Подготовка к ЕГЭ. Тренировочные упражнения к заданию 26.
тест по русскому языку (11 класс)

Корнеева Марина Валентиновна

Данные упражнения помогут подготовить учащихся к выполнению задания 26 ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения  к заданию 26. ЕГЭ

Задание 1 уровня

Укажите, какое из средств выразительности использовано в предложении

    А. И слышно было до рассвета, как ликовал француз

1.сравнение 2.перифраза 3.метафора 4.синекдоха

Б. Так вот и сидел я на полянке, отдыхал и разглядывал  лесного короля

1.метафора. 2.олицетворение.3.перифраза 4.оксюморон

В.В церкви была вся Москва, родные и знакомые

1.неологизм 2.литота.3.метафора 4.метонимия

Г. Мириады цветов буйными красками заливают поляну

1.фразеологизм 2.сравнение 3.эпитет 4.оксюморон

 Д. Особенно много лиственного золота скопилось в оврагах.

1.олицетворение 2. метафора 3.эпитет.4.метонимия

Задание 2 уровня

Укажите предложение, в котором средством  выразительности является эпитет.

    1.На другую гору подниматься пришлось  уже в сумерки

    2.Это была почти отвесная скала, по уступам которой взбиралась к вершинам тайга

3. Откуда-то сбоку, от темной реки, слышался глухой далекий шум, всплески и сухой трест льдин.

      4.Озеро шепчет нам вслед.

Укажите предложение, в котором  средством выразительности является олицетворение

     1.  Лес встретил пришельцев сдержанным ропотом.

2.Осыпалась пестрая листва деревьев, гасли осенние краски

3.Вдубравах хрустели под ногами глянцевые …желуди

4. В кустах обнаружилось пушистое гнездышко

2. Укажите предложения, в которых средством выразительности является инверсия.

1) Даже перед чужими людьми Иван Сергеевич не таил пылких сыновних чувств.
2) Однажды приехал на гастроли композитор Франц Лист.
3) Лестница, ведущая в концертную залу, была высокая.
4) Многие подходили к Варваре Петровне, поздравляя ее со счастьем иметь такого внимательного, любящего сына.

3. Укажите предложения, в которых средством выразительности является метафора.

1) Казалось, хлеб ещё дышит теплым ароматом печи.
2) Может быть, вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и кору.
3) Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.
4) Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма.

4.Укажите предложения, в которых средством выразительности является лексический повтор.

1) Старый сад разнообразно одевался.
2) Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада,  видный отовсюду, стал еще виднее.
3) Точное чувство подсказывало мне, что никогда и нигде не увижу я больше такого чуда, откровенного чуда, не только каждый день, но и каждый час нового.
4) А ниже клена, ниже аллеи лежало нечто сплошное кудрявого благоуханного сливочного цвета.
6. Укажите предложения, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
2) Вот и нажимаю на все педали…
3) Даже на природу он смотрел своим образом.
4) По ночам, когда не спится, слышу, как самшит с этой скалой воюет.

Задание 3 уровня

(1) В связи со строительством электростанции деревню готовили к затоплению. (2)Всех жителей переселили на новое место.

(3) С бывшими земляками Алексею Брюханову встречаться не хотелось — только душу бередить, — к своим родителям, к родителям жены ходил через силу, как обязанность выполнял.
(4) И те и другие жили в двухквартирных коттеджах. (5)В разных, но по соседству.

(6)3а год успели обустроить жилища, доделать недоделки, исправить брак. (7)Выкопали подполья, хоть и неглубокие, но для картошки, десятка банок солений хватит; главное, чтоб не промёрзли... (8)Огородили придворовую территорию штакетником (заборы в жэке ставить запретили), матери посадили цветочки, по паре-тройке узеньких грядочек морковки, лука, петрушки. (9)3а задами поставили крошечные, чтоб вид не портили, сарайки, официально являвшиеся будками для собак.
(10)У родителей Алексея собака была — привезли из деревни старого, с седой мордой Трезорку.

(11) На паром Трезорка поднялся спокойно и всю дорогу пролежал у ног отца; на новом месте дал посадить себя на цепь, но через несколько дней забеспокоился, стал рваться, выть, облаивал всех, кого видел, будто это они взяли и увезли, приковали здесь. (12)Соседи жаловались: «Никакого покою!»

(13)Несколько ночей отец рядом с ним провёл, уговаривал перетерпеть, рассказывал, что теперь это их дом. (14)Кажется, уговорил. (15)Сломал один старик другого. (16)Теперь Трезорка даже в духоту лежал во встроенной в сарайку будке, ни на что не обращал внимания. (17)Миску замечал, только когда отец раз десять прикажет-попросит:

— Ешь давай, ешь... (18)Поешь, Трезорка...

