Разработка урока по теме "Обособленные определения и приложения" в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Разработка урока по теме "Обособленные определения и приложения" в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.

Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

Ход урока

  1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
  2. Проверка домашнего задания:
  • Какие члены предложения называются обособленными?

(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:

Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.

  • Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.) 

  •  В каких случаях обособляются определения и приложения?

(Определения и приложения мы выделяем интонацией  при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:

  • Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:

Усталая, она пришла домой.

  • Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.

  • Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ветер, холодный и колючий, подул с севера.

Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)

  1. Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)

  • Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?

(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)

Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.

  • Итак, записываем в тетрадях:

        Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет.

(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)

Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.

        

Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».

Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.

(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

                        

(Комплексный анализ текста)

        1) Брянская земля, древняя, славная, – край  удивительной красоты.

2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.

3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!

  1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать?

(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)

  1. В каком предложении заключена основная мысль текста? (в 1)
  2. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
  1. Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
  2. Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
  1. Определите тип текста (докажите свое мнение)

        Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ , ……………

  1. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину?

        Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)

сравнение:  луга, пестрые, как ковер,…  

? метафора: деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей

прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении  

Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.                                                                    

  1. Найдите типы словосочетаний по способу связи:  

        В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты

        В 5 предл. – управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.

  1. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями  

        1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.

  1. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему.

Физкультминутка.

  1. Материал для закрепления

  • Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК:
  • обособляется, если имеет оттенок причинности, например:

Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

  • не обособляется, если имеет значение «в качестве», например:

Все знают Семенова как хорошего футболиста

  • если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:

Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков

  1. Работа с учебником (упражнение 315)  Читаем задание, выполняем самостоятельно.

(звучит легкая музыка)

Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.

Музыка выключается.  

После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради

Словарная работа.

- Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.

Оно имеет два основных значения:

  • вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
  • Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве

В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:

пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»

Составьте и запишите предложения по схемам.

1)   [  сущ.   ,  │ опр.,   выр.   прич.  обор. │  ,    ……… ]   .

2)   [ │опр.,    выр.    прич.   обор.   │ ,    личн.    мест.     ………]    .

               распр.прил.

3)   [  │как ……… │ ,    сущ.    ……… ]   .

Итог урока

- Мы повторили  тему «Обособленные определения и приложения»

- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?

Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:

  • любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

        (Усталая, она пришла домой.)

  • согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного

        (Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)

  • согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного

        (Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю)

  • если имеют обстоятельственное значение

причины

(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)

уступки:

Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя

или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

        

- Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:

За работу в тетрадях –

За работу по карточкам -

За работу на интерактивной  доске (анализ текста) -

За работу у доски –

Работали с учебником:

Составляли предложения по схемам и получили оценки

Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)

Обратить внимание учащихся: при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;

упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)

Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;

Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему "Определение скоростей молекул газа"

Цель данной разработки- описать методику проблемного обучения на основе изучения новой темы "Определение скоростей молекул газа".Методика использования сводится к следующему: педагог ставит перед учащ...

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические у...

Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".

Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке....

разработка урока по русскому языку в 11 классе. Тема "Обособление определений" (подготовка к ЕГЭ)

Данная разработка может помочь учителю при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку по теме:"Обособление определений"  К разработке урока прилагается презентация....

Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»

Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....

Разработка урока по русскому языку в 11 классе «Обособленные определения»

Цели урока:1. Знакомство с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработка умений и навыков по данной теме;2.Обо...