Что такое корень 2 класс
план-конспект урока по русскому языку

Дамбаева Дарима Цырендоржиевна

Что такое корень 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_koren_2_klass.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс  

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

 Задачи:

  • Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
  • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
  • Обогащать словарный запас учеников.

Оборудование:  карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, толковые словари,электронное приложение к учебнику

Ход урока:

 1. Эмоциональный настрой на урок.

2.Минутка чистописания.

 Запись на доске.

                 Ум да разум надоумят сразу.

 - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

 -Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

 - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

3.Создание проблемной ситуации.

 а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

 - И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами Скоро вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

 - А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

 Пишем с большой буквы через запятую.( Дети делают запись ).

 б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали? (Дети читают свои слова)

 Почему такие разные варианты ответов? (ответ детей: Потому что у нас возникла проблема)

Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

 - А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

 - Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

 - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

 - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

 - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Давайте попробуем прийти к единому мнению. Какие слова нужно было записать?  Докажите. (работа над лексическим значением слов)

Зимушка – так ласково называют зиму.

 Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

 Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

 - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

 - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет). Почему у нас опять разные ответы?

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

 - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

 - Что заметили?(в некоторых словах есть общая часть).

 - Назовите эту общую часть. (зим- ).

 - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

 - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

 - Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)

( Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень)

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

 - С родственными словами мы разобрались.

 - Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

 - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

 Корень:

 1) подземная часть растения;

 2) часть волоса, зуба, ногтя;

 3) начало, источник чего-либо;

 4) часть слова.

 - Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

 - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

 - Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

 ( Общая часть родственных слов )

  Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

 4 . Понятие об однокоренных словах .

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

 - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

 - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,
  • -корень слова,
  • -однокоренные слова

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

 - Сравните наши выводы с выводами в учебнике. Они похожи? (Да). Значит мы молодцы.

 5. Физминутка .

 (Физкультминутку проводят учащиеся)

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

 6. Упражнения в распознавании однокоренных слов .

 а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

 Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.

        1 ряд - - лис-

        Лиса, лист, лисонька, лисий.

                                2 ряд - - мор-

                                 Морской, моряк, море, мороз.

                                                                3 ряд - - вод –

                                                                 Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

 -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

 -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

б) Самостоятельная работа.

 - Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 85 из учебника на странице 61 (1 ученик работает на обратной стороне доски, после  взаимопроверка, взаимооценка)

в) Групповая работа.

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

  • 1 группа - рыб -

 Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

  • 2 группа - ум –

 Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

  • 3 группа - ворон –

 Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

  • 4 группа - вод –

 Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.

1 группа

 Он всю зиму в шубе спал,

 Лапу бурую сосал,

 А проснувшись, стал реветь,

 Этот зверь лесной-…..(медведь).

                Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,...........онок.

2 группа

 На овчарку он похож,

 Что ни зуб- то острый нож.

 Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.( волк)

                Волк, волчий, волокно, волчица, ...........онок.

3 группа

 Что за зверь со мной играет?

 Не мычит, не ржет, не лает,

 нападает на клубки,

 прячет в лапки коготки! (кошка)

                Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.

4 группа

 Вот иголки и булавки

 Вылезают из-под лавки.

 На меня они глядят,

 Молока они хотят.

                Еж, ежиха, ежевика, ежовый, ........ик.

Самооценка.

6. Проверочное задание-тест.

 - У вас на столах осталась карточка с цифрами  Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

 Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

  Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними. Почему вы выбрали именно эти слова? Самопроверка с доски. Самооценка.

7. Рефлексия.

Какую проблему сегодня решали на уроке? Что сегодня выяснили? Оцените с помощью сигнальных карточек своё  настроение.

8. Домашнее задание.

 - упр.№ 83, 84 (по выбору)

-  Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пятый класс?

Внеклассное мероприятие для 5 класса. Посвящение в пятиклассники....

Презентация "Что такое мастер - класс"

В презентации представлен материал по проведению мастер - класа"...

Что такое МАСТЕР КЛАСС?!

Выступление на районной августовской конференции на секции учителей математики...

Презентация "Что такое мастер-класс"

Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования...

Что такое мастер-класс (презентация)

Что же такое мастер-класс?...

Что такое мастер-класс

Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки...

Что такое климат класса?

Психологический климат класса — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слага...