— (19)Ты с им, как с дитём, — посмеивался кто-нибудь из прохожих. — (20)Как ни увижу — собаку нянчишь.

— (21 )А что ещё делать-то? (22)И жалко — помрёт с тоски.

— (23)Ну да-а, животные это тяжело переносят. (24)Это человек ко всему привыкает.
(25)Встречи с родителями — и своими, и жены, наблюдение за Трезоркой только усиливали мутоту... (26)Посидишь, выпьешь кое-как чашку чаю, повздыхаешь, покряхтишь, глядя на коттеджи-близнецы вокруг, на девятиэтажки вдали, на сколоченные из привезённых с родины досок сарайки. (27)Позовёшь пса: «Трезо-ор!» (28)Тот слегка шевельнёт хвостом, но не выберется на воздух, не заулыбается, как раньше, не припадёт на передние лапы, приглашая поиграть... (29)И Трезор доживает, и родители.

(30)Да и Алексей всё чаще ощущал в себе пустоту, такую полную, что даже тоска пропадала. (31)То есть ловил себя на этой пустоте, прогонял её, начинал интересоваться окружающим, что там в мире, и обнаруживал: неделю-полторы-две не заметил, как прожил. (32)Будто проспал.

(ЗЗ)Из очередного приступа пустоты выбила встреча с бывшим главой сельсовета Ткачуком. (34)Случилась она в конце августа, вечером.(35) Шёл с работы, и вдруг рядом резко, аж колёса визгнули, тормознула машина, раздалось:

— Здоров, тёзка!

(36) Алексей обернулся; из мощной японки высовывалось лицо Ткачука.

— (37)А, здорово, Алексей Михалыч. — (38)Брюханов изобразил радость, а внутри заныло — пустоту залила тоска.

(По Р.В. Сенчину*)
* Роман Валерьевич Сенчин (род. в 1971 г.) — российский прозаик, литературный критик.

 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказывая о переселении людей из деревни и обустройстве их нового места жительства, автор использует такое синтаксическое средство, как (А)_(предложения 6, 7, 8). Взаимоотношения Трезора с хозяином отражает приём — (Б)____(предложения 13—14). Тяжёлые воспоминания о прошлой жизни Алексея передаёт лексическое средство — (В)____(«душу бередить» в предложении 3), а впечатления от новой жизни помогают отразить (Г)___(«тоска пропадала» в предложении 30, «ловил себя на этой пустоте, прогонял её» в предложении 31)».

Список терминов:

1) анафора

2) антитеза

3) фразеологизм

4) ряды однородных членов

5) метафоры

6) вводные конструкции

7) парцелляция
8) эпитеты

9) сравнения

Тропы

·         эпитет,

·         гипербола,

·         литота,

·         метафора,

·         метонимия,

·         олицетворение,

·         синекдоха,

·         сравнение,

·         ирония,

·         аллегория,

·         символ.

 

Лексические средства выразительности

·         синонимы,

·         антонимы,

·         фразеологизмы,

·         разговорная и просторечная лексика,

·         книжная лексика,

·         оценочная лексика,

·         диалектизмы,

·         устаревшая лексика,

·         неологизмы,

·         термины

 

Синтаксические средства

·    вводные слова и словосочетания,

·    восклицательные и вопросительные предложения,

·    неполные предложения,

·    обращения,

·    сравнительные обороты,

·    ряды однородных членов предложения,

·    риторические вопросы,

·    риторические обращения,

·    односоставные предложения

Приемы

·    анафора,

·    эпифора,

·    антитеза,

·    вопросно-ответная форма изложения,

·    градация,

·    инверсия,

·    лексический повтор,

·    цитирование,

·    диалог,

·    парцелляция,

·    синтаксический параллелизм,

·    оксюморон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные упражнения к заданию 12 (ОГЭ, русский язык): «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

«ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ». Задания с сайта ФИПИ....

Подготовка ЕГЭ. Тренировочные упражнения к заданию 8

Подготовка ЕГЭ. Тренировочные  упражнения к заданию 8...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Тренировочные упражнения 9 задания (обновленные)2021

В ЕГЭ по русскому языку в 2020-2021 учебном году произошли изменения. Данный материал содержит тренировочные упражнения 9 задания(обновленные)....

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Тренировочные упражнения 9 задания (обновленные)2021

В связи с изменениями в КИМах  ЕГЭ по русскому языку . 9 задание (обновленное) 2020-2021. Тренировочные упражнения...