в своей работе применяю метод компактного ознакомления с орфографическим материалом. Это в свою очередь формирует у учащихся представление о русском правописании как о стройной, логически обоснованной,  доступной для осознания и освоения системы. При работе над практической грамотностью руководствоваться обобщенно-сопоставительными правилами удобно. Одно из требований – минимальное количество операций при его использовании. Доступность обобщенно-сопоставительных правил позволяет уже в 5 классе овладеть всеми положениями написания о – ё после шипящих и всеми компонентами обобщенного блока «написание  слов с шипящими на конце».

Обозримость материала позволяет также решить проблему коррекции знаний. К.Д. Ушинский писал: «Расширить свои знания можно лишь тогда, когда смотришь в глаза своему незнанию». Таким образом идет интенсивное обучение правописанию.

Задача удержания умений является наиболее сложной в процессе обучения орфографии. Повторение только что изученного проводится при освоении нового материала. Например, «Орфографические разминки» (слова использую для составления предложений, текстов). Так отработка написания о, ё после шипящих в 5 классе проводится вслед за изучением написания слов с шипящими на конце. В «орфографической разминке» использую дидактические материалы, насыщенные изучаемыми и закрепляемыми орфограммами:

встаешь с первым лучом; открываешь окна настежь; пробирает дрожь; плащ с капюшоном и т.д.

При изучении следующей темы – «Буквы и, ы после ц» удерживается написание слов с шипящими на конце и написание о. ё после шипящих:

воротничок из цигейки, жесткая циновка, шел на цыпочках, желтенький цыпленок,  опасный циклон. гиацинт пахуч.

Далее следует изучение правописания корней с чередованием и продолжается работа по удержанию уже выработанных умений:

репортаж; решающий матч; шелковая блестящая трава; собираются в центре поля; приложить усилия; темп игры нарастает; трибуны замерли.

Основные положения технологии интенсивного обучения грамотному письму:

нормы правописания излагаются компактно; обучение проводится на основе доступных обобщенно-сопоставительных правил; базовые теоретические сведения, необходимые для изучения правил, актуализируются в логике освоения норм правописания;

удержание орфографических умений обеспечивается многократным систематическим повторением всего изученного ранее.

Целью освоения норм правописания, в конечном счете, является свободное письмо. Поэтому считаю, что завершать изучение каждой темы необходимо серией упражнений, связанных с изучаемым и повторяемым материалом, объединенных общей темой высказывания и реализуемой задачей по развитию речи: сочинение по опорным словам; восстановительный диктант; свободный диктант; изложение с творческим заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovershenstvovanie_navykov.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

«Совершенствование

орфографических умений и навыков учащихся

на уроках русского языка»

Выполнила: учитель русского    языка и литературы Балашова О.В.

Саратов, 2022


Русские интеллигенты начала XX века (инженеры, врачи, юристы, банкиры, артисты и др.) с раннего детства усваивали простую истину – быть безграмотным неприлично! К сожалению, в наши дни резко упал уровень грамотности среди населения. Даже в газетах, журналах, книгах встречаются орфографические и пунктуационные ошибки. Своими корнями это бедствие уходит в начальную и среднюю школу и влечет за собой и скудость языка, и убогость мышления. Многие считают, что все ошибки за них “компьютер исправит”. Современные дети мало читают (книгу вытеснили TV, компьютер), их лексический запас ограничен, и поэтому проблема грамотности для них оказывается одной из самых сложных.        

 Известный лингвист Рождественский Н.С. в своей работе «Метод сопоставления в занятиях по орфографии» писал: «Русская орфография – явление довольно сложное. Не видя в орфографии системы, ученики представляют себе правописание как свод разрозненных, не объединенных правил. Одна из задач методики орфографии – сократить до минимума правила,  …дав такие общие нормы, под которые отдельные правила подходили бы как части к целому».                                                                                

       Я поддерживаю мнение учёного, так как считаю, что для повышения орфографической грамотности недостаточно  правильно объяснить, мало показать, где его применить. Нужно научить школьников, как применить правило. Очень часто в своей практике я сталкиваюсь с таким явлением, что ребёнок прекрасно знает правило, чётко отвечает его на уроке, а на письме воспользоваться им не может и делает коварные ошибки. Таких случаев можно привести очень много.

      Почему же знание правил зачастую становиться мёртвым грузом, ученик не знает,  как их можно применить?  Здесь нужно обратиться к опыту передовых учителей – словесников, включающих при объяснении материала помимо понятия «орфограмма» и ещё один немаловажный термин «опознавательный признак орфограммы». Именно такой подход  применяю на  своих уроках, где опознавательным признакам  отвожу огромное  внимание. Работая с детьми, мы должны идти от звука к букве, показывая, как слово произносится и как пишется. Изображая на доске схему, я делаю это цветными мелками для лучшего восприятия:

         зима,          

 [и]   земля,  

         ряды

      Работая с пятиклассниками по этой схеме, предлагаю им следующие вопросы:

 - Ребята, давайте вместе  произнесём, записанные слова, а затем вы скажете, какой звук произносится на месте выделенных букв?

-Почему на месте произносимого звука [и]  пишутся буквы е, и, я? Затем предлагаю продолжить каждую из групп примерами и записать в тетрадки. Ребята видят противоречие между произношением и правописанием, определяют причину появления в словах орфограммы.                                                      

      Очень часто учителя сталкиваются с тем, что дети «как слышат, так и пишут». В моей практике был такой случай, когда мальчик писал в глаголах  в неопределённой форме и в третьем лице  единственного числа вместо тс-ц. Прибегнув два раза к следующей схеме, закрепив её объяснительным диктантом, я добилась желаемого результата.

            ц               цыплёнок

 [ц]      т                купается

         ться             купаться

          дс                городской

      Благодаря таким приёмам ученик подходит  к тому, что в последствие чётко видит в  слове орфограмму. Я всегда, записывая на доске дату, прошу назвать орфограммы. Учащимся нетрудно это сделать. А на вопрос: почему вы назвали эти буквы, они дают простой ответ: эти буквы вызывают затруднение при написании.                                                                                      

    Раздел «Орфография» -  самый сложный пункт в лингвистике. Начинать его изучение нужно с «Путешествия в страну Орфографию», уроки необходимо начинать, объявляя тему, остановку, станцию. Тогда уроки будут намного продуктивнее. В начальной школе, в 5-7 классах учитель должен приложить все усилия, показать мастерство, прибегая за помощью и к образной речи, и к жестам, порою-к мимике, дать детям опознавательный признак, изучая определённую орфограмму. Так, например, изучая тему: «Правописание и, а, у после шипящих»  я прибегаю к методу Л.И. Журавлёвой и начинаю урок с сообщения о том, что шипящие - капризные звуки. Они недаром предупреждают: «Осторож-ж-жно, мы ш-ш-шипящ-щ-щие: с одними гласными буквами вообще знаться не хотим (ы, я, ю), с другими стоим по настроению (о, ё). С детьми вместе произносим шипение шипящих, ребята приводят примеры слов, в которых употребляются ж, ш, ч, находят в них «ошибкоопасные места», а учителю необходимо при этом заметить, что это и есть сигнал, где может быть орфограмма.

     Изучая ту или иную  орфограмму, учитель вместе с детьми должен пройти определённый путь, прежде чем познакомиться с её формулировкой. При этом необходимо использовать не только материал учебника, но и различные наглядные пособия, например, таблицы. В случае их отсутствия можно воспользоваться классной доской и цветными мелками или презентацией.  Вот как можно, к примеру, начать урок «Правописание ь и ъ разделительных знаков». Материал для наблюдения на доске закрыт:  Солю - солью, Коля - колье,                                                                                                            сел - съел,  полёт - польёт.                                                                                                                                  Учитель произносит  данные слова по группам,   голосом выделяя  [й], обращается к классу:  - Чем отличается в произношении слова  второго столбика?   Какой в них общий звук?

- Как отразилось это на письме? (Открывается запись).          

- В словах, где слышится  [й] на письме есть ъ и ь разделительные знаки.                

- Выведем закономерность правописания ъ и ь, для этого обратимся к новому материалу на доске, предназначенного для наблюдения (Открывается запись).

Бьём, объём, сэкономить, вьюга, предъюбилейный, уехал, сагитировать, пьеса, въехать, доехал,                                                                  листья, объявился, появился, появимся, обучить, воробьи.                                                                                                                                       Рассмотрим первые два столбик и ответим на вопросы:                                                                                        - Что общего в положении ъ и ь разделительных знаков?                                                                         - Перед какими буквами они находятся?                                                                                                                                            - Перед е, ё, ю, я;  ещё перед и (воробьи).  Учитель или кто-то из учеников подчёркивает условия выбора орфограмм двумя чёрточками.  

 - Чем отличаются слова другого столбика?  

 - В них есть приставки, ъ пишется после приставки, ь-в корне.                                                

- Обратимся к третьему столбику. В словах тоже есть приставки.                                      

- Почему нет ъ? Чем различаются приставки?                                                                        

- Там, где ъ приставки оканчиваются на согласный звук. А где его нет - на гласный.                                                                                                                          - Почему же в словах сэкономить, сагитировать, обучить после приставок на согласный не пишется ъ?                                                                                                

  - Нет второго условия - букв е, ё, я, ю. И в них не слышно [й].                                

  - Какой делаем вывод?                                                                                  

 -  Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, я, ю только после приставок на согласные. В остальных случаях перед теми же буквами и и пишется ь.    

Такая устная работа требует определённого времени на уроке, но имеет, на мой взгляд, продуктивность.

       В последнее время я всё чаще обращаюсь к нетрадиционной методике Тацкого П.С., получая при этом желаемый результат. В основе его методики - орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребёнок должен несколько раз повторить, как оно пишется.

Многолетние наблюдения позволили сделать выводы, что чаще всего учащиеся допускают ошибки при письме в последних словах, в словах-сказуемых, в рематической части высказывания. Повысить уровень орфографической грамотности учащихся удается, если с первого года обучения в средней школе целенаправленно проводить работу по орфографии с ориентацией (на каждом этапе) на формирование определенной системы базовых данных, умений, навыков, которыми должны овладеть ученики. «Пиком интенсивности» в овладении учащимися орфографическими умениями является 5 класс. Начиная с пятого класса можно вычленить две  группы орфограмм, являющихся не только частотными, но и основными для достижения конечного результата.

 1 группа. Звуко - буквенные написания, регулируемые правилами (правилосообразные написания).

2 группа. Звуко - буквенные написания, не регулируемые правилами (то есть написания, определяемые в словарном порядке, а также слова, пишущиеся с прописной буквы).

Это деление условное, но оно дает возможность ориентироваться в написании проверяемых-непроверяемых орфограмм, овладевать общими правилами:

«Ищи проверочное слово, обратись к правилу» (для правилосообразных написаний).

«Ищи этимологию или загляни в словарь» (для нерповеряемых написаний).

«Определи, что слово  обозначает: собственное наименование или нарицательное» (для прописной буквы).

Приемы обучения грамотности.

Списывание недеформированного связного текста с предварительным анализом правописания определенных слов. Это развивает у учащихся способность видеть орфограммы. Тексты для списывания использую связные. Чтобы воспитать учащихся на лучших образцах современного русского литературного языка, рекомендую дома заучивать наизусть поэтические тексты, крылатые выражения,  используемые в этих упражнениях. В начале учебного года даю ученическую памятку «Как списывать текст».

Если требуется только списать текст:

Если задание «списать текст» является одним из заданий к упражнению:

1.Прочитай внимательно текст.

2. Выясни смысл незнакомых слов.

3.Выпиши эти слова. Подчеркни в них все орфограммы. Составь с каждым из данных слов предложение или словосочетание.

Проговорить текст по слогам.

4. Проговори сложные и трудные для тебя слова по слогам.

Спиши текст.

5. Спиши текст.

Такая работа развивает внимание к графической стороне письма, способствует отработке навыков чистописания и безошибочного оформления записи. навыков самоконтроля.

Немного замечаний о письме по памяти

При работе в среднем звене (6 -8 кл.) обнаружилось плохое знание ранее выученных стихотворений по литературе. В качестве итоговой контрольной работы на уроке русского языка ученики писали по памяти выученный наизусть текст из предложенных трех на выбор 8 кл.

Лермонтов. «Мцыри»

Паустовский . «Телеграмма»

Рубцов. «Посвящение другу»

Результат этой работы значителен. Это не только оценка, но и приобщение к поэзии, художественному слову, культуре, это насыщение памяти, что важно

для каждого ученика как личности.

Выборочное письмо.

В ходе выполнения таких упражнений внимание учащихся акцентируется на правописании слов с орфограммами связных текстов с иной (по сравнению с начальными классами) лексической основой. Объяснение, обоснование написанного (на основе краткого логического рассуждения). Эти упражнения необходимы как звено, связующее теорию с практикой. С помощью данных упражнений вырабатываются умения.

IV. Классификация орфограмм

В ходе выполнения данных упражнений формируется дифференцированный подход к орфограммам.

Изучение нового правила. Знание правила и умение его применять – не одно и то же. Работа над правилом

После изучения правила, руководствуясь алгоритмом, объяснить грамотно написанное на доске слово с орфограммой. Первое упражнение – списывание с пропущенными орфограммами только на это правило. Ученики по очереди объясняют.

Полусамостоятельная работа с использованием сигнальной карточки:  сначала объясняют, только после этого записывают. (Предупредительный диктант).

Последнее упражнение – самостоятельно. Проверка после записи. Диктант «Проверяю себя», предложения, где 3-5 слов на данную орфограмму. Самопроверка или взаимопроверка.

Важно, чтобы ученик понимал суть орфографического и пунктуационного правила. Тогда он легче, успешнее научится им пользоваться. Учу анализу правила, выделять его структурно-смысловые части. Для этого использую в работе общий ключ к анализу (по Ладыженской, Зельмановой).

- что пишется (норма);

- в каком случае (условие);

- как действовать (действие);

- как обозначать (обозначение);

- как озаглавить (заголовок).

Пример:

«Буквы ё-о после шипящих в корне»

В корне после шипящих пишется ё – норма.

Условие: если обозначает ударный звук, если он в корне

Модели описания способов применения правила эффективны для учеников с логическим типом мышления. Для детей с наглядно-образным восприятием мира эти модели сложны или совсем неприемлемы. На этапе обучения правилосообразным действиям использую иллюстрацию на альтернативу алгоритму и схеме.

Части слова – морфемы

Сообщаю о важности этого раздела: 64% всех орфографических правил требует знания частей слова, умения их определить.

«Если знаешь части слова,

Ты напишешь их толково».

Даю план разбора:

1.Даю определение части речи.

2.Грамматическое значение окончания

3.Основа (членимая-нечленимая, производная-непроизводная).

4.Корень, однокоренные слова.

5.Приставка.

6.Суффикс.

7.Словообразовательный разбор.

Одной из причин неверного написания слов является морфемная слепота. Если человек не видит приставки, корня, суффикса, то он не может реализовать информацию о том, что на стыке двух морфем (приставки и корня, корня и суффикса) пишутся удвоенные согласные.

Карточки-задания. «Вставь пропущенную морфему»

                                        Карточка 1

Какую картину представляете при чтении этого стихотворения?

Спишите, вставляя и графически обозначая пропущенные морфемы.

Ночь выходит из горы,

Ночь обходит все дворы,

Все сады лимон..ые.

Тёмные,

Сон..ые,

Синие,

Все долины чайные,

Чёрные,

Тайные,

Все заливы пен..ые,

Лун..ые,

Бледные.

Только в утрен..юю пору

Ночь опять уходит в гору.

                  Э. Мошковская

Правило «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

Ошибки в разборе по составу слов типа по-смотр-еть, о-слыш-ал-ся и т.п. свидетельствуют о том. что учащиеся не воспринимают глагольные суффиксы перед –ть в неопределенной форме и перед  -л- в прошедшем времени как самостоятельную морфему. предлагаемое упражнение помогает увидеть «трудный» суффикс, осознать его самостоятельность в составе слова и его правописание.

                                                            Карточка 2

Списать предложения, вставляя и графически обозначая опущенные морфемы.

Сошли снега, раста..л лёд, земля строительство ведет. (В.Шефнер)

Раста..ла снегов печаль и пролегла дорога вдаль. (М.Стельмах)

Мы жито се..ли, а ветры ве..ли, былинку каждую для нас леле..ли. (Н.Рыленков)

Я замет..л первый, я увид..л первый шерстяные рукавички на руках у вербы. (Б.Белова)

Большое внимание в работе уделяю дифференцированному подходу к учащимся при изучении темы «Суффиксы –о  -  -а в наречиях с приставками из-, до- ,с-  и  в- , на- , за-» (карточки, кубики с морфемами на составление слов). Такие задания даются не только слабым, но и сильным учащимся.

Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к упражнению и их выполнение. Задания на сравнения, сопоставления, творческие задания. «Что бы я хотел получить в наследство»  (условное наклонение). Использование книг по занимательной грамматике, словарей при подготовке сообщений.

Стараюсь представлять материал по повышению грамотности, опираясь на опознавательные признаки орфограмм, блоками. Изучение некоторых тем объединяю по сходству. Например: учащиеся видят противоречия между произношением и правописанием: слышится [ -ца ] (правописание  -тся – ться в глаголах)

Белая курица                           Вулкан курится

Болит переносица                  Собрание переносится

Чистая водица                         Не стоит с ним возиться

Ответьте на вопросы:

- Что общего в произношении? (слышится [ -ца ]).

- А как написано? (по-разному). Вывод: значит, здесь есть орфограмма.

- Каков опознавательный признак? ([-ца ]).

- Что повлияло на правописание? Чем они различаются? (части речи разные)

Словарная работа.

На уроках постоянно ведется словарная работа. Ученики при выполнении упражнений работают со словарями. Начиная с 5 класса, дети в начале урока записывают словарные слова из различных разделов, проговаривая их и объясняя написание:

словарь трудных слов;

словарь корней;

словарь «Говори правильно»

Работа над ошибками.

Дети выписывают слова с орфограммами, в которых допустили орфографические ошибки, подчеркивают их, указывают пунктуационные ошибки.

Орфограммы должны знать. Это дополнительный вопрос при ответе

Два-три слова  на данную орфограмму самостоятельно.

Диагностика при обучении орфографии и при поступлении детей.

Предварительно-диагностический словарный диктант. (Выбираю наиболее трудные для класса слова). В первый день ученики пишут в рабочей тетради словарный диктант из 10-12 слов, содержащих выбранную орфограмму. Диктант проверяется сразу: слова записываются на доске, я поясняю их написание, ученики исправляют ошибки в тетрадях. Домашнее задание: составить рассказ из 4-5 предложений с использованием слов из словарного диктанта. В классе – взаимопроверка. (1-2 работы проверяет учитель). Домашнее задание: подготовьтесь к контрольному диктанту (написать дома под диктовку 10-15 слов). Третий день: контрольный диктант из 20 слов с той же орфограммой (10 прежних + 10 новых). Такая работа эффективна, количество ошибок уменьшается.

Компактное ознакомление с орфографическим материалом

Сравнительно небольшие по количеству часов орфографические темы постоянно сменяются длительными «неорфографическими» периодами. В неорфографический период удержать практические умения крайне сложно.

Поэтому в своей работе применяю метод компактного ознакомления с орфографическим материалом. Это в свою очередь формирует у учащихся представление о русском правописании как о стройной, логически обоснованной,  доступной для осознания и освоения системы. При работе над практической грамотностью руководствоваться обобщенно-сопоставительными правилами удобно. Одно из требований – минимальное количество операций при его использовании. Доступность обобщенно-сопоставительных правил позволяет уже в 5 классе овладеть всеми положениями написания о – ё после шипящих и всеми компонентами обобщенного блока «написание  слов с шипящими на конце».

Обозримость материала позволяет также решить проблему коррекции знаний. К.Д. Ушинский писал: «Расширить свои знания можно лишь тогда, когда смотришь в глаза своему незнанию». Таким образом идет интенсивное обучение правописанию.

Задача удержания умений является наиболее сложной в процессе обучения орфографии. Повторение только что изученного проводится при освоении нового материала. Например, «Орфографические разминки» (слова использую для составления предложений, текстов). Так отработка написания о, ё после шипящих в 5 классе проводится вслед за изучением написания слов с шипящими на конце. В «орфографической разминке» использую дидактические материалы, насыщенные изучаемыми и закрепляемыми орфограммами:

встаешь с первым лучом; открываешь окна настежь; пробирает дрожь; плащ с капюшоном и т.д.

При изучении следующей темы – «Буквы и, ы после ц» удерживается написание слов с шипящими на конце и написание о. ё после шипящих:

воротничок из цигейки, жесткая циновка, шел на цыпочках, желтенький цыпленок,  опасный циклон. гиацинт пахуч.

Далее следует изучение правописания корней с чередованием и продолжается работа по удержанию уже выработанных умений:

репортаж; решающий матч; шелковая блестящая трава; собираются в центре поля; приложить усилия; темп игры нарастает; трибуны замерли.

Основные положения технологии интенсивного обучения грамотному письму:

нормы правописания излагаются компактно; обучение проводится на основе доступных обобщенно-сопоставительных правил; базовые теоретические сведения, необходимые для изучения правил, актуализируются в логике освоения норм правописания;

удержание орфографических умений обеспечивается многократным систематическим повторением всего изученного ранее.

Целью освоения норм правописания, в конечном счете, является свободное письмо. Поэтому считаю, что завершать изучение каждой темы необходимо серией упражнений, связанных с изучаемым и повторяемым материалом, объединенных общей темой высказывания и реализуемой задачей по развитию речи: сочинение по опорным словам; восстановительный диктант; свободный диктант; изложение с творческим заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся пол русскому языку

Оценки устных ответов учащихся, нормы оценок диктантов, сочинений и изложений...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логичес...

Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Данный материал освещает контрольно-оценочную деятельность учителя, соблюдая принципы гласности и открытости....

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

В статье обосновываются нормы и критерии  оценивания знаний  учащихся по русскому языку....